Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Зритель, внимания!

{thumbimage 150px 1}Со спектаклей фестиваля «Театральное вече» молодёжь уходила, не дождавшись финала
Второй Международный фестиваль «Театральное вече», посвящённый нынче молодым: актёрам, режиссёрам, драматургам, вызывал споры ещё до официального открытия. Уж слишком неоднозначной была его афиша.
Там значились, например, спектакль «Чмо», поднимающий тему дедовщины в армии; постановка, посвященная проблеме наркомании, насилия в современном обществе, которую актёры раскрывают с помощью модерн-танца; спектакль в популярном жанре женской стендап-комедии. Своё видение молодёжных проблем  показали театры из Санкт-Петербурга (Театр им. Ленсовета), Кемерова, Нижнего Новгорода, Украины, Белоруссии, Молдовы.
 Чего уж скрывать, многим новгородцам, посетившим показы в рамках форума, было не всегда легко досидеть до конца спектакля: увиденное порой было непонятно и… неприятно. И дело даже не в нецензурных словах и выражениях, которые можно было слышать со сцены и из-за которых был введён возрастной ценз на два спектакля, а в самой подаче материала. Кого-то смущало минимальное количество декораций на сцене, других, наоборот, излишняя достоверность показа современной жизни.
— Никакой пошлости и эротизма в представленных постановках нет, — отметила театральный критик Виктория АМИНОВА. — Но не каждому взрослому стоит идти на этот фестиваль. Здесь тебя не будут развлекать, делать приятно. Тут хотят говорить по-другому: по-серьёзному, но современным языком. Жестко, пусть иногда это бывает больно, но это и есть искусство. Современное, новаторское, молодое.
 Открывала фестиваль премьера Театра имени Ленсовета  «Я боюсь любви». Шесть актёров играли встречи, расставания, признания, обман — всё то, чем полна жизнь современных женщин и мужчин. По количеству проданных билетов эта постановка стала лидером форума. Но в этом, надо признать, большую роль сыграла не столько премьера, сколько имя театра, её представлявшего. Дело в том, что, увидев в афише известное имя или название театра, мы не особо вдаемся в подробности — что дают и кто автор. Главное — степень известности заезжих гостей. Поэтому наше ожидание не всегда оправдывается. Премьера же этого сезона в Ленсовете «Я боюсь любви» — дебютная постановка молодого режиссёра Марии Романовой.
— Если кто-то думает, что премьера начинающего режиссёра на большой академической сцене — почти ежедневное явление в Санкт-Петербурге, они глубоко заблуждаются, — продолжает Виктория Аминова. — Не каждый молодой режиссёр удостаивается такой чести. Так что это своеобразный эксклюзив и для северной столицы, который новгородцы смогли увидеть и оценить одними из первых.
 Живинку в тихую новгородскую театральную жизнь внесли и показы следующих дней фестиваля, хотя аншлагов и не было. Среди спектаклей можно назвать, пожалуй, спектакль «М-П» театра одновременной игры «ZООПАРК» из Нижнего Новгорода. Посмотреть на пафос и метафизический намёк на известную культовую  поэму советских времён Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» пришли люди совершенно разных поколений: от молодёжи до людей старшего возраста. Рассуждения обаятельного пропойцы Венечки встречались не только дружным смехом мужчин в штатском и милиционеров, организованно пришедших на просмотр, но и сочувственным шёпотом женских голосов: «Вот и мой так же говорит». А вот для молодежи рвение широкой русской души во многом осталось непонятным: сбившись со счёта после 18 представителя молодого поколения, вышедшего из зала, корреспондент «НВ» в сторону двери больше не смотрела…
— Если зритель уходит из зала, значит, это не наш «клиент». И это хорошо. Нам нужна наша целевая аудитория, та, которой это будет понятно и интересно. А три человека это будет или сто — уже второй вопрос, — сказал Давид БУРМАН, президент Международного театрального фестиваля «КУКАRТ», продюсер спектакля «Целлофан». — Такой фестиваль — это серьёзная подвижка для Великого Новгорода в театральную среду как для зрителей, так и для местной власти. Шесть драматических спектаклей — такими гастролями не каждый форум может похвастаться. И за него вам надо держаться, чтобы город на Волхове знали не только как колыбель русской истории, но и современный театральный центр.
Давая комментарий накануне открытия фестиваля, директор театра драмы Виктор Назаров отметил, что, выбирая тематику для второго «Театрального вече», было интересно узнать, насколько привлекут новгородского зрителя подобный формат и тематика, как будет заполнен зал. Что ж, об отсутствии интереса к форуму говорить не приходится, хоть зал и не был «битовым». А значит, есть к чему стремиться.
 Заглядывая вперёд, директор Международного фестиваля «Театральное вече» Александр Никитин отметил, что в 2011 году форум состоится летом и порадует новгородцев и гостей города знакомством с одним из самых древних форм исполнительского искусства — уличным театром. Правда, добавил, если всё сложится удачно. Дело в том, что на сегодняшний день на право проведения у себя фестиваля «Театральное вече», но уже, конечно, под другим названием, претендуют три региона, подавшие заявку в Министерство культуры. Так что если нам не хватит дипломатии, желания и финансовых вливаний, театральный форум мы потеряем так же, как в своё время лишились внимания фестиваля комедийных фильмов «Улыбнись, Россия!». А внимания, как известно, много не бывает!
 Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)