Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Искусство продавать искусство

Что сделать, чтобы новгородские художники не были голодными, и откуда в нашем городе могут появиться молодые и талантливые фотографы?
Ответом на вопрос, который мы поставили, вначале мог бы быть простой факт: идут года, фотографическая мода меняется, а рынок художественной фотографии остается. Но в случае Великого Новгорода все не совсем так. Как утверждают специалисты, новгородского рынка искусства нет и в обозримом будущем не предвидится. О причинах и следствиях сложившейся ситуации размышляет известный новгородский фотограф и директор Дома визуального искусства «АртХолл» Марк НАЗАРОВ.
— Марк, рынок искусства — это: нарисовал — продал — получил гонорар?
— В общем и целом — да.
— Что же тогда делать с утверждением, что художник должен быть голодным?
— А он не должен быть голодным. Голодные люди просто физиологически плохо соображают. В наше время и живопись, и графику можно продать, только работай стабильно. Тут главную роль играют терпение и постоянное трудолюбие, а в нашей стране зачастую творческий человек ассоциируется с человеком ленивым: сегодня — работаю, а завтра — не хочу, пить буду. Это не творчество, это расхлябанность. Совершенно иначе выглядит западный мир искусства. От художника требуется стабильная работа, за которую он получит стабильный заработок. Такой мир не то чтобы коммерциализирован, но, тем не менее, имеет определенные рамки.
— А российского художника разве загонишь в рамки?
— Я не призываю российских художников полностью меняться на западный манер, я лишь говорю, что из западной культуры следует взять трудолюбие, ответственность, стабильность, наконец! Это работает, и люди не чахнут. Ну и надо не забывать, что творчество — синоним труда. Добавлю: история русской живописи знает признанных художников, великих трудолюбцев. Большинство из них, кстати, не голодали.
— Почему в нашем городе не сформировался рынок художественной и репортажной фотографии?
— Рынок художественной фотографии есть, другое дело, что он не носит массовый характер и по большей части страдает невысоким техническим уровнем работ. А репортажная фотография тяготится небольшим количеством печатных СМИ, низкими гонорарами и либеральными требованиями редакторов. Получается, что кормить могут только «садики» и свадьбы. Очень скоро так называемая старая гвардия, которая снимает для газет ещё с советского времени, уйдёт на пенсию, и образуется провал. Новое поколение репортеров не растет, хотя фотографическая мода обновляется каждые 10—15 лет, меняется техника, меняется подача, трактовка снимков. А в нашем городе нет системы подготовки фотографов.
— Что лично вы делаете для того, чтобы этот вопрос сдвинулся с мертвой точки?
— В ближайшем будущем «АртХолл» запускает отдельный курс, направленный на воспитание профессиональных фотографов-репортеров. Курс этот инициируют новгородские СМИ. Чтобы попасть в группу, которую мы набираем, необходимо будет пройти предварительный отбор, представить на конкурс свои снимки. Обучение, возможно, будет проходить в режиме видео-конференции со специалистами из Москвы и Санкт-Петербурга. Подробнее пока ничего не могу рассказать — информация фактически с пылу с жару.
— Вы организовали в нашем городе фотошколу. А что можете сказать о новгородцах, которые интересуются фотографией?
— В фотошколе было уже три набора, сейчас идёт четвертый. Когда я впервые начал ею заниматься, у меня было желание научить людей хорошо фотографировать, а потом я понял, что даже для моих учеников это — не главное. Гораздо больше людям хочется общаться со своими единомышленниками, с теми, кто разделяет их увлечение. Поэтому они готовы ходить на занятия, не ставя перед собой цель научиться снимать профессионально. Фотошкола — это в некотором роде психотерапия. Я уверен, что нельзя прийти рисовать или заняться фотографией, что-то в себе не поменяв, не открыв какую-то новую дверцу в своей душе. Стоит только решиться на новый шаг.
 
Алина БЕРИАШВИЛИ