{thumbimage 150px 1}На левом берегу Волхова у его истока из Ильменя возвышается Свято-Юрьев мужской монастырь
Стоящий у южных стен обители человек видит озеро как прямую линию, сливающуюся с горизонтом, а если он поднимется на верхнюю площадку колокольни, перед ним откроются необозримые озерные дали. Уходящие на юг рыбацкие соймы похожи на маленьких мушек, а вдали среди многочисленных рукавов и протоков Мсты белеет церковь Николы на Липне.
Мне удалось забраться еще выше. Из слухового окна, измазанного голубиным пометом, я залюбовался тем, как с этой предельной высоты озеро изгибалось дугой, и земля явно имела гигантскую шаровидную поверхность. Величественный белый Георгиевский собор, казалось, поднимался по воле звенящего ультрамаринового неба с плывущими по нему перьями облаков, похожих на серафимов.
Ничего не скажешь — умели наши предки найти лучшую точку на земле. Прибывающие по озеру с юга видели вначале над водой золоченые купола монастырские, а затем и протяженные белые стены обители. Юрьев первым встречал гостей на пути к Господину Великому Новгороду. На обширных заливных лугах паслись тучные стада, монастырские пчелы собирали нектар с разноцветья, окрестные воды изобиловали рыбой.
Роскошь прошлого
Юрьев монастырь всегда был самой крупной из всех многочисленных новгородских обителей. Впервые в летописи он упоминается под 1119 годом, но есть основание предполагать, что основали его гораздо раньше. Легенда гласит: новгородский князь Ярослав, названный Мудрым и получивший при крещении имя Георгий (Юрий), повелел заложить в 1030 году на высоком левом берегу Волхова храм во имя своего небесного покровителя — святого Георгия Победоносца. Возможно, от этой церкви и ведет родословную Юрьев монастырь.
Праправнук Ярослава Мудрого Всеволод Мстиславич в 1119 году при настоятеле Юрьева монастыря Кириаке повелел заложить каменный Георгиевский собор. На больших озерных соймах подвозили с южного берега Ильменя известняк. За монастырской оградой гасили известь, обжигали кирпич-плинфу. На мощном валунном основании, углубленном в толщу холма, постепенно росли стены трехнефного шестистолпного храма. Портал, полукружие окон, арки и своды выкладывали из плинфы. Свинцовыми листами покрыли три главы. Георгиевский собор был освящен 29 июня 1130 года.
Пережил монастырь многие события новгородской истории: был свидетелем присоединения Новгорода к Москве, разгрома города опричниками Ивана Грозного, грабили обитель шведские захватчики в Смутное время.
С укреплением государственности укреплялась и обитель. Юрьев стал монастырем I класса. Поднялись каменные церкви, колокольня, трапезная, хозяйственные постройки. Цвели сады, славились в Новгороде юрьевские яблоки и вишни.
В древности в Георгиевском соборе была погребена благоверная княжна Феодосия — мать Александра Невского. Под сенью собора покоился граф Алексей Орлов, один из самых ярких деятелей XVIII века, и его брат — всесильный Григорий Орлов, фаворит Екатерины II. Под Спасским собором находилась подземная церковь во имя иконы «Неопалимая купина». Ее устроили по подобию катакомб, в которых молились первые христиане, а мраморные своды этого храма были усыпаны золотыми звездами.
После реформ Екатерины многие русские монастыри пришли в упадок. Новый расцвет обители связан с именем архимандрита Фотия, который стал настоятелем монастыря в 1824 году. При Фотии в Юрьевом монастыре началось обширное строительство. С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный пятиярусный иконостас со множеством икон в усыпанных жемчугом и драгоценными камнями ризах. Храмовая икона Святого Георгия, привезенная из Византии во времена Ярослава Мудрого, была одета в богатейшую драгоценную ризу, сверкающую самоцветными камнями. Даром графини Орловой-Чесменской являлся образ Знамения Божией Матери, целиком вырезанный из огромного изумруда и осыпанный бриллиантами. Среди других вкладов в ризнице находилась шитая золотом плащаница — дар князя Дмитрия Шемяки. В алтаре Георгиевского собора стояло стальное кресло, принадлежавшее по преданию Петру I. В этом же храме устанавливается престол из цельного куска шлифованного мрамора, который покрывается серебряным окладом весом более шести пудов.
Не обошлось и без серьезных издержек. При подновлении стен были сбиты уникальные росписи семисотлетней давности и вместо них написаны новые, яркие, имевшие малую художественную ценность. В начале XX века и эту роспись заменили штампованными изображениями клеевыми красками на золотом фоне. Они и дошли до наших дней.
На монастырские службы стекались толпы богомольцев. Особенно много люду собиралось на Воздвижение. В этот сентябрьский день к юрьевскому берегу причаливали многочисленные лодки с крестьянами ближних и дальних волховских и ильменских поселений, на бричках и пешком прибывали новгородцы.
Наиболее значимым сооружением после смерти Фотия является колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. В верхнем ярусе располагались 16 многопудовых колоколов. Так, «Неопалимая купина» весил 2100 пудов (33 тонны). В нижнем ярусе — пятнадцать церковных колоколов. Имелись и семнадцать небольших часовых колоколов для курантов с циферблатом на самом верху. Часы отбивал 150-пудовый колокол «Святая праведная Анна». Юрьевские перезвоны, по свидетельству современников, отличались редкостными гармоничностью и силой.
После переворота в 1917 году монастырь какое-то время продолжал жить прежней жизнью. В конце ноября 1921 года губернский военный комиссар получил шифротелеграмму председателя реввоенсовета Троцкого об изъятии ценностей. «По требованиям трудящихся» прошла волна закрытия церквей, и в соборе разместился дом инвалидов имени Свердлова. В первые годы советской власти были расстреляны практически все монахи и священнослужители Юрьева. Во время Великой Отечественной войны монастырь находился на линии фронта и сильно пострадал от артобстрелов.
В послевоенные годы уцелевшие помещения неоднократно меняли свое назначение. Несколько лет там размещалось ПТУ, и звонкие звуки задорного мата учеников слышались в стенах обители. Незадолго же до ее передачи в 90-е годы Новгородской епархии там жили художники. До сих пор на многих холстах можно видеть пейзажи и жанровые сюжеты монастыря того времени.
Годы восстановления
Первым новым настоятелем Юрьева был назначен иеромонах Стефан в 1991 году, и с этого времени в стенах Крестовоздвиженской церкви стали слышны молитвы. Затем у монастыря появилось свое хозяйство: корова, лошадь, куры.
В 2004 году здесь было открыто духовное училище. Уже состоялся первый выпуск. В настоящее время в нем обучаются 45 человек. Курс рассчитан на пять лет. В училище готовят священников для приходов Новгородской епархии, а кто-то из выпускников продолжит образование в духовных семинариях и академиях. На базе училища проводятся конференции, участие в которых принимают не только новгородцы, но и гости из Москвы и Санкт-Петербурга. Наиболее значимыми являются Знаменские и Никитские чтения. В летний период в монастыре работает бого-
словская школа для детей — «Юрьевский городок». Настоятель, отец Арсений, полагает, что она станет постоянной.
В настоящее время в Юрьеве проживают четыре монаха и несколько десятков послушников и трудников. Появились новые купола над бывшим собором Всемилостивого Спаса. Два года назад он был освящен и сейчас носит имя Рождества Христова, в нем постоянно проходят службы. И вообще монастырь изменился внешне. Теперь он закрывается на ночь. В теплый период года паломники и туристы идут к Георгиевскому собору вдоль благоухающих кустов роз. Приведен в порядок фруктовый сад.
В окрестностях Юрьева по-прежнему любят отдыхать новгородцы, тем более что добраться сюда можно на городском автобусе. Примечательная и диссонирующая деталь: с советских времен под монастырскими стенами расположен пляж.
Особо стоит упомянуть о местной природе: над благодатными землями Юрьева пролегают пути тысяч перелетных птиц. Весной и осенью здесь останавливаются на отдых и кормежку стаи серых журавлей, гусей, лебедей-кликунов, уток. Выводят потомство чайки, крачки и длиннокрылые цапли. Вдоль восточной стены обители на высоте протянулась колония ласточек воронков. В самых верхних нишах Георгиевского собора и колокольни гнездятся стрижи. Интересно, что эти скальные птицы двигались на север с появлением высоких каменных храмов. Рядом с наружной частью западной стены тянется лиственная рощица: много птиц гнездится здесь, и все меньше деревьев остается от нее. Да и территория к югу от монастырских стен захламлена хозяйственными постройками.
Впрочем, несомненно, процесс возрождения Свято-Юрьева монастыря продолжится, и новая жизнь начнется не только в его стенах, но и за пределами обители, объединяющей своей историей уже на протяжении многих веков прошлое и будущее Новгородской земли.
Ничего не скажешь — умели наши предки найти лучшую точку на земле. Прибывающие по озеру с юга видели вначале над водой золоченые купола монастырские, а затем и протяженные белые стены обители. Юрьев первым встречал гостей на пути к Господину Великому Новгороду. На обширных заливных лугах паслись тучные стада, монастырские пчелы собирали нектар с разноцветья, окрестные воды изобиловали рыбой.
Роскошь прошлого
Юрьев монастырь всегда был самой крупной из всех многочисленных новгородских обителей. Впервые в летописи он упоминается под 1119 годом, но есть основание предполагать, что основали его гораздо раньше. Легенда гласит: новгородский князь Ярослав, названный Мудрым и получивший при крещении имя Георгий (Юрий), повелел заложить в 1030 году на высоком левом берегу Волхова храм во имя своего небесного покровителя — святого Георгия Победоносца. Возможно, от этой церкви и ведет родословную Юрьев монастырь.
Праправнук Ярослава Мудрого Всеволод Мстиславич в 1119 году при настоятеле Юрьева монастыря Кириаке повелел заложить каменный Георгиевский собор. На больших озерных соймах подвозили с южного берега Ильменя известняк. За монастырской оградой гасили известь, обжигали кирпич-плинфу. На мощном валунном основании, углубленном в толщу холма, постепенно росли стены трехнефного шестистолпного храма. Портал, полукружие окон, арки и своды выкладывали из плинфы. Свинцовыми листами покрыли три главы. Георгиевский собор был освящен 29 июня 1130 года.
Пережил монастырь многие события новгородской истории: был свидетелем присоединения Новгорода к Москве, разгрома города опричниками Ивана Грозного, грабили обитель шведские захватчики в Смутное время.
С укреплением государственности укреплялась и обитель. Юрьев стал монастырем I класса. Поднялись каменные церкви, колокольня, трапезная, хозяйственные постройки. Цвели сады, славились в Новгороде юрьевские яблоки и вишни.
В древности в Георгиевском соборе была погребена благоверная княжна Феодосия — мать Александра Невского. Под сенью собора покоился граф Алексей Орлов, один из самых ярких деятелей XVIII века, и его брат — всесильный Григорий Орлов, фаворит Екатерины II. Под Спасским собором находилась подземная церковь во имя иконы «Неопалимая купина». Ее устроили по подобию катакомб, в которых молились первые христиане, а мраморные своды этого храма были усыпаны золотыми звездами.
После реформ Екатерины многие русские монастыри пришли в упадок. Новый расцвет обители связан с именем архимандрита Фотия, который стал настоятелем монастыря в 1824 году. При Фотии в Юрьевом монастыре началось обширное строительство. С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный пятиярусный иконостас со множеством икон в усыпанных жемчугом и драгоценными камнями ризах. Храмовая икона Святого Георгия, привезенная из Византии во времена Ярослава Мудрого, была одета в богатейшую драгоценную ризу, сверкающую самоцветными камнями. Даром графини Орловой-Чесменской являлся образ Знамения Божией Матери, целиком вырезанный из огромного изумруда и осыпанный бриллиантами. Среди других вкладов в ризнице находилась шитая золотом плащаница — дар князя Дмитрия Шемяки. В алтаре Георгиевского собора стояло стальное кресло, принадлежавшее по преданию Петру I. В этом же храме устанавливается престол из цельного куска шлифованного мрамора, который покрывается серебряным окладом весом более шести пудов.
Не обошлось и без серьезных издержек. При подновлении стен были сбиты уникальные росписи семисотлетней давности и вместо них написаны новые, яркие, имевшие малую художественную ценность. В начале XX века и эту роспись заменили штампованными изображениями клеевыми красками на золотом фоне. Они и дошли до наших дней.
На монастырские службы стекались толпы богомольцев. Особенно много люду собиралось на Воздвижение. В этот сентябрьский день к юрьевскому берегу причаливали многочисленные лодки с крестьянами ближних и дальних волховских и ильменских поселений, на бричках и пешком прибывали новгородцы.
Наиболее значимым сооружением после смерти Фотия является колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. В верхнем ярусе располагались 16 многопудовых колоколов. Так, «Неопалимая купина» весил 2100 пудов (33 тонны). В нижнем ярусе — пятнадцать церковных колоколов. Имелись и семнадцать небольших часовых колоколов для курантов с циферблатом на самом верху. Часы отбивал 150-пудовый колокол «Святая праведная Анна». Юрьевские перезвоны, по свидетельству современников, отличались редкостными гармоничностью и силой.
После переворота в 1917 году монастырь какое-то время продолжал жить прежней жизнью. В конце ноября 1921 года губернский военный комиссар получил шифротелеграмму председателя реввоенсовета Троцкого об изъятии ценностей. «По требованиям трудящихся» прошла волна закрытия церквей, и в соборе разместился дом инвалидов имени Свердлова. В первые годы советской власти были расстреляны практически все монахи и священнослужители Юрьева. Во время Великой Отечественной войны монастырь находился на линии фронта и сильно пострадал от артобстрелов.
В послевоенные годы уцелевшие помещения неоднократно меняли свое назначение. Несколько лет там размещалось ПТУ, и звонкие звуки задорного мата учеников слышались в стенах обители. Незадолго же до ее передачи в 90-е годы Новгородской епархии там жили художники. До сих пор на многих холстах можно видеть пейзажи и жанровые сюжеты монастыря того времени.
Годы восстановления
Первым новым настоятелем Юрьева был назначен иеромонах Стефан в 1991 году, и с этого времени в стенах Крестовоздвиженской церкви стали слышны молитвы. Затем у монастыря появилось свое хозяйство: корова, лошадь, куры.
В 2004 году здесь было открыто духовное училище. Уже состоялся первый выпуск. В настоящее время в нем обучаются 45 человек. Курс рассчитан на пять лет. В училище готовят священников для приходов Новгородской епархии, а кто-то из выпускников продолжит образование в духовных семинариях и академиях. На базе училища проводятся конференции, участие в которых принимают не только новгородцы, но и гости из Москвы и Санкт-Петербурга. Наиболее значимыми являются Знаменские и Никитские чтения. В летний период в монастыре работает бого-
словская школа для детей — «Юрьевский городок». Настоятель, отец Арсений, полагает, что она станет постоянной.
В настоящее время в Юрьеве проживают четыре монаха и несколько десятков послушников и трудников. Появились новые купола над бывшим собором Всемилостивого Спаса. Два года назад он был освящен и сейчас носит имя Рождества Христова, в нем постоянно проходят службы. И вообще монастырь изменился внешне. Теперь он закрывается на ночь. В теплый период года паломники и туристы идут к Георгиевскому собору вдоль благоухающих кустов роз. Приведен в порядок фруктовый сад.
В окрестностях Юрьева по-прежнему любят отдыхать новгородцы, тем более что добраться сюда можно на городском автобусе. Примечательная и диссонирующая деталь: с советских времен под монастырскими стенами расположен пляж.
Особо стоит упомянуть о местной природе: над благодатными землями Юрьева пролегают пути тысяч перелетных птиц. Весной и осенью здесь останавливаются на отдых и кормежку стаи серых журавлей, гусей, лебедей-кликунов, уток. Выводят потомство чайки, крачки и длиннокрылые цапли. Вдоль восточной стены обители на высоте протянулась колония ласточек воронков. В самых верхних нишах Георгиевского собора и колокольни гнездятся стрижи. Интересно, что эти скальные птицы двигались на север с появлением высоких каменных храмов. Рядом с наружной частью западной стены тянется лиственная рощица: много птиц гнездится здесь, и все меньше деревьев остается от нее. Да и территория к югу от монастырских стен захламлена хозяйственными постройками.
Впрочем, несомненно, процесс возрождения Свято-Юрьева монастыря продолжится, и новая жизнь начнется не только в его стенах, но и за пределами обители, объединяющей своей историей уже на протяжении многих веков прошлое и будущее Новгородской земли.
Владимир БОГДАНОВ
Фото автора
Фото автора