Суббота, 18 мая 2024

Редакция

Ночь и день в музее

{thumbimage 150px 1}Международная акция «Ночь музеев», прошедшая в Великом Новгороде в эти выходные, продемонстрировала: интерес публики к объектам культуры растёт.

Если в прошлом году на дебютную для Новгорода «Ночь» пожаловало немногим больше двух десятков посетителей, то в этом году гостями Государственного музея-заповедника стали несколько сотен человек. Та же тенденция наблюдалась и в других музеях и арт-центрах города. Возникают вопросы: успевают ли музеи за активизировавшейся аудиторией и чем готовы привлекать её в ближайшем будущем?

- Опыт прошлой «Ночи музеев» показал, что люди приходят посмотреть не на то, что уже видели днем, но стремятся получить что-то более лёгкое. При подготовке новой «Ночи» мы постарались учесть этот момент, - рассуждает Татьяна КАЗАРМЩИКОВА, заместитель генерального директора Новгородского государственного музея-заповедника (НГМЗ) по научной работе. - Этой ночью мы провели экскурсию о жизни провинциального дворянства, а потом гостям преподали уроки старинных танцев.

Стоит ли говорить, что НГМЗ - классический музей, поэтому к развлекательной функции здесь подходят строго. Дескать, когда нет серьёзной основы, развлекать сложно - получится быстро забываемая игрушка. Поэтому в планах НГМЗ - создание и развитие объёмных и монументальных экспозиций.

Например, в середине лета закончится художественное оформление Грановитой палаты кремля - масштабный проект, включающий архитектурный комплекс и площади для тематических выставок. В дополнение к существующему Музею колоколов в Валдае музей готовит к открытию новый колокольный центр. Здесь экскурсантов познакомят с обширной библиотекой по колокольному делу, различными видами колоколов,  можно будет послушать звоны из фонотеки, предполагается и введение компьютерных технологий. Но основная экспозиция выполнена в классическом духе.

По мнению руководителя Городского выставочного центра Сергея ПУХАЧЁВА, музейное пространство Великого Новгорода начинает меняться в лучшую сторону, но происходит это крайне медленно:

- Сегодня музеи не имеют права находиться в каком-то своём отвлечённом мире, нельзя вставать в пафосные позы, делать выставку старинных эмалей и при этом забывать о посетителях, бросая их в свободное плавание.

Сергей Пухачёв иллюстрирует свое высказывание: одна группа студентов НовГУ перед походом на выставку авангардистов получила разъяснения и задержалась там на час, а вторая, без подготовки, просто сбежала через пять минут. Искусствовед уверен, что подход к зрителю нужно искать, шагая в ногу с ним, и просвещать, умело чередуя сложное с более простым. Если этого не делать, то ждать большого количества гостей новгородским музеям не придётся.

Ну а пока Великий Новгород всё ещё ориентируется на классического туриста без лишних претензий.

- С одной стороны, мы ждём разнообразных посетителей, столичных и европейских гостей, а с другой - делаем для них очень немного, - объясняет Юлия КОЛОМЫЦЕВА, директор Государственного музея художественной культуры Новгородской земли. - Представьте себя на месте матери с маленьким ребенком, которая решила прийти в музей. Сможете ли вы найти комнату для кормления, стол для пеленания, место, где можно оставить коляску? Даже велосипед негде поставить! Ни в одном музее нет картин, висящих на таком уровне, чтобы их мог смотреть ребёнок лет пяти. Так что небольшое количество посетителей объяснимо - приходят те, кого ждём.

Ещё одна серьёзная проблема для Новгорода - поиск интерактивных форм общения с туристом, которые должны сочетаться с бережным отношением к историческим объектам.

- К примеру, в церкви Успения на Волотовом поле турист может своими глазами увидеть интереснейшую процедуру восстановления древних фресок, - поясняет Ольга ГУСЕВА, заместитель директора музея. - А наш новый проект с рабочим названием «Синий кобальт уходит в музей» предполагает непосредственное участие посетителей в изготовлении фарфоровых изделий. Эта идея получила финансовую поддержку на федеральном конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире». Значит, мы движемся в верном направлении.

Мария КЛАПАТНЮК
Владимир БОГДАНОВ  (фото)