Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Хмурый оптимист

{thumbimage 150px 1}Новгородскому писателю, историку и сценаристу Виктору СМИРНОВУ за исторические романы и публицистические произведения, продолжающие лучшие традиции русской исторической прозы, присуждена Международная литературная премия имени Валентина Пикуля.
Виктор Смирнов — кандидат исторических наук, писатель, сценарист, продюсер, награжден орденом Дружбы народов, имеет почетный знак «За заслуги перед Великим Новгородом».
Сам Виктор Григорьевич делит свою деятельность на три основных направления, главное из которых — популяризация новгородики. По словам писателя, не претендуя на решение глобальных научных задач, он хочет прежде всего доступным языком обозначить вехи в истории развития Великого Новгорода, рассказывать о городе как о живом человеке.
Пережившая уже несколько изданий книга Виктора Смирнова «Россия в бронзе» о новгородском памятнике «Тысячелетие России» рассказывает интереснейшую историю его создания, повествует о жизни автора произведения и о людях, увековеченных на нём.
С большим вниманием были встречены читателями и другие работы Виктора Смирнова — исторические очерки о Феофане Прокоповиче, об узнике Шлиссельбургской крепости, книги-энциклопедии «История Великого Новгорода», «Великий Новгород в веках», двухтомник «Очерки новгородской истории», «Легенды и загадки земли новгородской», изданные в соавторстве.
Ещё одно серьёзное занятие писателя — это художественная проза. И тут нельзя не упомянуть исторический роман Виктора Смирнова «Третий ангел» о царствовании Ивана Грозного.
И наконец, третье направление деятельности Виктора Григорьевича  — сценаристская работа. Благодаря ему появилось больше десятка фильмов, связанных с новгородской историей. Снятые по его сценариям фильмы «Кресты и звезды», «Первая республика», «Новгородский характер», «Гнездо кукушки» были отмечены главными премиями на Международном телекинофоруме стран СНГ в Ялте, Международном фестивале «Телепрофи», Евразийском телефоруме.
Фильм «Чужая война» об испанской дивизии, о судьбе креста с голубкой, снятого с Софийского собора в кремле и недавно возвращенного из Испании в Великий Новгород, недавно успешно прошел презентацию в Киеве. Каждый фильм не только дает интереснейшую информацию, но и ставит вопросы, заставляет думать и делать выводы из истории Отечества.
 
«Настоящий писательский кабинет» — невольно подумалось корреспонденту «НВ» после посещения рабочего места нашего сегодняшнего собеседника. Высокие, до потолка, книжные шкафы, наполненные собраниями сочинений, отдельная полка с внушительной коллекцией собственных книг, большой письменный стол. Интерьер классического кабинета разрушает разве что компактный ноутбук. Впрочем, в беседе выяснилось, что ноутбук и прочие достижения современности, может быть, и несколько нарушают привычный образ, но зато помогают пробудить в сегодняшних читателях дремлющий интерес к истории. Но об этом чуть позже…
— Виктор Григорьевич, чем для вас является премия? Статус, стимул, материальная подпитка?
— Всего понемногу. Но больше всего меня радует, что премия носит имя Валентина Пикуля. Этот человек сыграл в моей жизни очень большую роль, хотя лично познакомиться с ним, увы, не довелось. Кстати, когда в шестидесятые писателя буквально «выдавили» из Питера, ему хотелось переселиться в Новгород, но тогдашние власти сделали всё, чтобы он сюда не переехал. Ужасно жаль! Можно только представлять, какая у нас была бы литературная жизнь! А какие книги о новгородской истории могли появиться из-под пера Валентина Саввича! Пикуль заново открыл жанр исторической литературы. Профессиональные историки его недолюбливают, упрекают в искажениях, не жалует его и писательский мир. А как коллеги могут любить писателя, тиражи книг которого — 500 миллионов экземпляров? Главное, что Пикуль востребован читателями.
— Кстати, о читателе. Ни для кого не секрет, что сегодня такое хобби, как чтение книг, находится далеко не на гребне волны, особенно если речь идёт об исторических произведениях. Есть ли у вас собственные рецепты, как заставить людей читать и изучать прошлое?
— Очень мне не нравится слово «заставить». Чем больше заставляешь, тем сильнее отбиваешь охоту. У каждого поколения есть свои интересы. Повышенное внимание к истории в нашем поколении объясняется тем, что нам приходится переосмысливать переход нашей страны из одного качественного состояния в другое, и, чтобы понять, что с нами происходит сегодня, волей-неволей приходится возвращаться в прошлое. Вообще, историей всегда больше интересовалось старшее поколение — когда молодёжь станет постарше, она тоже к ней обратится. Но в то же время для молодого читателя нужны современные информационные технологии. Кстати, сам я почти перестал читать бумажные книги, в «наладоннике» у меня закачано столько книг, что хватило бы на небольшую районную библиотеку.
Те, кто занимается реализацией книжной продукции, должны быть более изобретательными. Интернет, аудио-книги, специальные форумы способны поднять читательский интерес молодежи. Книгоиздательство сегодня — это бизнес, и надо уметь его поставить. Еще Пушкин говорил: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
У меня, честно говоря, язык не поворачивается бранить молодёжь за недостаточный интерес к истории, потому что наша школа сильно постаралась, чтобы отбить его. Кстати, я не помню ни одного своего учителя истории — во мне любовь к этому предмету пробудилась только после чтения исторических романов.
— Может быть, именно желание привлечь молодого читателя побудило вас отойти в своём новом произведении от традиций классического исторического романа в сторону романа историко-приключенческого?
— Конечно, это и поиск читателя, и желание пробовать себя в разных жанрах. В новом романе «Золотой конь» я, что называется, пошёл за модными веяниями: двойной детективный сюжет развивается параллельно в XIV и XXI веках. Представьте себе, что некие археологи-любители не вполне законно ищут следы новгородских ушкуйников, которые в своё время успешно осваивали Русский Север, дошли до Урала, а потом стали профессиональными пиратами. Кстати, они за много лет до Куликовской битвы захватили штурмом столицу Золотой Орды, показав всей Руси, что ордынцев можно и нужно бить.
Но и дав волю фантазии, я все же старался следовать исторической правде.
— Благо, что образование историка помогает наполнить сюжет достоверными событиями?
— Институтское образование часто не столько помогает, сколько мешает. В советское время мне пришлось придумать себе кандидатскую диссертацию, чтобы получить доступ к спецхранам с «идеологически вредной» или «неправильной» литературой. Диссертация была единственной возможностью туда пробиться, так что я заодно и защитился. Официальная история была безликой, а мне-то хотелось писать историю живых людей.
— Сегодня в культурных кругах Великого Новгорода много говорят о выборе дальнейшего пути развития туристического города. Что это должно быть, на ваш взгляд: современный туристический продукт или культивирование новгородской истории?
— Не вижу противоречий. Историческое наследие — это наше главное достояние. Его надо достойным образом показать и уметь на этом заработать. Не в обиду музейным работникам, мы в этом плане затормозились. Бывая за границей, видишь, насколько изобретательнее работает зарубежная туриндустрия. Историю не надо опошлять или оглуплять, но можно сделать её интереснее и доступнее для обыкновенного человека.
— Возьмём, к примеру, Рюриково Городище, которое совсем недавно стало официальным туристическим объектом. У этой идеи были и свои противники, обоснованно доказывающие, что прежде чем зарабатывать деньги, в проект нужно что-то вложить.
— Разумеется, можно дорого и долго строить нечто масштабное, но можно сделать и что-то оригинальное и не столь затратное, применив современные решения.
К примеру, я бы предложил художникам и архитекторам найти воплощение образа генеалогического древа Рюриковичей, ведь именно здесь у нас зародилась династия, которая правила семь с половиной веков. Или вот ещё проект с минимальными затратами: почему бы не использовать быки недостроенного моста в качестве смотровой площадки? Только представьте, какой грандиозный исторический ландшафт оттуда откроется! А нужно всего-то сделать надёжную лестницу. В любом случае хорошо, что власти сделали первые шаги в правильном направлении.
— Видимо, вывод о том, что Виктор Смирнов — в принципе человек оптимистичный, не будет ошибкой?
— Я по натуре «хмурый оптимист». Не люблю людей, которые критикуют всё подряд с печальным или недовольным видом, ничего не предлагая взамен. Мне гораздо симпатичнее другой тип: пусть совершающих ошибки, но зато деятельных и неунывающих.

Мария КЛАПАТНЮК
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)