{thumbimage 150px 1}Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» первый в России представил пьесу канадского драматурга Мориса Панича «Соглядатай».
Панича нередко называют автором «чёрных комедий», балансирующих на грани надежды и отчаяния. Пьеса «Соглядатай» — не исключение. Это история о немолодом банковском служащем Кэмпе, приезжающем в дом к своей умирающей тетке Грейс, которую он не видел много лет. Уход родственницы в мир иной — его единственная возможность получить наследство. Однако старушка не особо торопится попрощаться навеки. Поэтому «дежурство» Кэмпа у постели почти всегда молчаливой родственницы растягивается на долгие месяцы, за которые герой успевает поведать ей о своей жизни: детских мечтаниях, недостигнутых целях и о нереализованных возможностях.
Это своеобразный «монодиалог» на тему о том, как жизнь обманывает наши ожидания. При этом герой заодно старается выяснить, не желает ли старушка отдать своё тело после смерти на алтарь науки, и какую музыку предпочтительнее поставить ей на прощание…
— Моя героиня — сложный персонаж, — говорит актриса Любовь ЗЛОБИНА, играющая Грейс. — По замыслу автора, бабуля практически лишена внешней активности и пространных монологов, тем не менее она полноценный партнер в спектакле, со своей особой судьбой. Ее судьба так же трагически сложна, как и судьба Кэмпа, ворвавшегося в ее жизнь буквально «под самый занавес». Просто у них с племянником разные способы ухода от действительности, разные способы наблюдения за жизненными коллизиями. Мне как актрисе необходимо рассказать о Грейс, ее душевной драме, используя минимум слов.
В спектакле заняты всего два актёра, да и само действие с театральной сцены перенесено буквально к театральным стенам: мир Кэмпа — это пространство сцены, заставленное вещами, а от вселенной старушки Грейс осталась одна стеночка, возле которой лепится ее маленький мирок, состоящий из старушечьей спаленки и милых безделушек одинокой леди. Таким образом, попадая в камерную обстановку чужой жизни, зритель и сам оказывается в необычном положении соглядатая за двумя мирами одновременно. Таким образом, за 2,5 часа, что идёт постановка, зритель получает немало возможностей и для смеха, и для серьёзных размышлений. Однако развязка окажется неожиданной.
— «Соглядатай» — редкая по качеству пьеса, наполненная сюжетными и психологическими «перевертышами», — говорит художественный руководитель театра «Малый» Надежда АЛЕКСЕЕВА. — То, что сначала кажется простым, почти водевильным ходом про ожидание наследства у одра умирающей, превращается в финальный взрыв, столкновение двух миров. Тема спектакля — о нас, по жизни являющихся соглядатаями, наблюдающими за течением событий. Главное — не превратиться в наблюдателей собственной судьбы, когда теряется воля к жизни, участию в событиях, а для этого необходимо перебороть свои страхи и разглядеть жизнь вокруг себя.
Постановка «Соглядатая» на сцене «Малого» — премьера пьесы в России. Написанная в 1995 году, она получила немало положительных откликов у критиков, одобряющих ироничный стиль автора, умело смешивающего трагедию и комедию в одном драматическом действе. Что скажут российские театралы, покажет время. После Великого Новгорода инициативу постановки этой пьесы поддержит Российский Академический Молодёжный театр в Москве.
— Моя героиня — сложный персонаж, — говорит актриса Любовь ЗЛОБИНА, играющая Грейс. — По замыслу автора, бабуля практически лишена внешней активности и пространных монологов, тем не менее она полноценный партнер в спектакле, со своей особой судьбой. Ее судьба так же трагически сложна, как и судьба Кэмпа, ворвавшегося в ее жизнь буквально «под самый занавес». Просто у них с племянником разные способы ухода от действительности, разные способы наблюдения за жизненными коллизиями. Мне как актрисе необходимо рассказать о Грейс, ее душевной драме, используя минимум слов.
В спектакле заняты всего два актёра, да и само действие с театральной сцены перенесено буквально к театральным стенам: мир Кэмпа — это пространство сцены, заставленное вещами, а от вселенной старушки Грейс осталась одна стеночка, возле которой лепится ее маленький мирок, состоящий из старушечьей спаленки и милых безделушек одинокой леди. Таким образом, попадая в камерную обстановку чужой жизни, зритель и сам оказывается в необычном положении соглядатая за двумя мирами одновременно. Таким образом, за 2,5 часа, что идёт постановка, зритель получает немало возможностей и для смеха, и для серьёзных размышлений. Однако развязка окажется неожиданной.
— «Соглядатай» — редкая по качеству пьеса, наполненная сюжетными и психологическими «перевертышами», — говорит художественный руководитель театра «Малый» Надежда АЛЕКСЕЕВА. — То, что сначала кажется простым, почти водевильным ходом про ожидание наследства у одра умирающей, превращается в финальный взрыв, столкновение двух миров. Тема спектакля — о нас, по жизни являющихся соглядатаями, наблюдающими за течением событий. Главное — не превратиться в наблюдателей собственной судьбы, когда теряется воля к жизни, участию в событиях, а для этого необходимо перебороть свои страхи и разглядеть жизнь вокруг себя.
Постановка «Соглядатая» на сцене «Малого» — премьера пьесы в России. Написанная в 1995 году, она получила немало положительных откликов у критиков, одобряющих ироничный стиль автора, умело смешивающего трагедию и комедию в одном драматическом действе. Что скажут российские театралы, покажет время. После Великого Новгорода инициативу постановки этой пьесы поддержит Российский Академический Молодёжный театр в Москве.
Софья ВИТКОВА
Владимир КУПРИЯНОВ (фото)
Владимир КУПРИЯНОВ (фото)