Право фотосъёмки культурных объектов до сих пор чётко не определено
Гуляя по тенистым аллеям Новгородского кремля или зелёным газонам Ярославова Дворища, не щёлкает затвором фотоаппарата только ленивый. Видимо, именно поэтому в разгар туристического сезона жарче разгораются споры о том, что из музейных объектов фотографировать можно, а что, увы, подлежит запечатлению лишь за отдельную плату.
Сразу оговоримся, провести чёткую и однозначную границу между «можно» и «можно, но за деньги» корреспонденту «НВ» не удалось даже с помощью сотрудников Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. Однако кое-что выяснить мы попытались.
Не подвергается сомнению тот факт, что, посещая различные экспозиции, право на фото нужно оплачивать отдельно. К этому гости музеев давно привыкли. Гораздо сложнее разрешить ситуацию, когда речь заходит об уличных объектах.
— При сегодняшнем развитии техники любительская фотосъёмка становится очень тонким делом, — комментирует Любовь ВАСИЛЬЕВА, заместитель генерального директора по научно-просветительской работе. — Поэтому мы считаем, что если съёмка проходит без штатива, то она любительская. Ну а если со штативом — фотографу нужно заранее составить типовой договор с музеем. В нём человек указывает цель съёмки и обязуется не использовать полученное изображение в других целях.
Так, применение продукта в коммерческих целях обойдётся дороже, чем для пополнения личной фотоколлекции. Более того, помимо договоров, заключённых с музеем, не стоит забывать и о правительственном постановлении о праве использования изображений объектов, принадлежащих государству. Так что истории о том, что к фотографам, снимающим со штативом в исторической части города, подходят сотрудники ППС с требованием показать разрешение на фотографирование, не лишены почвы.
Не последнюю роль играет и значимость объекта: к примеру, стоимость снимка полотна, представленного в экспозиции, будет выше, чем фотоработы из запасников.
Также неопределённо обстоят дела и с проведением экскурсий на объектах музея: если по выставочным залам вслед за вами будут двигаться два-три человека, а вы, заглядывая в «шпаргалку», выдавите из себя немногочисленные, скромные знания, то претензий со стороны музея возникнуть не должно. Если же вы проведёте своим гостям квалифицированную экскурсию по коллекциям, то вам, скорее всего, сообщат, что за ведение экскурсии необходимо заплатить.
План действий напрашивается сам собой – по-прежнему поступать по принципу «повезёт — не повезёт», чем и пользуются большинство гостей Великого Новгорода и влюблённых в искусство горожан.
Сразу оговоримся, провести чёткую и однозначную границу между «можно» и «можно, но за деньги» корреспонденту «НВ» не удалось даже с помощью сотрудников Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. Однако кое-что выяснить мы попытались.
Не подвергается сомнению тот факт, что, посещая различные экспозиции, право на фото нужно оплачивать отдельно. К этому гости музеев давно привыкли. Гораздо сложнее разрешить ситуацию, когда речь заходит об уличных объектах.
— При сегодняшнем развитии техники любительская фотосъёмка становится очень тонким делом, — комментирует Любовь ВАСИЛЬЕВА, заместитель генерального директора по научно-просветительской работе. — Поэтому мы считаем, что если съёмка проходит без штатива, то она любительская. Ну а если со штативом — фотографу нужно заранее составить типовой договор с музеем. В нём человек указывает цель съёмки и обязуется не использовать полученное изображение в других целях.
Так, применение продукта в коммерческих целях обойдётся дороже, чем для пополнения личной фотоколлекции. Более того, помимо договоров, заключённых с музеем, не стоит забывать и о правительственном постановлении о праве использования изображений объектов, принадлежащих государству. Так что истории о том, что к фотографам, снимающим со штативом в исторической части города, подходят сотрудники ППС с требованием показать разрешение на фотографирование, не лишены почвы.
Не последнюю роль играет и значимость объекта: к примеру, стоимость снимка полотна, представленного в экспозиции, будет выше, чем фотоработы из запасников.
Также неопределённо обстоят дела и с проведением экскурсий на объектах музея: если по выставочным залам вслед за вами будут двигаться два-три человека, а вы, заглядывая в «шпаргалку», выдавите из себя немногочисленные, скромные знания, то претензий со стороны музея возникнуть не должно. Если же вы проведёте своим гостям квалифицированную экскурсию по коллекциям, то вам, скорее всего, сообщат, что за ведение экскурсии необходимо заплатить.
План действий напрашивается сам собой – по-прежнему поступать по принципу «повезёт — не повезёт», чем и пользуются большинство гостей Великого Новгорода и влюблённых в искусство горожан.
Мария КЛАПАТНЮК