Воскресенье, 19 мая 2024

Редакция

Заветное слово

Составитель сборника «Сказки Новгородской республики», житель тверского города Удомля Алексей НАМЗИН рассказал корреспонденту «НВ» о том, какую мудрость зашифровали в своем творчестве наши предки.

В том, что сказки, выпущенные летом 2010 года в соседней Тверской области, можно смело называть новгородскими, нет ничего удивительного. Город Удомля вплоть до 1478 года, то есть до падения Новгородской республики, входил в ее состав, а Удомельская волость находилась во владении Святой Софии. В 1719 году Удомля вновь согласно территориальному делению Российской империи попала в состав Новгородской провинции, а в 1727 году её записали в состав Новгородской губернии. Более того, и по сей день новгородское прошлое эхом отзывается в речи удомельцев и жителей близлежащих деревень. Кто-то цокает по-новгородски: «пецка», «свецка», кто-то употребляет слова, свойственные лишь новгородскому диалекту.

Сорок сказок, представленных в сборнике, были собраны в течение 14 лет в этнографических экспедициях по разным районам Тверской области и по Боровичскому району Новгородской. 26 из них можно со стопроцентной уверенностью называть нашими, новгородскими.

— Алексей, какие новгородские обряды зафиксированы в собранных вами сказках?

— Самые разные. Часто встречается обряд инициации. Новгородская сказка «Вася-Василиса» была записана в селе Сельцо Карельское. Главный ее герой по имени Васька никак не хочет вести себя по-мужски и, просто искупавшись в реке, неожиданно превращается в девушку. А всё дело в том, что когда-то существовал в новгородских деревнях обычай: если парень вёл себя не по-мужски, отказывался выполнять мужскую работу — не умел или не хотел, то его одевали в женскую одежду и нарекали женским именем. Таким образом новгородцы помогали природе выбраковывать недостойных, по их мнению, продолжателей рода, снижая риск появления в будущем потомстве таких вот «Василис» вместо нормальных «Вась». Купание в сказке — это и есть символ обряда инициации, перехода из детского в мужское состояние. Вася этот обряд не выдюжил, за что и поплатился. Впрочем, парень мог искупить свою слабость, совершив один или даже несколько по-настоящему мужских поступков. Так и происходит в сказке: Вася-Василиса приходит на реку, спасает там тонущую девушку и вновь становится мужчиной. Только на память о прошлой слабости ему остается двойное имя — Вася-Василиса.

— Мудрая сказка, только жестоко это — двойное имя оставлять.

— Русские сказки могут быть жестокими только в целях назидания. А как в старину можно было еще объяснить, что хорошо, а что плохо? В корейских сказках концовка считается хорошей, если главная героиня, всеми унижаемая и терзаемая, в итоге умирает. Если вам не нравится такая концовка — вы русский человек. Не говорю — европеец, ибо в сказке про Красную Шапочку бабушка, внучка и понятые вспарывают волку живот и накладывают туда камней. Поэтому русские сказки добрые, мудрые, но могут быть и жестокими. Мудрости же в русских народных сказках — не на один том!

— А каким-то конкретным навыкам можно научиться с помощью сказок?

— Боевые сказки могут открыть перед читателями ряд техник рукопашного боя стиля «буза». В своей первой этнографической экспедиции я беседовал со старожилами деревень, и они делились с нами не только сказками, но и частушками, быличками и рассказами о некоторых элементах русского рукопашного боя. Некоторые даже были готовы вживую продемонстрировать технику «бузы».

— Как следует относиться к тому, что элементы русской народной культуры, в том числе и множество сказок, уходят в прошлое?

— То, что сказки сейчас забыты в народе, — и трагедия, и это закономерно. Ведь мы больше не передаём опыт предков, наигрывая на гуслях былины о Великой Отечественной войне. Всё меняется, меняются способы передачи знаний, культуры, традиций. И сказки служат только для увеселения и услады слуха. Да и сказки, которые знает большинство людей, вычищены полностью, обработаны литературно, там почти не осталось истинно народного.

— Сказки, собранные вами, сохраняют народность?

— Да, в этой книге собраны чистые народные сказки в том виде, в каком их рассказывали жители деревень. Признаюсь честно: не все восприняли это адекватно, но — вольному воля.

— Как новгородцы могут ознакомиться с вашим сборником?

— У меня осталось всего около трехсот экземпляров, и переиздать сборник я уже не смогу, но оставшиеся книги я могу отправить в Новгород по почте, наложенным платежом. Если у кого-то возникнет желание заказать сказки, то связаться со мной можно по электронной почте: namsing@mail.ru.

Алина БЕРИАШВИЛИ