Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

А нам сверху виднее

{thumbimage 150px 1}Новгородские руферы ползают по крышам не ради антенн и терроризма
Романтика крыши — это когда над тобой  только небо, под тобой — целый город, а вокруг тебя — открытое пространство и ветер. И, в общем-то, не так важно, день или ночь, мороз или жара, главное — что тебе покорилась ещё одна городская крыша, а значит, город стал более близким.
Пожалуй, именно так и выглядит в нашем изложении философия руферов, или, говоря по-русски, крышелазов.
Оставив в стороне догматы о том, где и когда зародилась эта особая молодежная субкультура и насколько активно она развивается в России, остановлюсь на паре моментов. Со времени моего переезда в Новгород я мечтала посмотреть на Волхов с крыши одной из девятиэтажек на набережной Александра Невского, а ещё — оценить красоты Западного района с высоты известного «Монолита». Одна моя мечта сбылась не так давно, и хочется думать, что после интересного знакомства исполнится и другая.
Руферы они или не руферы, Максим ОЗЕРЦОВ и Александр БАСУН не задумываются. Просто регулярно отправляются на прогулку с фотоаппаратом и штативом в рюкзаке, выбирают дом, поднимаются на последний этаж и пробираются на крышу.
— Начиналось все, конечно же, в детстве, с подъёмов на гаражи. Потом были освоены ближайшие панельные дома со стандартными плоскими крышами, а года три назад мы с друзьями забрались на стройку будущего онкоцентра — она тогда ещё не охранялась.  Поднялись на крышу, увидели город, и пошло-поехало: завод на Нехинской, высотки на пересечении Корсунова и Мира, — рассказывает Максим. — Я даже не знаю, на скольких зданиях я побывал. Но у меня есть несколько любимых крыш, есть такие, куда могу попасть только я, и я держу эти ходы в большой тайне.
— Для меня смотреть на город с крыши равносильно походу в кинотеатр, — развивает свою мысль Саша. — Чтобы там ни было внизу, когда ты залезаешь наверх и оцениваешь Новгород, то видишь, что прежде всего он красивый! Действительно зелёный, а ведь на земле этого иногда и не замечаешь. Сверху он с ровными дорогами, без грязи и мусора.
Новая крыша должна подходить сразу по двум требованиям. Во-первых, она должна быть интересная.
— Помимо крыш, почти с каждой из которых можно наблюдать замечательные виды, есть ещё и отдельные постройки с интересной архитектурой, — хором обучают меня Максим и Саша. — К примеру, недавно сданная в эксплуатацию «свечка» у виадука. Пока дом не был сдан, мы обследовали его крышу: она полукруглая с удобным бортиком. Идеальное место для групповых портретов. Плюс есть небольшая будка, через которую можно забраться ещё выше и оценить вполне живописный индустриальный вид. А ещё на Попова, д. 10. Крыша сплошь состоит из подъёмов и спусков. Кроме того, попасть на неё можно только с соседней крыши.
И вот тут мы вплотную приближаемся ко второму, не менее важному условию — крыша должна быть доступной. У каждого уважающего себя крышелаза есть пара историй о собственных подвигах в покорении крыш, курьёзные ситуации, которые чуть было не закончились провалом, и подходящая случаю улыбка не отступающего от цели профессионала. Мои знакомые — не исключение.
— Есть несколько способов попадания на крыши: через подъезд и по внешней лестнице. Правда, последний вариант приемлем только в центральной части города и для тех, кто не страшится высоты, — объясняет азы Максим. К слову, сам он признался, что высоты как раз боится, но в этом и прелесть — адреналин. — На практике 75 процентов крыш закрыты, но всегда есть знакомые, навыки просачивания между прутьев решётки или через хлипкие замки, которые несложно снять, а потом поставить на место.
Предчувствую укор и неодобрение во взгляде читающих: хулиганы! Что ж, вполне может быть, если подходить к делу формально. Но нет ничего хуже, чем стричь всех под одну гребёнку. Хотя, конечно, и у Максима были неприятности:
— С крыши дома, где располагается «Телеком», нас буквально сняла милиция. Дело было уже после одиннадцати вечера, шёл дождь, температура держалась около нуля, поэтому наверху было скользко, передвижение становилось опасным, а главное — громким. И осторожные жильцы набрали на телефоне заветное «02». С последней ступеньки чердачной лестницы меня сняли уже люди в погонах.
Ну а дальше было выяснение и объяснение в кремлёвском отделении и уверения в том, что мальчишки — никакие не хулиганы, не собирались воровать антенны, а просто фотографы, в чьей коллекции множество работ, выполненных с верхней точки съёмки. В тот раз дело обошлось без неприятностей. Кто знает, может быть, именно это обстоятельство или всё-таки беззаветная любовь парней к верхотуре не угасила их пыл.
К примеру, на грядущую весну у Максима и Александра — серьёзные планы: подняться с фотоаппаратом на третий корпус политеха. Взобраться на здание «Энергосбыта», что на Щусева. Есть и мечты из разряда недоступных — завод «Дека», но надежду парни не теряют. И пока на городских крышах лютуют метели, разрабатывается проект нового новгородского интернет-ресурса, на котором все желающие смогут полюбоваться видами с крыш родного города на фотографиях ребят. Пока что дело ограничивается лишь группой ВКонтакте, но думается, что это ненадолго.
 
Мария КЛАПАТНЮК
Максим ОЗЕРЦОВ (фото)