{thumbimage 150px 1}Мальчуган лет пяти тащит за руку молодую маму, указывая на рычащего зверя: «Мама, лев!». «Страшный какой», — то ли в шутку, то ли всерьёз пугается женщина. «Нет, не страшный — красивый».
Ребенок задрал голову и завороженно смотрит на фотографию, совсем не обращая внимания на снимки по соседству, где распахнул чемоданистую пасть бегемот и застыли зебра на всём скаку и взлетевшие из-под ее копыт две горлицы. Зрители улыбаются. В этот момент они не здесь, они там — в желтой жаркой Африке...
«Кусочки» Африки с ее экзотической фауной и других уголков нашей планеты представил новгородцам на очередном своем вернисаже Городской выставочный центр, дотоле баловавший ценителей прекрасного работами знаменитых «Митьков», Зураба Церетели, преподавателей и выпускников академии искусств Ильи Глазунова. Фотовыставки для залов центра — тоже не новость, однако столь масштабной экспозиции, посвященной красоте диких существ, до сих пор не бывало не только в стенах «Диалога», но и вообще в Новгороде.
Такое у нас впервые и тем более заслуживает внимания, что открылось всего-то на три недели.
Как уже сообщали «НВ», в объеме большого выставочного зала действуют сразу две фотовыставки. Основная часть экспозиции предоставлена сотрудниками Санкт-Петербургского фотовернисажа и называется «Птицы, звери, люди». Это часть большой коллекции, показанной минувшей осенью в выставочном зале «Манеж» северной столицы: новгородцы могут увидеть 200 работ известных зарубежных фотомастеров, посвятивших жизнь фотосъемке природы в поистине самых разных ее проявлениях.
Работы Алессандро Би из Турина привлекают с первого взгляда не только потому, что вывешены у самого входа на выставку. С одной стороны, это рекламно-видовое отражение национальных парков Чёрного континента: стаи фламинго, стада зебр и антилоп, львиные прайды, вышки жирафьих шей, трогательные взгляды последних представителей племени горных горилл... Однако при созерцании, словно в процессе проявления при красном свете фотофонаря, начинает проступать внимательный авторский взгляд.
Совсем другой предстает Африка на фотографиях Пола Брейхема из Кейптауна. Это жизнь пустыни Калахари, где желтый мангуст отважно бьется с капской коброй, маленькие хамелеоны предаются любовной игре на гребне бархана, а слон, лишь бы удержать равновесие, сползает по склону дюны... на коленях. А вот «Пустыня» голландца Франца Лемменса. Во весь кадр — сплошной песок, песчинка к песчинке. Две девушки никак не поймут, в чём же тут фокус, и вдруг одна тычет пальцем в угол снимка, вскрикивая: «Ой, глаза!». Вслед глазам обнаруживаются ноздри и чешуйки на шее — песчаная гадюка затаилась в ожидании добычи.
Ну и где, скажите мне, может обычный человек совершить такое и много ему подобных открытий, как не на такой вот выставке?! Кстати, в Великий Новгород ее привезли почти случайно.
— Благодарить за это нужно мою бывшую партнершу по телеканалу «Славия» Светлану Стерлигову, — поясняет руководитель Городского выставочного центра Сергей ПУХАЧЁВ. — Недавно она посоветовала мне обратиться к ее знакомым из Санкт-Петербургского фотовернисажа. У них оказалось много всяких интересных тем, и мы намерены постепенно показать их все. Хотели было начать с эротики, но сотрудники вернисажа сказали: «Начните с животных, на них лучше ходят»...
Общее мнение большинства посетителей: «Просто глаза разбегаются!». Это воистину так, и потому на газетной полосе не хватит места даже для упоминания всех авторов, а не только отдельных работ, среди которых значительная часть отведена черно-белой фотографии — зачастую более выразительной, чем цветная. Да и пытаться рассказать об экспозиции — дело неблагодарное, лучше прийти и дать разбежаться своим собственным глазам, и желательно — не один раз.
Важно также, что экспозиция не просто демонстрирует эстетику живой природы как вещь в себе, но и затрагивает вопросы экологии, взаимоотношения человека и животных как в природе, так и в домашних условиях или, например, в зоопарке.
— Открывая нынешнюю фотовыставку, нам хотелось привлечь внимание еще к одной проблеме, — продолжает Сергей Пухачёв. — В Великом Новгороде совершенно негде познакомиться с обитателями не только зарубежной, но и местной природы. Нет такого места, куда с удовольствием ходили бы как не равнодушные к животным люди, так и просто семьи с детьми. Я считаю, что город не может называться в полной мере культурным, не имея библиотеки, картинной галереи и зоопарка. А вот последнего, если иметь в виду не тюрьму для животных, а учреждение XXI века, своего рода «островок доброты», нам очень остро не хватает.
Как раз на эту идею работает вторая, меньшая выставка под названием «Белый тигр и Ко». Шесть десятков «портретов» зверей, птиц и других животных сделаны в разных зоопарках мира зоологом и журналистом «Новгородских ведомостей» Андреем Коткиным и его друзьями — рижанином
Сергеем Чичаговым и Александром Канторовичем, уже более 10 лет живущим в Израиле. Кстати, Александр работает сразу в двух зоопарках — Наарии и Кирьят-Моцкина, городов с общим населением в два с лишним раза меньше населения Великого Новгорода. Эти фотографии также поражают неистощимым разнообразием форм живой природы и подводят зрителей к осознанию того факта, что все наши представления о красоте связаны именно с ней. И еще. Глядя в глаза героев этих снимков, лучше понимаешь, как важно сделать всё для сохранения дикой природы, чтобы эти удивительные существа продолжали жить на нашей планете.
Такое у нас впервые и тем более заслуживает внимания, что открылось всего-то на три недели.
Как уже сообщали «НВ», в объеме большого выставочного зала действуют сразу две фотовыставки. Основная часть экспозиции предоставлена сотрудниками Санкт-Петербургского фотовернисажа и называется «Птицы, звери, люди». Это часть большой коллекции, показанной минувшей осенью в выставочном зале «Манеж» северной столицы: новгородцы могут увидеть 200 работ известных зарубежных фотомастеров, посвятивших жизнь фотосъемке природы в поистине самых разных ее проявлениях.
Работы Алессандро Би из Турина привлекают с первого взгляда не только потому, что вывешены у самого входа на выставку. С одной стороны, это рекламно-видовое отражение национальных парков Чёрного континента: стаи фламинго, стада зебр и антилоп, львиные прайды, вышки жирафьих шей, трогательные взгляды последних представителей племени горных горилл... Однако при созерцании, словно в процессе проявления при красном свете фотофонаря, начинает проступать внимательный авторский взгляд.
Совсем другой предстает Африка на фотографиях Пола Брейхема из Кейптауна. Это жизнь пустыни Калахари, где желтый мангуст отважно бьется с капской коброй, маленькие хамелеоны предаются любовной игре на гребне бархана, а слон, лишь бы удержать равновесие, сползает по склону дюны... на коленях. А вот «Пустыня» голландца Франца Лемменса. Во весь кадр — сплошной песок, песчинка к песчинке. Две девушки никак не поймут, в чём же тут фокус, и вдруг одна тычет пальцем в угол снимка, вскрикивая: «Ой, глаза!». Вслед глазам обнаруживаются ноздри и чешуйки на шее — песчаная гадюка затаилась в ожидании добычи.
Ну и где, скажите мне, может обычный человек совершить такое и много ему подобных открытий, как не на такой вот выставке?! Кстати, в Великий Новгород ее привезли почти случайно.
— Благодарить за это нужно мою бывшую партнершу по телеканалу «Славия» Светлану Стерлигову, — поясняет руководитель Городского выставочного центра Сергей ПУХАЧЁВ. — Недавно она посоветовала мне обратиться к ее знакомым из Санкт-Петербургского фотовернисажа. У них оказалось много всяких интересных тем, и мы намерены постепенно показать их все. Хотели было начать с эротики, но сотрудники вернисажа сказали: «Начните с животных, на них лучше ходят»...
Общее мнение большинства посетителей: «Просто глаза разбегаются!». Это воистину так, и потому на газетной полосе не хватит места даже для упоминания всех авторов, а не только отдельных работ, среди которых значительная часть отведена черно-белой фотографии — зачастую более выразительной, чем цветная. Да и пытаться рассказать об экспозиции — дело неблагодарное, лучше прийти и дать разбежаться своим собственным глазам, и желательно — не один раз.
Важно также, что экспозиция не просто демонстрирует эстетику живой природы как вещь в себе, но и затрагивает вопросы экологии, взаимоотношения человека и животных как в природе, так и в домашних условиях или, например, в зоопарке.
— Открывая нынешнюю фотовыставку, нам хотелось привлечь внимание еще к одной проблеме, — продолжает Сергей Пухачёв. — В Великом Новгороде совершенно негде познакомиться с обитателями не только зарубежной, но и местной природы. Нет такого места, куда с удовольствием ходили бы как не равнодушные к животным люди, так и просто семьи с детьми. Я считаю, что город не может называться в полной мере культурным, не имея библиотеки, картинной галереи и зоопарка. А вот последнего, если иметь в виду не тюрьму для животных, а учреждение XXI века, своего рода «островок доброты», нам очень остро не хватает.
Как раз на эту идею работает вторая, меньшая выставка под названием «Белый тигр и Ко». Шесть десятков «портретов» зверей, птиц и других животных сделаны в разных зоопарках мира зоологом и журналистом «Новгородских ведомостей» Андреем Коткиным и его друзьями — рижанином
Сергеем Чичаговым и Александром Канторовичем, уже более 10 лет живущим в Израиле. Кстати, Александр работает сразу в двух зоопарках — Наарии и Кирьят-Моцкина, городов с общим населением в два с лишним раза меньше населения Великого Новгорода. Эти фотографии также поражают неистощимым разнообразием форм живой природы и подводят зрителей к осознанию того факта, что все наши представления о красоте связаны именно с ней. И еще. Глядя в глаза героев этих снимков, лучше понимаешь, как важно сделать всё для сохранения дикой природы, чтобы эти удивительные существа продолжали жить на нашей планете.
Алексей НЕВОЛИН
Владимир БОГДАНОВ (фото)
Владимир БОГДАНОВ (фото)