Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Башмак в искусстве

{thumbimage 150px 1}В начале июля городской Выставочный центр Великого Новгорода, расположенный в «Диалоге», отметит ровно год своего существования. Как чувствовали себя произведения искусства и зрители в необычных для галереи помещениях, почему Церетели не вырвался в лидеры и что такое «Башмак в искусстве», «НВ» рассказывает Сергей ПУХАЧЕВ, совладелец Центра.
 
— С новым годом, Сергей Борисович! Точную дату начала работы Выставочного центра помните?
— Боюсь, что нет, столько всего за это время произошло. Запомнились только опасения, когда развешивали первые картины (они, кстати, были новгородских художников): полуподвальное помещение, температурный режим, освещение, влажность… Но всё прошло отлично. Выставка состоялась, а Центр закрылся до осени...
— …чтобы открыться экспозицией «Портрет минус фотография», о которой потом писали «НВ», и грандиозным Зурабом Церетели в большом зале. Но ведь все это время Выставочный центр в вашем лице занимался техническим оснащением и налаживанием контактов?
— Так получилось, что зал задышал, заработал. Технические вопросы мы решили, помогли мэрия и корпорация «Сплав», а вот с приглашениями, поначалу особенно, было очень напряженно. Цитирую свои переговоры с питерским культурным центром «Пушкинская, 10»: «Откуда? Из Великого Новгорода? Так мы у вас были пару лет назад, нам сказали, что мы вам неинтересны».  Больших трудов стоило доказать, что их время для Новгорода уже пришло. «Пушкинская, 10» — это уникальный комплекс мастерских художников и студий самых известных музыкантов. И сегодня у меня есть твердая убежденность, что мы все-таки образуем в нашем городе пространство для современного искусства.
— Вы часто говорите о нехватке этого самого «современного искусства». Что, с имиджем Новгорода как древнего русского города мы уже немного перестарались, и он довлеет над нами?
— В какой-то степени, да. Великий Новгород — средоточие прекрасной древности, но он не должен в ней замыкаться. Я и Выставочный центр открывал именно для того, что просвещать новгородцев. Надо модернизировать художественное сознание наших с вами соотечественников. Современное искусство — непростое для восприятия, безусловно, чтобы его понимать, нужно знать корни. Признано — оно все выросло из классики, из той же древнерусской живописи, если уж совсем кратко.
— Некоторые экспозиции Центра, как мне показалось, уж очень далеки от целей просвещения. Например, оплавленные виниловые пластинки. Это же явный эпатаж,  чтобы публику привлечь и деньги в кассу заодно. Не победил ли в вас, Сергей Борисович, коммерсант искусствоведа?
— Центр — конечно, коммерческое предприятие, но пока финансовыми успехами похвалиться не можем. Знаете, делая ставку на произведения Зураба Церетели, мы недооценили тягу новгородцев к классическим жанровым картинам, к историческим сюжетам. А их нам дала выставка художников Академии Глазунова. Именно она побила рекорд посещаемости — четыре тысячи человек. Церетели проиграл.
Перекрученные старые пластинки, превращенные в Дон-Кихота, или женские трусики (они у меня, кстати, до сих пор в кабинете находятся) — это же восхитительная перемена! Вы могли бы к «Винилу» добавить еще  «Личное дело. Леня Николаев. Эклектика»». Это первая выставка серии, которую мы называем «Один человек». Вторая будет уже в августе, «Александр Кочевник». Я убежден, что один в поле воин, поэтому не люблю размышлять «от имени народа». Я всегда спрашиваю: а лично ты что сделал, чем ты интересен? Эта серия, может быть, и не художественная, но она рассказывает о том, что вокруг единичного экземпляра человека происходят события, которые могут быть любопытны многим. Это просвещение антропологическое.
— Так близко ли достижение просвещенческой цели?
— Дальше, чем вы можете себе представить. За эти 23 выставки, что состоялись в течение года, Центр получил несколько преданных зрителей. Это дамы повыше бальзаковского возраста и любознательные студенты. Город надо «перетачивать», для этого у нас есть силы и время.
— Тогда поговорим о том, что впереди.
— Нам во многом приходится идти по стопам культурных столиц. Мне за это не стыдно, это чужой опыт, который нужно использовать. Рано или поздно, но и Новгород «выстрелит». Что нам, не найти в Америке какую-нибудь выставку, от которой они там устали, а у нас это будет скандал и к нам поедут Москва и Питер? Легко.
А пока самое ближайшее событие — это открытие 3 июля в рамках перекрестного Года Франции и России выставки Жака Эбера из Бордо. Он самодеятельный художник и большой патриот родного города и его вина. Все это он частично привезет с собой. Антураж экспозиции, надеюсь, дополнят франкоговорящие новгородцы и просто любители французской культуры. Эбер покажет 40 своих картин и расскажет о том, как горячо он любит еще и Россию, поскольку женат на русской, а его сын-пианист предпочитает исполнять Рахманинова.
На самом деле предварительно план-график выставок городского Центра расписан с заходом на 2011 год. В августе ждем научно-популярный проект фонда Михаила Шемякина под названием «Шар в искусстве». Оговорюсь сразу: если хватит денег, то новгородцев ждет экспозиция, по поводу которой стоит поразмышлять. Шемякин по всему миру подбирает произведения, где изображен шар. У него есть еще две аналогичных — «Башмак в искусстве» и «Смерть в искусстве».
Предвосхищая вопрос, скажу, что будут и новгородцы, и петербуржцы, и москвичи. И живопись, и скульптура, и фотография, и предметы коллекционирования — лишь бы было интересно. Но особо хотел бы отметить грядущий, осенний проект «Кибоко: Кения — Петербург — Великий Новгород»». Это маски, их авторы — американец Марк Шефлен и его друзья. Выставка интерактивная, помимо готовых предметов, с того, кто не подвержен суевериям, прямо на выставке снимут гипсовую маску  и раскрасят.
— Уж простите, я подглядела в вашем списке много очень неоднозначных и знаменитых имен. Они будут удовлетворены размерами Центра, его условиями? Ведь, говорят, что селебрити капризны.
— Угадали, но дело не в капризах. Работы некоторых из тех, кого мы намерены пригласить, оцениваются достаточно дорого, они застрахованы, требуют определенного климатического режима, статуса и охраны. Мы пока дать всего этого не можем, а потому договорились с Натальей Григорьевой, новым директором Новгородского музея-заповедника о том, что сможем размещать такие выставки у них. Речь идет как раз о том же Михаиле Шемякине, школе акварели Сергея Андрияки,  Никасе Сафронове.
 
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)