{thumbimage 150px 1}В Екатеринбурге есть памятник и улица Высоцкого
Пятое июня. Выхожу из гостевой комнаты на проходной Екатеринбургского зоопарка, сворачиваю налево, потом еще раз, потом направо по улице Мамина-Сибиряка и еще раз налево — у музея минералогии. Еще немного, и я у цели.
Сегодня уезжать в Пермь, но в Екатеринбурге осталось дело, не сделав которого, гулять смело у меня не получится — жалеть буду. Вчера вечером мои новые знакомые показывали мне свой город, его достопримечательности. Провели по местному «Арбату» — пешеходной улице Вайнера, украшенной разными любопытными скульптурами. Слово за слово, и вдруг слышу:
— А ты знаешь, что у нас есть памятник Высоцкому?
Сегодня уезжать в Пермь, но в Екатеринбурге осталось дело, не сделав которого, гулять смело у меня не получится — жалеть буду. Вчера вечером мои новые знакомые показывали мне свой город, его достопримечательности. Провели по местному «Арбату» — пешеходной улице Вайнера, украшенной разными любопытными скульптурами. Слово за слово, и вдруг слышу:
— А ты знаешь, что у нас есть памятник Высоцкому?
— Нет.
— Кстати, недалеко от зоопарка...
Здание Уральского минералогического музея плавно перетекает в здание гостиницы «Большой Урал», в которой, я читал об этом раньше, Владимир Высоцкий жил во время гастролей. Памятник должен быть как раз напротив, у подножия башни торгово-развлекательного центра «Антей». Замечаю его не сразу: он густо облеплен позирующими перед объективом туристами. Но вот досужие зеваки ушли прочь, и скульптура открыта взгляду. Точнее, скульптурная группа — Высоцкий играет на гитаре и что-то напевает, а сидящая рядом Марина Влади с легкой улыбкой внимательно слушает его.
К сожалению, о деталях создания и открытия памятника никто мне полтора месяца назад рассказать не смог. Слава Богу, существует всезнайка Интернет, куда я полез по возвращении домой. И вот что удалось выяснить.
Екатеринбургский памятник Высоцкому, выполненный в жанре городской скульптуры, был открыт 5 февраля 2006 года. Вообще-то, хотели сделать это в день рождения поэта, 25 января, но не успели. Автором памятника выступил уральский скульптор Александр Сильницкий по идее, предложенной владельцем «Антея» Андреем Гавриловским. Идея и образ скульптурной группы были загодя согласованы с сыном барда Никитой. Отливка бронзовых фигур производилась недалеко от Екатеринбурга, в кузнечной мастерской поселка Ново-Алексеевка.
Открыли памятник Андрей Гавриловский и мэр города Аркадий Чернецкий. По воспоминаниям очевидцев события, стоял 20-градусный мороз, но какого уральца напугаешь такой температурой? На церемонию открытия собрались сотни екатеринбуржцев, а в числе почетных гостей присутствовали Никита Высоцкий, актеры Валерий Золотухин, Александр Филиппенко и Дмитрий Певцов, гитарист и бард Константин Тарасов. Была приглашена и Марина Влади, но не приехала, впрочем, пообещав в очередное свое посещение России непременно побывать в Екатеринбурге.
Открытия памятника ждали с нетерпением, однако многие и опасались. Ведь Высоцкого принято было представлять бунтарем: вывернутые руки, кони, надрыв, излом... Но когда покрывало было сдернуто, собравшиеся вздохнули с облегчением. Две фигуры в натуральную величину. Владимир Семёнович стоит, прислонившись к ограждению, а Марина сидит рядом.
Вот что сказал по этому поводу Валерий Золотухин:
— Мне не очень близки памятники Высоцкому с разодранной глоткой, где он куда-то рвется, с чем-то не согласен. А здесь вижу умиротворенного, счастливого человека. Эдакая деревенская идиллия. Кажется, он поет Марине «Я поля влюбленным постелю». Такой образ мне ближе...
Владимир Высоцкий был в Екатеринбурге (в те времена — Свердловске) дважды. Оба раза на гастролях, и оба раза в 1962 году. Сначала с Театром миниатюр, откуда его там же, в Свердловске — так получилось — уволили. Естественно, город ему не понравился. В письме к жене Людмиле Абрамовой 24-летний актер писал: «Кто может жить здесь, тот ежеминутно совершает подвиг». И откуда ему было знать, что, вернувшись в труппу Московского театра имени Пушкина, он тут же вернется и в уральский город?..
И уж, конечно, не думал не гадал молодой артист, что в не полюбившемся ему Свердловске его самого полюбят так, что поставят ему памятник, а еще раньше назовут его именем одну из улиц, правда, не в центре города, а в другом районе.
Раньше нынешняя улица Высоцкого называлась в честь Риммы Юровской, основательницы уральского комсомола, дочери руководителя расстрела царской семьи Якова Юровского. Это была улица в микрорайоне МЖК, где строили дома и в них же селились люди молодые, активные и горячие, по большей части комсомольцы. Сами придумывали себе развлечения, проводили книжные аукционы, кабельное телевидение организовали. Они-то и предложили переименовать улицу, проведя для этого настоящий референдум. Официально имя поэта было присвоено ей в январе 1992 года, будучи приуроченным, как у нас повелось, к дате — 54-летию Высоцкого.
...На углу у «Большого Урала» я обернулся к памятнику. Его опять облепили досужие туристы. Фамильярно обнимали — мужа за плечи, жену за талию. Прохожие не обращали внимания, привыкли. Букеты у памятника появляются не каждый день, но дважды в год — в день рождения Высоцкого, 25 января, и день его смерти, 25 июля, — обязательно. Много цветов ляжет к его подножию и послезавтра, в 30-летнюю годовщину трагического ухода гения из жизни. Но гении — они потому и гении, что даже после своей физической смерти никуда не уходят, продолжая оставаться со всеми нами, а не только с теми, кто их помнит, ценит и любит.
— Кстати, недалеко от зоопарка...
Здание Уральского минералогического музея плавно перетекает в здание гостиницы «Большой Урал», в которой, я читал об этом раньше, Владимир Высоцкий жил во время гастролей. Памятник должен быть как раз напротив, у подножия башни торгово-развлекательного центра «Антей». Замечаю его не сразу: он густо облеплен позирующими перед объективом туристами. Но вот досужие зеваки ушли прочь, и скульптура открыта взгляду. Точнее, скульптурная группа — Высоцкий играет на гитаре и что-то напевает, а сидящая рядом Марина Влади с легкой улыбкой внимательно слушает его.
К сожалению, о деталях создания и открытия памятника никто мне полтора месяца назад рассказать не смог. Слава Богу, существует всезнайка Интернет, куда я полез по возвращении домой. И вот что удалось выяснить.
Екатеринбургский памятник Высоцкому, выполненный в жанре городской скульптуры, был открыт 5 февраля 2006 года. Вообще-то, хотели сделать это в день рождения поэта, 25 января, но не успели. Автором памятника выступил уральский скульптор Александр Сильницкий по идее, предложенной владельцем «Антея» Андреем Гавриловским. Идея и образ скульптурной группы были загодя согласованы с сыном барда Никитой. Отливка бронзовых фигур производилась недалеко от Екатеринбурга, в кузнечной мастерской поселка Ново-Алексеевка.
Открыли памятник Андрей Гавриловский и мэр города Аркадий Чернецкий. По воспоминаниям очевидцев события, стоял 20-градусный мороз, но какого уральца напугаешь такой температурой? На церемонию открытия собрались сотни екатеринбуржцев, а в числе почетных гостей присутствовали Никита Высоцкий, актеры Валерий Золотухин, Александр Филиппенко и Дмитрий Певцов, гитарист и бард Константин Тарасов. Была приглашена и Марина Влади, но не приехала, впрочем, пообещав в очередное свое посещение России непременно побывать в Екатеринбурге.
Открытия памятника ждали с нетерпением, однако многие и опасались. Ведь Высоцкого принято было представлять бунтарем: вывернутые руки, кони, надрыв, излом... Но когда покрывало было сдернуто, собравшиеся вздохнули с облегчением. Две фигуры в натуральную величину. Владимир Семёнович стоит, прислонившись к ограждению, а Марина сидит рядом.
Вот что сказал по этому поводу Валерий Золотухин:
— Мне не очень близки памятники Высоцкому с разодранной глоткой, где он куда-то рвется, с чем-то не согласен. А здесь вижу умиротворенного, счастливого человека. Эдакая деревенская идиллия. Кажется, он поет Марине «Я поля влюбленным постелю». Такой образ мне ближе...
Владимир Высоцкий был в Екатеринбурге (в те времена — Свердловске) дважды. Оба раза на гастролях, и оба раза в 1962 году. Сначала с Театром миниатюр, откуда его там же, в Свердловске — так получилось — уволили. Естественно, город ему не понравился. В письме к жене Людмиле Абрамовой 24-летний актер писал: «Кто может жить здесь, тот ежеминутно совершает подвиг». И откуда ему было знать, что, вернувшись в труппу Московского театра имени Пушкина, он тут же вернется и в уральский город?..
И уж, конечно, не думал не гадал молодой артист, что в не полюбившемся ему Свердловске его самого полюбят так, что поставят ему памятник, а еще раньше назовут его именем одну из улиц, правда, не в центре города, а в другом районе.
Раньше нынешняя улица Высоцкого называлась в честь Риммы Юровской, основательницы уральского комсомола, дочери руководителя расстрела царской семьи Якова Юровского. Это была улица в микрорайоне МЖК, где строили дома и в них же селились люди молодые, активные и горячие, по большей части комсомольцы. Сами придумывали себе развлечения, проводили книжные аукционы, кабельное телевидение организовали. Они-то и предложили переименовать улицу, проведя для этого настоящий референдум. Официально имя поэта было присвоено ей в январе 1992 года, будучи приуроченным, как у нас повелось, к дате — 54-летию Высоцкого.
...На углу у «Большого Урала» я обернулся к памятнику. Его опять облепили досужие туристы. Фамильярно обнимали — мужа за плечи, жену за талию. Прохожие не обращали внимания, привыкли. Букеты у памятника появляются не каждый день, но дважды в год — в день рождения Высоцкого, 25 января, и день его смерти, 25 июля, — обязательно. Много цветов ляжет к его подножию и послезавтра, в 30-летнюю годовщину трагического ухода гения из жизни. Но гении — они потому и гении, что даже после своей физической смерти никуда не уходят, продолжая оставаться со всеми нами, а не только с теми, кто их помнит, ценит и любит.
Андрей КОТКИН
Фото автора
Фото автора