Воскресенье, 19 мая 2024

Редакция

Под слоем пыли вековой

{thumbimage 150px 1}В Великом Новгороде завершилась научная конференция, посвящённая искусству и реставрации, проходившая в залах музея-заповедника.
Доклады учёных мужей из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Великого Новгорода и других городов касались искусства Новгорода XI—XIV веков. Одной из центральных тем конференции стали выступления, посвященные реставрации иконы «Св. Пётр и Павел» из Софийского собора (см. фото).
Эта икона, датированная XI веком, находится сегодня в экспозиции Новгородского объединённого музея-заповедника, куда реликвия вернулась в 2008 году после многолетней реставрации. Трудностей, как вспоминают реставраторы, было очень много: грунт, красочный слой, паволока иконы были покрыты воском, смоляной олифой. Поэтому первоначально с иконы нужно было удалить избытки разновременных и разнородных материалов. Красочный слой был очень хрупкий: практически все работы выполнялись под микроскопом.
Немало трудностей вызвала и работа над восстановлением оклада иконы, который состоит из более чем 500 фрагментов. Каждый нужно было выправить, почистить и смонтировать обратно.
В ходе уникальных работ над иконой выяснилось и несколько интересных фактов. «Икона состоит из пяти липовых досок, — отметил реставратор Юрий РУЗАВИН. — На момент изготовления иконы дереву уже было 160—170 лет. Несмотря на тысячелетнюю историю доски сохранились очень хорошо. В результате учёным удалось подтвердить, что икона относится к XI веку, а не к XII, к которому её относили ранее».
Не менее интересные факты легли в основу других докладов. Оказывается, на Руси уже в XI—XII веках существовала конкуренция среди живописцев, и заказчик храма мог выбирать, кто именно из художников распишет церковь или собор. Это хорошо видно на примере Антониева монастыря.
— Как известно, этот храм строился в два этапа: первый из них охватывает 1117—1119 гг. В это время в Новгороде действовала артель фрескистов, которая расписывала Софию и Николо-Дворищенский собор. Казалось бы, Антоний должен был воспользоваться услугами этих художников, но он не стал расписывать храм сразу после возведения, — говорит искусствовед и реставратор Владимир САРАБЬЯНОВ. — Происхождение мастеров, расписывавших в итоге Антониев монастырь, неизвестно, но они явно не относятся к тому направлению, которое использовалось при оформлении Софии.
 По итогам конференции будет выпущен сборник с докладами участников, где можно будет узнать эти и другие интересные факты.
 
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Фото из архива «НВ»