Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Открыть материк

Почему археологические памятники Новгородской области уходят в небытие

Несколько месяцев назад старший научный сотрудник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Сергей ТОРОПОВ на ежегодной научной конференции в Великом Новгороде выступил с докладом о состоянии археологических объектов нашей области.

В качестве показательного примера он привел результаты инвентаризации памятников на территории Старорусского и Демянского районов, проведенной в 2009 году. В хорошем состоянии из 236 проверенных оказались лишь восемь.

«Ситуацию с памятниками в Старорусском и Демянском районах можно проецировать и на всю Новгородскую область», — сделал вывод ученый. Скоро начало нового археологического сезона, поэтому мы решили узнать, каким он будет для ученых и почему памятники безнаказанно уничтожаются.

Вырвано из контекста

— По федеральному закону об объектах культурного наследия народов РФ все археологические памятники являются объектами федерального значения, — говорит Сергей Торопов. — Так вот, на территории Новгородчины таких памятников выявлено на сегодняшний день более двух тысяч. Чтобы оценить их состояние, регулярно должна проводиться инвентаризация. И хотя законодательно сроки установлены — раз в пять лет, они не выдерживаются: в нашей области в последний раз проверка проводилась в 1992 году. И когда мы в прошлом году по инициативе органов охраны памятников и Минкультуры РФ выехали в два района, то были поражены увиденными, а точнее сказать — необнаруженными объектами археологического наследия. В аварийном состоянии находятся 64 памятника, семь — полностью уничтожены. Примерно на каждой шестой из обследуемых точек мы увидели следы работы с металлоискателем. Более половины объектов не имеют никакой учетной документации. По мнению новгородских ученых, причин такому положению несколько.

Во-первых, это так называемые «черные копатели»: металлоискатели свободно продаются в магазинах. В то же время на многочисленных сайтах во Всемирной паутине такое вот кладоискательство приравнивается к безобидному хобби.

— На различных форумах в Интернете можно увидеть мнения, что копатели — это практически двигатели современной археологической науки. Мол, ученые слишком медлительны и в исследованиях, и в выводах, а копатели, обнаружив находки, тут же несут их, так сказать, в массы. На самом деле они и уничтожают культурный слой, и обедняют информацию, — рассуждает доцент кафедры отечественной истории НовГУ Елена ТОРОПОВА. — Ведь даже если выкопанные ими предметы и попадают в музеи, они, вырванные из контекста места раскопок и других найденных там артефактов, теряют основную часть информации.

Ученые констатируют, что, к сожалению, в нашей области нет прецедентов наказания грабителей, хотя случаи, когда их ловили буквально за руку, имеют место быть.

— В прошлом году грабители ночью залезли прямо в наш раскоп в Старой Руссе, — рассказывает Елена Торопова. — Когда же я пришла в милицию подавать заявление, первое, что услышала от дежурного: «Металлоискатели в нашей стране не запрещены законом». Дело, правда, было все же заведено, но сотрудники милиции квалифицировали действия преступников не как нанесение вреда памятнику федерального значения, а как порчу земли. Позже дело вообще закрыли.

В контексте этой проблемы остро стоит вопрос и с работой поисковиков «Долины», которые нередко, путая останки солдат, погибших в годы Великой Отечественной, с древними костями, тревожат могилы старины глубокой и, что самое ужасное, перезахоранивают останки людей древних эпох как героев минувшей войны. Так, когда в 2007 году в Шимском районе один из отрядов повредил жальник XII—XIV веков, разразился скандал.

— Формально, на бумаге, поисковики имеют на руках данные, согласованные с муниципальными органами власти, о том, что на том или ином участке якобы нет археологических памятников, — объясняет суть вопроса Сергей Торопов. — Но в районах, к сожалению, работники комитетов культуры и поселковых администраций не владеют полной и достоверной информацией об объектах культурного наследия на их территориях. Отсюда и проблемы поисковиков. Впрочем, сейчас с «Долиной» достигнуто соглашение об обмене информацией с археологами области о найденных захоронениях. Недавно мы встречались с руководителями отрядов, раздали им памятки с подробным объяснением, какие признаки могут говорить о древнем захоронении, на что нужно обращать внимание. Мы со своей стороны готовы выезжать на места раскопок для экспертизы.

Курганам здесь не место

Но главной причиной, по которой в последние годы массово уничтожаются археологические объекты, ученые называют противоречащие друг другу законы и, как следствие, передачу земли, на которой находятся памятники федерального значения, в собственность населению под массовую застройку.

— Согласно федеральному закону об объектах культурного наследия народов РФ земля, на которой располагаются государственные памятники, не может быть продана кому-либо в собственность, — продолжает Сергей Торопов. — Но закон этот не выполняется. Почему? Законом о местном самоуправлении переданы на уровень поселений в том числе полномочия по охране памятников. Понятно, что в администрациях сельских поселений нет специалистов по археологии, их зачастую нет и в районных органах власти. Зато там есть право давать согласие на продажу или передачу в аренду земельных угодий. Единственный выход из сложившейся ситуации – археологическое обследование всех передаваемых под застройку или в частную собственность участков. Другого пути нет.

По словам заведующего Центром по организации и обеспечению археологических исследований Новгородского государственного объединенного музея-заповедника
Сергея ТРОЯНОВСКОГО, как только полномочия по охране памятников были переданы на уровень поселений, комитет культуры, туризма и архивного дела Новгородской области предписал районным органам власти все запросы по выделению участков под строительство или другие работы пересылать в комитет для экспертной оценки как раз по поводу возможного нахождения на этих землях археологических объектов. Уже несколько лет областные чиновники пытаются контролировать соблюдение этих правил. Но, как оказалось, на местах применяют разные ухищрения, чтобы обойти законные требования, согласно которым застройщику недостаточно заручиться одним только одобрением главы сельского поселения. Нужно согласовать вопрос о приобретении участка под постройки еще с несколькими районными структурами, среди которых: главный архитектор, специалисты администрации, занимающиеся земельными вопросами, сотрудники Роспотребнадзора, комитета культуры и других органов. Но, например, в Демянском районе у озера Селигер в настоящее время на месте известного памятника, исследованного и нанесенного на все археологические карты, ведется оживленное строительство.

— Когда в прошлом году, проводя инвентаризацию, мы на месте неолитической стоянки увидели строителей, тут же поставили в известность комитет культуры Демянского района,

— рассказывает Торопов. — Но и по сей день никаких мер не предпринято. Чиновники ждут, когда я им пришлю отчет об инвентаризации, где будет сказано об уничтожении этого археологического объекта. Но хочу сказать: для того, чтобы остановить стройку и наказать виновных, муниципалитету не нужно ориентироваться исключительно на научные отчеты историков, которые готовятся долго и по определению не должны быть руководством к действию для специалистов, в чьи обязанности входит следить за соблюдением законов на подведомственной им территории.

Председатель комитета культуры Демянского района Татьяна ВАСИЛЬЕВА подтвердила, что действительно ничего не предпринимала и ожидала весточки от археологов. Но добавила, что сейчас ситуация изменилась. Сельские жители пришли на прием к главе района и рассказали, что строители ковшами выкапывают останки людей, древние предметы быта, оружие. Глава района предположил, что застройка ведется незаконно, и дал распоряжение провести проверку. По словам Васильевой, проверка показала, что разрешение застройщиком было-таки получено. То есть либо все ответственные лица подписали документ, в том числе и председатель комитета культуры, хотя она утверждает, что не давала согласия за застройку у озера Селигер, либо разрешение поддельное.

Сейчас, по распоряжению главы района, по данному делу ведется подробное расследование. И спасибо за это нужно сказать простым деревенским жителям: сельчан уничтожение исторических объектов беспокоит куда больше, чем чиновников, которым волноваться положено по должностным инструкциям.

Сезонное предложение

Но какие бы проблемы ни возникали, новый археологический сезон уже не за горами. Будут раскопки и в Старорусском районе, и в областном центре.

По словам Сергея Трояновского, археологов сейчас очень волнуют вопросы охранных работ. Так, в ближайшие месяцы ученые должны будут провести обследование территории у бывшего аэропорта в Юрьеве, где застройщики уже нынешним летом планируют начать работы по возведению жилого комплекса «Аркажская слобода».

— На этой территории находятся руины монастыря XII века, — поясняет Сергей Викторович. — Ранее производимые раскопки позволили обнаружить три церкви, и еще одна так и не была найдена. Понятно, что сама территория монастыря не подлежит застройке, но, кроме этого, вокруг должна иметься буферная или охранная зона, которую застройщик сейчас стремится сократить. Наша задача — выполнить запланированные раскопки и дать официальное заключение о том, на какой части инвестиционной площадки строить точно нельзя.

В этом году для участия в новгородских раскопках приедут ученые и студенты из Москвы, Брянска, Перми. Впервые примут участие в исследовательских работах ученые кафедры музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета под руководством Михаила Пиотровского. Ожидаются археологи из Польши.

Обильная на осадки зима, по всей вероятности, отложит на некоторое время открытие археологического сезона, поскольку земля пока еще сырая. Впрочем, новгородские ученые уверены, что раскопки будут плодотворными и, как всегда, щедрыми на открытия.

Людмила ДАНИЛКИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)