Новгородские реставраторы восстановили фрагменты живописной росписи церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря.
На сегодняшний день удалось собрать часть композиции «Воскрешение Лазаря» и часть орнамента с западной стены храма. Уникальные работы были проведены художниками-реставраторами научно-реставрационной мастерской «Фреска».
Церковь, построенная в 1355 году архиепископом Моисеем и расписанная на рубеже XIV—XV веков, во время Великой Отечественной войны была полностью разрушена немецкой артиллерией. Так что сначала реставраторам пришлось разбирать руины, извлекая на свет фрагменты штукатурки с живописью. Всего, по подсчётам специалистов, под завалами было найдено порядка шести тысяч фрагментов.
На сегодняшний день сохранилось очень мало довоенных фотографий храма, что, естественно, усложняет процесс работы. Тем не менее фреска «Воскрешение Лазаря» воссоздавалась довольно быстро. Как говорят реставраторы, им повезло, что разбор руин церкви Михаила Архангела они начали именно в том месте, где находилась эта композиция.
В целом же, как сообщают специалисты, по своему стилю сковородские фрески сильно отличались от феофановской школы. В этом можно убедиться при сопоставлении их с фресками волотовской церкви, выполненными с невиданной в новгородской живописи экспрессией. Живопись же церкви Михаила Архангела отличают изысканный аристократизм, красота спокойных округлых форм, изящество жестов и утонченность колорита, построенного на мажорных оттенках фиолетового, зеленого и оранжевого тонов.
Правда, сказать точно, когда и смогут ли вообще новгородцы увидеть эту живопись, трудно. Так же, как и ответить на вопрос, будет ли восстановлена сама церковь Михаила Архангела Сковородского монастыря, как храм Успения на Волотовом поле, куда уже возвращена часть росписей, также собранных из сотен фрагментов. Пока раскоп Михайловской церкви законсервирован до следующего сезона.
Церковь, построенная в 1355 году архиепископом Моисеем и расписанная на рубеже XIV—XV веков, во время Великой Отечественной войны была полностью разрушена немецкой артиллерией. Так что сначала реставраторам пришлось разбирать руины, извлекая на свет фрагменты штукатурки с живописью. Всего, по подсчётам специалистов, под завалами было найдено порядка шести тысяч фрагментов.
На сегодняшний день сохранилось очень мало довоенных фотографий храма, что, естественно, усложняет процесс работы. Тем не менее фреска «Воскрешение Лазаря» воссоздавалась довольно быстро. Как говорят реставраторы, им повезло, что разбор руин церкви Михаила Архангела они начали именно в том месте, где находилась эта композиция.
В целом же, как сообщают специалисты, по своему стилю сковородские фрески сильно отличались от феофановской школы. В этом можно убедиться при сопоставлении их с фресками волотовской церкви, выполненными с невиданной в новгородской живописи экспрессией. Живопись же церкви Михаила Архангела отличают изысканный аристократизм, красота спокойных округлых форм, изящество жестов и утонченность колорита, построенного на мажорных оттенках фиолетового, зеленого и оранжевого тонов.
Правда, сказать точно, когда и смогут ли вообще новгородцы увидеть эту живопись, трудно. Так же, как и ответить на вопрос, будет ли восстановлена сама церковь Михаила Архангела Сковородского монастыря, как храм Успения на Волотовом поле, куда уже возвращена часть росписей, также собранных из сотен фрагментов. Пока раскоп Михайловской церкви законсервирован до следующего сезона.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА