Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Я написал книгу и забыл о ней…

{thumbimage 150px 1}В Центральной городской библиотеке имени Дмитрия Балашова состоялась встреча в рамках городского Дня чтения
Неформальный разговор о современных тенденциях в литературе завязался сразу между тремя сторонами — писателями Анатолием КОРОЛЁВЫМ из Москвы и Вячеславом КУРИЦЫНЫМ из Санкт-Петербурга, пишущим под псевдонимом Андрей Тургенев, и библиотекарями и филологами Великого Новгорода.
— С одной стороны, мы надеялись услышать конкретные советы о том, как привлечь современного читателя в библиотеку, чем его заинтересовать, — комментирует Елена ТУРКИНА, заместитель директора библиотечного центра «Читай-город». — С другой, было любопытно просто послушать, как два значимых для современной российской литературы человека рассуждают на близкие нам темы. Разговор получился насыщенным и содержательным.
И к тому же острым: два именитых писателя, пусть и принадлежащие к одному направлению, постмодернизму, завязали дискуссию. Вопросы от аудитории поступали регулярно, обсуждались эмоционально и с чувством: Анатолий Васильевич с удовольствием пускался в абстрактные размышления, Вячеслав Николаевич требовал конкретных формулировок и точных тем, чем немало удивлял публику.
Начали литераторы традиционно с современных литературных течений и умения в них ориентироваться:
— Я написал книгу «Постмодернизм» и тут же забыл о ней, — поделился своим творческим опытом Вячеслав Курицын. — Ведь оценить то или иное течение мы можем лишь спустя время. И несмотря на то, что само время сегодня ускорилось в десятки раз, оценивать его глобально — рано. Более того, мне кажется, что теоретизирование как таковое будет постепенно отмирать, время теории ушло. Говорить о постмодернизме в целом, на мой взгляд, неинтересно. Давайте говорить о конкретных вещах.
Конкретный вопрос не заставил себя ждать: что же всё-таки рекомендовать читателю, как преподнести книгу так, чтобы её захотелось прочесть?
— Я сам практически перестал читать художественную литературу, а уж тем более современную, — взял слово Анатолий Королёв. — Слишком тяжело для эстетического восприятия. Да и в библиотеки не хожу, потому что живу в библиотеке, я типичный «книжник». У меня дома шесть тысяч томов, и каждый поход в книжный магазин заканчивается тем, что я уговариваю себя «не покупай», и всё равно покупаю. Мне кажется, всё это рождает чувство перенасыщенности книгами, которое особенно обострено у библиотекаря. В такой ситуации советовать что-то читателю — нелегко. Поэтому главный совет — книги не должны быть в изобилии. Пусть в холле библиотеки будет стенд с одной, двумя книгами, рекомендованными библиотекарем.
— Но на каком основании читатель будет нам доверять? — снова поинтересовались библиотекари.
— Правильно! Прежде всего важна роль личности, — почти в один голос воскликнули писатели. — Во главе угла должен быть библиотекарь, который своими темпераментом, эрудицией, чем-то ещё заслужит доверие читателя.
— Есть и другой вариант, — перехватил инициативу Анатолий Васильевич. — К примеру, полка книг, составленная по вкусу известного писателя или уважаемого читателя библиотеки. Я, к примеру, готов предоставить свои услуги. Неплохо бы рядом полку или даже мусорное ведро с надписью «Это читать нельзя» поставить и отправить туда нынешние детективчики. Вот вы, Вячеслав, что сейчас читаете?
— Сейчас это собрание сочинений Чернышевского, без советских купюр. А если говорить о «личностях», то сейчас писатели не слишком известны и популярностью не пользуются. Значительно популярнее люди медийные: Сергей Минаев, Оксана Робски. Кстати о них. Одна из книг Робски лично мне понравилась.
— Знаете, после такого замечания Курицына я эту книгу обязательно прочту, — обратился Королёв к аудитории. — Именно потому, что он для меня, безусловно, авторитет в литературе. И всё-таки замечу, что книгу эту Оксана Робски, конечно, не писала. В лучшем случае сказала пару фраз в диктофон.
— Это ещё почему? Это ни на чём не основанное утверждение, — удивился Вячеслав Курицын.
— Как бы вам объяснить, смотрю я на её руки и понимаю, что не могут они что-то писать, впрочем, может, я отношусь к Робски слишком предвзято. Книгу всё же прочту.
Обстановку слушатели разрядили вопросом: «Как писатели относятся к такому явлению, как калька?». По большому счёту офисная тематика страдающих богатых героев Минаева — это те же «99 франков» Фредерика Бегбедера, да и творчество Робски явно навеяно западной тематикой.
После долгих размышлений и примеров писатели решили, что в этом нет ничего плохого. Если разобраться, то и Александр Пушкин увлёкся «Чайльд Гарольдом» Байрона, а в результате получился неплохой «Евгений Онегин».
 
Мария КЛАПАТНЮК
Владимир МАЛЫГИН (фото)