Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Редкий коммерсант

Монография, изданная в Санкт-Петербурге при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, является первым в России серьезным исследованием творчества этого композитора за последние полвека. Автор книги, Татьяна БЕРФОРД, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин НовГУ, развеивает многие мифы, связанные с личностью Паганини.

В результате об этом человеке читатель может узнать много нового, даже в деталях: оказывается, имя великого музыканта произносится с ударением на последний слог: Никколо. По словам Татьяны Берфорд, в нашей стране укоренилось неверное представление о том, что в итальянском языке ударение всегда падает на предпоследний слог.

— Один из самых распространенных мифов о Никколо Паганини состоит в том, что он якобы является лучшим скрипачом всех времен и народов, — рассказывает Татьяна Берфорд. — Безусловно, он был выдающимся виртуозом, но в то же время обладал редким коммерческим чутьем. Другими словами, Паганини умел преподнести себя так, чтобы публика им восхищалась и считала его искусство непревзойденным. Это был тщательно продуманный пиар.

Легендарный скрипач любил окружить себя аурой таинственности. В одной из своих автобиографий Паганини заявил, что знает секрет, как за очень короткое время научиться хорошо играть на скрипке, что породило множество легенд вокруг имени музыканта. Каждый исследователь предлагал свою разгадку тайны, ходили даже слухи, что великий итальянец заключил сделку с дьяволом. А может, секрет его таланта был как-то связан со скрипкой работы великого мастера Гварнери?

Ведь Паганини очень ценил именно этот инструмент, а перед смертью завещал его своему родному городу Генуе. Татьяна Берфорд полагает, что никакого секрета не существовало: это была очередная игра на публику.

— У каждого исполнителя существует свой способ «приручения» инструмента. Паганини всегда выбирал для себя скрипки с сильным звучанием, так как не умел извлекать из инструмента мощный звук. Видимо, он даже немного комплексовал по этому поводу, — говорит автор книги.

— Мне кажется, талант Паганини основывался на точном представлении об особенностях музыкального инструмента и его возможностях. Интересно отметить, что Паганини-исполнитель не обладал теми скрипичными «добродетелями», которые ценились в его эпоху.

В то время считали, что скрипка должна петь, как человек, а ее звук должен быть мощным. Паганини, обладатель слишком длинных рук, плоских подушечек пальцев, хрупкого телосложения, не соответствовал исполнительским стандартам своей эпохи, а его нервический темперамент препятствовал ровному ведению смычка. И все же он был гением.

— Паганини — первый скрипач-романтик, понявший неограниченную способность скрипки к звукоподражанию. С помощью музыкального инструмента он мог передать звуки природы и даже человеческую речь. Современники неоднозначно относились к подобным «фокусам». Одни считали их великим искусством и восхищались ими, другие критиковали, называя это пародией на музыку, — рассказывает исследовательница.

Еще один вопрос, впервые затронутый Татьяной Берфорд, состоит в том, где же следует искать истоки творчества героя книги. Долгое время считалось, что Паганини открывает собой эпоху европейского романтического исполнительства. Но исследования ученой показали, что в основе искусства великого итальянца лежат достижения французских скрипачей-композиторов эпохи классицизма — Джованни Баттиста Виотти, Родольфа Крейцера, Пьера Рода.

И еще: в книге представлено около 250 нотных примеров, впервые в России опубликованных по методике «diplomatic transcript», то есть с максимальным приближением к тому, как они записаны в автографах Паганини и в старопечатных нотах его эпохи. Таким образом, читатель получает возможность взглянуть на ноты самого Никколо Паганини.

Светлана ГОРИНА