Пятница, 10 января 2025

Редакция

Новгородский Hollywood

{thumbimage 150px 1}Сегодня идут съёмки телевизионных художественных фильмов сразу в нескольких районах области
На озере Ильмень заканчиваются съёмки телесериала «Морские дьяволы-5». Работу ведёт компания «МД Продакшн» по заказу канала НТВ. Безопасность работы актёров и съемочной бригады обеспечивают сотрудники МЧС РФ Новгородской области — на месте работает группа спасателей на катерах «Стрингер».
Кроме того, продюсерский центр «Всё хорошо» по заказу «Первого канала» приступил к созданию телесериала под рабочим названием «Смех и грех», съёмки которого сейчас полным ходом идут в Валдайском районе — непосредственно в районном центре, а также в деревнях Ивантеево, Большое Городно и Большое Уклейно. Корреспондентам «НВ» также удалось окунуться на пару дней в съёмочный процесс.

Сцена № 1: Валдай

Улица Народная в Валдае перекрыта уже не один день: чтобы зайти в многочисленные расположенные здесь магазинчики, жители либо ждут разрешения, либо обходят это место. Впрочем, все они совершенно спокойны и на временные трудности особого внимания не обращают, потому как киносъёмки для Валдая стали уже делом привычным и даже обыденным. Многих режиссёров эти места привлекают своей особой красотой и первозданностью, а сам город — милым духом провинциальности, редко где сохранившимся.

Столица кино

На этот раз в Валдайском районе — непосредственно в самом районном центре и ряде деревень — продюсерским центром «Всё будет хорошо» по заказу «Первого канала» проводятся съёмки восьмисерийного телевизионного художественного фильма под рабочим названием «Смех и грех». Сюжет, как следует из пресс-релиза, повествует «о вчерашних выпускниках школ, шагнувших во взрослый мир и столкнувшихся с повседневной реальностью в одном провинциальном городе».
— Признаться честно, мы не сразу остановили свой выбор на Валдае, — говорит исполнительный продюсер фильма Сюзанна МУАЗЕН. — Хотя лично мне эти места очень нравятся, у меня здесь дача. Сначала группа побывала в Ейске: мы хотели снимать море, а где как не на курорте это можно сделать. Но, как оказалось, море там есть, а вот заброшенных посёлков нет. Затем были Пушкинские Горы, но из-за удалённости от Москвы и трудностей с расселением и от этого населённого пункта пришлось отказаться. Тогда-то я и предложила Валдай…
В итоге город и его окрестные деревни идеально подошли для съёмок: несмотря на быстрый ход времени эти места в полной мере сохранили культурный и исторический колорит истории, описанный в сценарии.
— Съёмочная группа у нас уже побывала, — рассказывает Зоя СТЕПАНОВА, глава Ивантеевского сельского поселения. — Искали натуру подходящую да домик похуже. Нашли. Сказали, чтобы особо вокруг этой избы никто не толпился, траву не косили — вид у постройки должен быть заброшенным. Правда, к самому процессу съёмок плотно ещё не приступали: пока все работы идут в Валдае. Лишь в деревне Большое Городно уже возвели какую-то постройку: то ли это автобусная станция будет, то ли остановка. А вообще, мы, конечно, такому вниманию рады.
Планируется, что в свет картина выйдет в конце 2011 года, но вот сохранят ли создатели ленты истинные названия населённых пунктов — неизвестно. Хотя, как призналась Сюзанна Муазен, ей очень нравятся местные топонимы.

Народ в массы

— Массовка приготовилась. Внимание, мотор!!! — говорила в рупор второй режиссёр ленты Алла СОВЕТКИНА. — Массовка, по местам, ещё раз.
И так продолжалось неоднократно: местные пенсионеры, задействованные в массовке, как первоклассники, старающиеся отличиться перед учительницей, внимательно вглядывались в вывески магазина, вздыхали, как учил их режиссёр, разворачивались и шли восвояси. А в перерывах между сценами активно обсуждали свой внешний вид.
— Ну вот посмотрите, как меня нарядили, — по-доброму возмущалась одна из «актрис». — Куртка какая-то грязная, берет… Мне береты вообще не идут.
— И я тоже такое не ношу, — вторила ей в ответ «коллега».
Недовольство пенсионеров прекратила режиссёр:
— Девочки, вы все очень симпатичные, что вы переживаете! Крупным планом мы вас показывать не будем.
Слегка успокоившись, женщины снова приступили к своим актёрским обязанностям.
Участникам массовки в день платят 300 рублей. Сумма пусть и небольшая, но зато, как говорится, будет что вспомнить. Правда, попробовать себя в новой ипостаси местные жители пока не спешат: киношники даже собираются объявление в газету давать по этому поводу, а пока «прохожих» и «покупателей», задействованных в сценах, в буквальном смысле «вылавливают» на улице.
— Мы с подругой как раз выходили из магазина, расположенного на этой улице, где проходят съёмки, — говорит Александра АЛЕКСЕЕВА. — Предложили поучаствовать, мы согласились. Перезвонили вечером и сказали, куда и во сколько нам приходить. Так мы в кино и попали.
Впрочем, не все такому соседству с важнейшим из искусств согласны. И прежде всего продавцы торговых точек, расположенных на Народной.
— Место это бойкое, центр города, рядом автостанция, так что от покупателей отбоя не бывает, — эмоционально говорила одна из продавщиц. — А тут уже несколько дней выручки нет никакой, а нам за аренду платить. Будем писать в прокуратуру!

Условия быта

Съёмочный день длится в среднем по 12 часов, с 7.30 утра. Накануне всем участникам процесса выдаётся вызывной лист, где прописывается план работы: от времени выезда из гостиницы и необходимого реквизита до последовательности сцен, где указывается краткое содержание сцены, в какую серию фильма войдут снимаемые эпизоды, кто из актёров и массовки будет занят, и тому подобное.
— Если честно, сказать, как именно будет развиваться сюжет фильма, я вам не могу, — честно признался актер Сергей УДОВИК. — Всё меняется каждую минуту. Нынешний вариант сценария значительно отличается от того, который я читал перед началом работ. Но одну могу сказать точно — этот сериал будет интересен зрителям прежде всего своей человечностью: здесь нет бандитских разборок, милицейского беспредела. Это история людских судеб.
Затушив сигарету, Сергей вновь «пошёл в кадр», а мы отправились изучать особенности кинематографического быта: причем не только интереса ради, но и для согрева — уж очень было холодно в тот день, а люди, то и дело проходившие мимо корреспондентов «НВ» со стаканчиками, явно указывали на то, что где-то поблизости есть чайная палатка. И вот за многочисленными машинами с оборудованием и реквизитом мы наконец нашли заветный стол, на котором дымился горячий чайник и была неприхотливая еда в виде сухарей и печенья.
Слегка согревшись, мы решили постучаться в один из многочисленных вагончиков. Это оказался «гримваген» — машина, где актёров перед съёмкой гримируют и одевают. С виду — обычный микроавтобус, а внутри — настоящий салон красоты: парикмахерские кресла, большие зеркала и многочисленные чемоданы с профессиональной косметикой. Если пройти дальше, то можно попасть в гардеробную: платьев там нет, но зато навалом курток и пуховиков с беретами на любой цвет и размер. Но надолго задержаться в этом тёплом месте нам не удалось: бабушкам, задействованным в массовке, вновь было необходимо поменять гардероб, а нас уже ждала редакционная машина, чтобы отправиться в Великий Новгород, где идут съёмки совсем другой картины.
 
 
Сцена № 2: Ильмень

Побывав на съёмочной площадке под Великим Новгородом, где идет работа над популярным сериалом «Морские дьяволы», можно убедиться — героическое кино делают вполне обыкновенные люди. Их подвиг заключается отнюдь не в эффектных трюковых сценах, а в колоссальном терпении и железной выдержке.

Запах апельсинов над Атлантикой

«Их четверо. Они — бойцы спецназа. Их называют «морскими дьяволами». У каждого из них свой характер и своя судьба, но каждый полон решимости выполнить профессиональный долг, невзирая на риск. Понятия «братство», «дружба», «офицерская честь» — для них не просто абстракция, а то, чем они дорожат и ради чего готовы пожертвовать жизнью», — гласит растиражированная презентация популярного сериала. Однако, оценивая процесс не искаженным телеэкраном взглядом, я не заметила даже намёков на заявленный пафос.
Судно, на котором проходят съёмки нескольких «новгородских» серий «Морских дьяволов», стоит в дразнящей близости от опустевшего Юрьевского пляжа, однако, чтобы попасть на борт, нужно проявить чудеса дипломатии. «О сюжете и гонорарах не спрашивать, фотографии со вспышкой не делать», — предупредили меня ещё на берегу, и лёгкий катер сотрудников МЧС, обеспечивающих безопасность многочисленных трюковых сцен, с ветерком домчал нас до судна, на котором гордо красовался флаг Её королевского величества. Стало быть, дальнейшие действия разворачивались в Великобритании.
Рабочий день был в разгаре. Первое, что бросилось в глаза после подъёма на борт по шаткой верёвочной лестнице, это большая кучка апельсиновых шкурок, распространяющая характерный аромат. Но об этом чуть позже, а пока замечу: представителей прессы на борту, мягко говоря, не ждали. Прослушав несколько вариаций на темы «Сюда нельзя!», «Срочно выйдите из кадра», «Подождите, сейчас все заняты», я решила занять позицию наблюдателя.
— Понимаете, съёмки — это такой процесс, что полностью осознать, что и почему именно здесь происходит, просто невозможно, — поддержал мои мысли администратор площадки Анатолий. — Вот, к примеру, у вас в гостях мы оказались по целому ряду причин: в Новгороде очень приветливые люди, весьма подходящие для съёмок места и наконец оптимальное решение финансового вопроса. Здесь аренда судна стоит значительно дешевле. А ведь мы уже снимали в Краснодарском крае, в Калининграде, на Финском заливе.
Разговор наш был недолгим: актёрам, завершившим работу над очередным эпизодом, потребовалась каюта для отдыха. Анатолий умчался её организовывать, объяснив, что на судне одновременно находятся 50—70 человек, которые должны иметь возможность попить горячего чайку, отдохнуть и вовремя явиться по требованию режиссёра.

Экшен


За перемещением съемочной площадки с носа корабля на один из его бортов для съёмок следующего эпизода отрешённо наблюдал Антон ФИРСТОВ, сотрудник новгородской бригады «Скорой помощи»:
— Удивительно, но в первый же день дежурства работа нашлась и для меня: с утра снимали имитацию взрыва, но, видимо, чуток не рассчитали с дозировкой пороха и направлением ветра и в итоге попали в лицо человеку. Пришлось этот порох выколупывать.
Обратившись за разъяснениями к Филиппу ШКОЛЬНИКУ, главному постановщику трюков на площадке, я узнала следующее:
— Съёмки прошлой серии с захватом судна, с большим количеством массовки из новгородских ребят, которые оказались на удивление толковыми, были действительно очень сложными. Но получилось всё, что мы хотели. А вообще, к работе на открытой воде на кораблях уже привыкли. Даже те, у кого качка вызывает некоторый дискомфорт. Единственный отпечаток — обветренная кожа лица.
В целом же экшена, которым так веет от экрана телевизора в момент просмотра, на палубе не наблюдалось. Во все стороны с деловым видом носились осветители, операторы, гримёры, костюмеры, помощники режиссера. Кто-то грыз апельсин, кто-то апельсинами жонглировал. Работа шла полным ходом.
— Есть у вас уникальная возможность — пообщаться сразу с двумя боцманами. Правда, один из них настоящий, а другой киношный, — сообщил мне новгородский актёр Михаил ВАСИЛЬЕВ, он же ассистент режиссёра по местным артистам.
Он же оказался интеллигентным боцманом судна, принадлежащего Её величеству.
Впрочем, каких либо подробностей сюжета Михаил выдавать не согласился, а вот взаправдашний боцман Владимир Маврушичев неожиданно предложил мне апельсин. Тут-то я наконец не выдержала и задала вопрос, который занимал меня: откуда на борту апельсины, да ещё и в таком количестве?
Оказалось, что в первой сцене два матроса вели какой-то диалог и при этом ели цитрусовые.
— Для этих целей и было закуплено несколько ящиков фруктов. Весь корабль теперь ест апельсины, а корки бросают за борт, — сообщил Михаил.
— Это ещё ничего! Вот в прошлой серии зэки ели ананасы и пили виски, а потом взбунтовались и взяли корабль. Или дело было наоборот… — с сомнением проговорил Владимир.
— Так или иначе, но процесс действительно затягивает, — продолжил Михаил. — Тем более для меня — это первый опыт столь масштабной работы. Только представьте — отвечать за всех местных актёров. Чтобы вовремя пришли на площадку, чтобы не потерялись, ведь корабль-то большой. А режиссёр то и дело кричит: «Нужен зэк номер № 2 или № 4», и ты должен быстренько его доставить.

Будни актёра

Итак, солнце близилось к закату, а на палубе дубль за дублем репетировали последний на рабочий день эпизод.
Валерий БОЧКИН, заслуженный артист России, актёр Санкт-Петербургского государственного театра, улыбчиво оправдывал свою роль отъявленного злодея:
— Это уже наша четвертая совместная работа с режиссёром Алексеем Гусевым. Злодеев играть проще, есть материал, поэтому я с удовольствием! А на самом деле я мягкий и добрый. Тем более что сегодня такая красота на улице, я просто в восторге.
А вот одна из главных героинь серии — актриса Театра Ленсовета Анастасия ДЮКОВА — погоде особо не радовалась. Пока шли репетиции, на палубе уже появились два ведра тёплой воды, которыми её вскоре и окатили: сухими тонущие люди не бывают.
— Опыты с холодными температурами у меня уже были, — призналась актриса. — В одном из проектов я бегала по парку в лёгком платье, а потом растиралась водкой, чтоб не заболеть. Планировали, что нынешние съемки пройдут в августе-сентябре, но дело затянулось. Кстати, мне предстоит ещё и плавать за бортом. Страшно, но я надеюсь, что гидрокостюм спасёт. Хотя вот сегодня каскадёр прыгал за борт в «гидрике» и сказал, что всё равно холодно.
Рассказывая об актёрских буднях в Великом Новгороде, Анастасия призналась, что свободного времени с трудом хватает на то, чтобы осмотреть все достопримечательности, посетить намеченные объекты:
— Ну а пока жду своей очереди, читаю книжки, общаюсь с коллегами, слушаю многочисленные байки. Благо компания на площадке подобралась душевная. Мужское общество даёт о себе знать: всегда пропустят вперёд, подадут руку. Приятно!
*    *    *
По мутным водам Ильменя плыли апельсиновые корки, а я в ожидании заветного: «Снято! Всем спасибо» прикидывала, что на съемки одной 45-минутной серии в среднем уходит семь рабочих дней, в Новгороде запланировано отснять две, а всего в сезоне где-то около трёх десятков серий. В тот момент, когда я рассчитывала количество эпизодов в серии и количество дублей для одного эпизода, раздались радостные аплодисменты. «Рабочий день закончен!» — объявил довольный режиссёр.
Сборы оборудования и реквизита закончились быстро — далеко не впервой, и мы шумной компанией двинулись на большую землю.
«И всё-таки героическое терпение и выдержка!»  — вывод напрашивался сам собой.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА,
Мария КЛАПАТНЮК