Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Льют колокола и льётся музыка

{thumbimage 150px 1}Новгородцы собрались на «Звонарское вече»
Колокольный концерт «Звонарское вече», который прошел в минувшее воскресенье в Витославлицах, для новгородцев в какой-то степени был в новинку. Конечно, существует колокольный фестиваль «Златозарные звоны», который проходит у нас раз в два года, начиная с 2000-го, и он уже полюбился горожанам. Но так получилось, что после насыщенного праздниками юбилейного года эта осень должна была обойтись без колокольного подарка.
«Как бы не так!» — решили постоянные участники «Звонов» и собрали единомышленников, организовав с помощью Новгородского областного музея-заповедника колокольный концерт. Получилось — насыщенно, разнообразно и очень по-русски.

Снять мастерство с руки


Между собой звонари небезосновательно называют своё дело профессией долгожителей, прибавляя к утверждению пословицу: «Звонарь умирает на колокольне». Если говорить серьёзно, то звонари и правда крепкий народ: мало того, что колокольный звон благотворно влияет на человека, так ещё и необходимость постоянно подниматься на колокольню, проводить на ней немало времени в ожидании архиерея, конца церковной службы или начала крестного хода, и всё это в любую погоду, волей-неволей закаляет.
— Главное, чтобы в день концерта погода не подкачала, — поделился опасениями в канун концерта один из организаторов мероприятия, звонарь новгородского Софийского кафедрального собора Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ. — Высокая влажность воздуха отрицательно влияет на звук, да и звонарям, конечно, тоже приятнее звонить в сухую погоду. Впрочем, опытным звонарям многое по плечу. К примеру, достаточно буквально пяти-семи колоколов, чтобы показать обычный звон. А когда таких колоколов более десятка, то и звоны получаются интереснее, мастерство раскрывается по-особому. Кстати, на Софийской звоннице более 15 колоколов.
Любопытно, что для освоения новой колокольни звонарю нужна буквально одна репетиция: если сделана классическая развеска колоколов, то всё остальное, как говорится, лишь дело техники. Трудности возникают, скорее, с верёвками, каждый вяжет их под себя. Кто-то любит металлические цепи, потому что меньше рвутся, у кого-то большие колокола весят меньше тонны, а где-то и пять тонн — надо перераспределить нагрузки корпуса.
— Почему для концерта выбран именно музей Витославлицы?
— Ну, во-первых, Витославлицы обладают ничуть не худшим набором колоколов. Самые большие колокола, что на Софийской звоннице, что в Витославлицах, весом 650 килограммов — близнецы, отлитые одновременно на одном заводе в городе Каменск-Уральский в 1992 году. Кроме того, проведение концерта в Витославлицах — это ещё и потрясающая атмосфера музея под открытым небом.
Есть и ещё одна причина, по которой нынешний концерт решено проводить не на Софийской звоннице: сейчас там идут подготовительные инженерно-расчетные работы по установке большого, юбилейного колокола.
— Мы очень ждём момента, когда новый колокол обогатит и украсит звонницу, ведь в целом колокола в Новгороде не самого высокого качества, — рассказывает Вячеслав Волхонский. — К сожалению, Софийская звонница по качеству и размерам колоколов уже позади многих других, менее древних и менее исторически значимых звонниц. Большинство наших колоколов отлиты 20 лет назад, когда колокололитейное дело только восстанавливалось после семидесяти лет перерыва. Сегодня колокола льют гораздо лучше.
К сожалению, в 1920–1930 годы, когда колокола уничтожались, вместе с ними ушли и большинство настоящих звонарей, так что многие произведения оказались практически утерянными.
— Конечно, можно попытаться зафиксировать колокольные звоны нотами, особенно когда сохраняются колокола, с которых звон записан, но многие технические моменты записать просто невозможно. Лучше всего, когда ученик снимает звон прямо с руки звонаря, — объясняет Вячеслав.

Православный — звон особый

Дивные звуки колоколов разливались над Витославлицами с самого воскресного утра, приглашая гостей на концерт. Да и опасения о плохой погоде развеялись вместе с тучками: несмотря на осенний, холодный ветерок, небо было чистым, а осинки отливали золотом.
Взобравшись по тёмной лесенке на колокольню церкви Николы из деревни Высокий Остров, пробовали звонить в колокола участники концерта — гости из Санкт-Петербурга и Москвы. Неуверенные вначале, звуки постепенно набирали всё больше сил, чувствовалось, что наверху собрались далеко не случайные люди. Кстати, познакомившись с собравшимися звонарями, можно было сделать однозначный вывод — сегодня профессия не стареет. Во всяком случае более половины звонарей, приехавших в Новгород на «Вече», были именно молодыми людьми.
— Для того чтобы стать хорошим звонарем, нужно пройти долгий путь, — поделился размышлениями гость из Санкт-Петербурга Марат КАПРАНОВ, звонарь храма Сретения Господня на Гражданском проспекте. — У человека, который находится в духе церкви и посещает службы, звон получается с «правильной» атмосферой. От посещения церкви волей-неволей формируется опыт звона в колокола. Кстати, опытный человек всегда может сказать — светский звонит в колокола или православный. Очень сильно отличаются от других монастырские звоны.

Болтать языком — моя профессия


Так отрекомендовался старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь КОНОВАЛОВ, тот самый, которого покойный патриарх Московский Алексий II называл «Звонарём всея Руси». В общении Игорь Васильевич оказался на редкость простым и интересным человеком:
— Звоню я уже больше четверти века, но о смене профессии речи не идёт. И вот почему: перед вами объект, который последние 25 лет не болеет вирусными и гриппозными болезнями, — подтвердил мысль о благотворном влиянии профессии Игорь Васильевич, а ещё поделился особенностями, связанными с титулом «Звонарь всея Руси». Всегда нужно быть готовым звонить в любой ситуации. — Вот под нами часто снайперы лежат, охраняют первых лиц государства — у нас же постоянно в храме Христа Спасителя высокие гости. Снайперы к нам привыкли, а мы к ним.
В своих занимательных рассказах Игорь Коновалов не обошёл вниманием и Великий Новгород.
— Я считаю, что после юбилея города пора бы серьёзно подумать о том, что колокола, стоящие на пьедесталах под Софийской звонницей, должны занять место на ней, — заметил Игорь Васильевич. — Совсем недавно я был в Голландии по приглашению гильдии утрехтских звонарей. В этом городе посетил два предприятия и видел примеры реставрации древних колоколов. Могу сказать точно — специалисты творят чудеса. И новгородский Воскресный колокол, весом 10 тонн, у которого пробоина в верхней части, лечится элементарно. Я надеюсь, что нам удастся услышать дивный, ни с чем не сравнимый голос колокола новгородского мастера Ермолая Васильева. Об этом мы говорили с бывшим директором музея Николаем Гринёвым, предлагавшим сделать точные копии с этих колоколов. Но такую уникальную звонницу, как София Новгородская, нельзя наполнять современными новоделами.
А вот новый юбилейный колокол Игорь Коновалов раскритиковал, и не за звучание, а за внешний вид. По мнению звонаря, профиль конца XVIII века к древним новгородским колоколам не имеет никакого отношения:
— Кроме того, на внешней поверхности колокола могли бы найти место сюжеты из новгородского летописного свода, можно было бы обратиться к древним новгородским орнаментам. А что за ужасный шрифт, который где только не используется? Колокол получился качественный, но обычный. Великий Новгород был достоин большего подарка к юбилею, и остаётся надеяться, что всё ещё впереди.
 
Мария КЛАПАТНЮК
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)