Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Высший пилотаж письма

{thumbimage 150px 1}Вчера в Великом Новгороде открылась III Международная выставка каллиграфии
В просторном павильоне, разместившемся на Ярославовом Дворище, вниманию зрителей представлены экспонаты более чем из сорока стран мира: каллиграфические картины, предметы прикладной каллиграфии, материалы и инструменты для письма.

Пример для подражания

— Символично и закономерно, что III Международная выставка каллиграфии открылась именно в Великом Новгороде, — отметил в своем выступлении губернатор Сергей МИТИН. — Именно на нашей земле в 1030 году была открыта первая школа для мальчиков, а берестяные грамоты ещё раз доказывают, что уже в средние века новгородцы были почти поголовно грамотными.
И возможно, наши предки являются первыми каллиграфами, смело предположил мэр Великого Новгорода Юрий БОБРЫШЕВ. Ведь в старину, как известно, искусство красивого письма ценилось очень высоко: человек, владеющий грамотой и красивым почерком, мог смело работать писарем.
К сожалению, сегодня, в век компьютерных технологий и электронных писем, каллиграфия не имеет прежнего значения, но оттого, что мы перестали писать от руки, данный вид искусства, к счастью, в забытье не ушел. Об этом говорит и созданный два года назад Национальный союз каллиграфов, и открытие Современного музея каллиграфии в Москве, и сама выставка, прошедшая впервые осенью 2008 года в Санкт-Петербурге.  Её посетителями тогда стали порядка 15 тыс. зрителей. Новгородская экспозиция, по мнению организаторов, должна побить эти показатели как минимум в три раза. Амбиции, прямо скажем, столичные. Впрочем, как и организация самого мероприятия, ведь такого подхода к организации выставочной работы Новгород ещё не видел: для возведения павильонов прибыло 19 фур с 136 тоннами груза, почти сотня сотрудников холдинга Международной выставочной компании MVK возводили павильоны, монтировали оборудование и саму экспозицию.
— Нам, конечно, до такой организации тянуться и тянуться, — восторженно замечает руководитель Городского выставочного центра, искусствовед Сергей ПУХАЧЁВ. — Европейский уровень. Что касается самой экспозиции, то в ней нет сюжета, чистая эстетика. И это прекрасно. Люди должны с ней знакомиться. В нашем выставочном центре мы «бьёмся», чтобы показать, что живопись — это не только сюжет, но ещё и линия, краска, композиция, ритм. Всё в чистом виде можно видеть здесь.

Обратите внимание

Наряду с каллиграфическими картинами, рукописными книгами в выставочном павильоне представлены и поистине уникальные шедевры. Среди них, бесспорно, выделяется  «Золотой Коран» — единственная абсолютная копия древнейшей исламской рукописи VIII века «Корана Усмана», который представляет собой 162 пластины, выполненные из золота. По заказу компании WT копия рукописи была отчеканена по уникальной технологии на Московском Монетном дворе Министерства финансов в 2006 году. На изготовление этого шедевра ушло полтора года. Правда, в Великом Новгороде можно увидеть лишь одну страницу золотой рукописи.
— Остальные пластины с текстом рукописи хранятся в специальном хранилище одного из московских банков, — сказал Владимир ПРУСАКОВ, директор компании WT. — Но, мы надеемся, что в итоге рукопись окажется на родине ислама: власти Саудовской Аравии приобретут её для своего национального музея.
К слову, по оценке независимой коллегии экспертов, «Золотой Коран» оценивается в 9,5 млн. долларов.
Также в экспозиции можно видеть Царь-мезузу — творение эксперта в области сакральной каллиграфии Авраама Борщевского, признанное шедевром национальной каллиграфии и ставшее единственным произведением современного искусства, занесённым в Книгу рекордов Гиннесса. Царь-мезуза — священный пергаментный свиток, где во исполнение одной из 613 заповедей Торы согласно канонам вручную написаны два отрывка Пятикнижия.
Немало внимания привлек к себе и другой экспонат выставки: рукописный вариант Конституции РФ. Автором фолианта является председатель Президиума Национального союза каллиграфов Пётр ЧОБИТЬКО.
— Для написания важнейшего документа страны я даже придумал особый шрифт, который так и назвал — «шрифт Конституции», — говорит автор. — Конечно, в своём роде это интерпретация древнерусского шрифта: он торжественный, в нем сохранены лучшие традиции русской каллиграфии.
В целом на работу ушло около полугода кропотливого труда. Изначально автор планировал писать птичьими перьями, чтобы не нарушать историчность, но оказалось, что современная бумага по своему качеству отличается от той, на которой писали законы наши предки. Поэтому птичьи перья заменили в итоге на металлические.
Как это ни странно, но оригинал Конституции хранится сегодня в музее каллиграфии, а не в Кремле, как это должно было бы быть. Правительство, конечно, с радостью примет текст в дар, но это должно пройти в подобающей торжественной обстановке. Поэтому пока руководство страны в раздумьях, как лучше оформить акт передачи, новгородцы и гости города могут в полной мере изучить свои права и обязанности в рукописном варианте.

Что в почерке тебе моём

Кстати, в программе выставки предусмотрены многочисленные мастер-классы ведущих каллиграфов мира. Научиться красиво писать буквы здесь может любой. Было бы желание. Одним из первых взял в руки перо Сергей Митин. Начертав под чутким руководством Петра Чобитько каллиграфическим почерком «Великий Новгород — Родина России», глава региона ждал оценки профессионала.
— Учёными давно доказана польза от занятий каллиграфией, — отметил Пётр Петрович. — Ежедневные двадцатиминутные занятия красивописанием нормализуют давление, улучшают память. Каллиграфия — гимнастика для ума и лекарство для души и тела.
Кроме того, по почерку можно охарактеризовать человека. Судя по наклону букв и четкости линий, было видно, что Сергей Герасимович — человек устремлённый, с внутренним стержнем, активно добивающийся своей цели, заключил Петр Чобитько.

Новгородский след

Между тем Великому Новгороду тоже есть что показать гостям. Выставка «Русская каллиграфия в памятниках Новгородского музея-заповедника XI–XX веков», открывшаяся в рамках III Международной выставки каллиграфии, включает в себя 35 экспонатов. Из всего многообразия музейных коллекций сотрудники постарались отобрать экземпляры, рассматриваемые прежде всего как памятники искусства каллиграфии. А в том, что это именно искусство, сомневаться не приходится.
Как у любых мастеров своего дела, у писцов были свои профессиональные секреты и тонкости. Существовали подробные инструкции о том, как именно следует чинить перья для того или иного вида письма, как делать чернила, как нумеровать страницы рукописи. Интересен рецепт получения золотой краски: в курином яйце тонкой иглой делалось отверстие, через которое выпускался белок и заливалась ртуть. Затем яйцо запечатывали серой и подкладывали курице, высиживающей цыплят. За две недели ртуть и желток смешивались, после чего можно было пользоваться получившейся краской.
Различались не только инструменты для письма, но и его типы. Каждый из них носит свое название. К примеру, устав — шрифт, отличающийся архитектурным характером линий, медленный и торжественный. Кроме него есть еще полуустав, скоропись, вязь... Образцы всех типов письма представлены на выставке и доступны для ознакомления жителям и гостям города.
Если же говорить о самих экспонатах, вошедших в экспозицию, следует отметить, что каждый из них по-своему интересен. Есть поистине уникальные экземпляры. Например, образцы уставного письма: страницы Новгородской псалтыри, датированной первой четвертью XI века, и фрагменты Минеи конца XI века. Оба документа представлены в копиях, так как пергамен, на котором они написаны, не любит света, и его решили не выставлять в зале музея.
Остальные экземпляры тоже весьма любопытны. К примеру, рукописное синоптическое Евангелие, относящееся к первой половине XV века, примечательно тем, что содержит заметки писца, работавшего над текстом. Одна из них начинается так: «Господи Владыко, помози многогрешному рабу своему Потапишьку, писати гораздо без описи». По-видимому, молитва не возымела действия. Евангелие написано весьма небрежно.
В отличие от церковных книг записи повседневного, бытового характера, как правило, не отличались красотой. Однако, несмотря на это, берестяные грамоты, содержащие переписку жителей древнего Новгорода, тоже представляют интерес. Так, на выставке можно увидеть два документа, написанные от имени разных лиц, но одним почерком и по одной форме. Именно после обнаружения этих грамот ученые в свое время смогли сделать вывод о наличии в Новгороде в 50–70-е годы XII века института профессиональных писцов.
Привлекает внимание и то, как украшены рукописи. Разноцветные миниатюры, выполненные чернилами, золотом и киноварью, поражают тонкостью исполнения. Глядя на изящные линии, на тщательно выписанные буквы, поневоле начинаешь жалеть, что с появлением пишущих машинок, а затем и компьютеров, искусство каллиграфии фактически осталось в прошлом.
Впрочем, помимо интереснейшей экспозиции гостей выставки с 10 по 12 сентября ожидает и насыщенная культурно-развлекательная программа: мастер-классы всемирно известных художников-каллиграфов, праздничные концерты, шоу-турнир по вейкбордингу и показательные выступления по вейксёрфингу, будет работать ресторанный дворик, где каждый желающий сможет познакомиться с кухнями народов мира. А сегодня, 11 сентября, в рамках проекта «Ночь музеев» все выставочные павильоны будут работать до двух часов ночи.
 
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА,
Ольга ЛИХАНОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)