{thumbimage 150px 1}Один из симптомов нездоровья нашего времени можно усмотреть в том, что именно сегодня способно нас удивить, а что нет. Давно уже не удивляют серьезные дебаты о допустимости однополых браков, судебные иски детей к собственным родителям или перспективы признания вопиющей безграмотности нормой русского языка. Или какая-нибудь клякса посреди холста, за которой подразумеваются концептуальные глубины, — тоже не удивляет, хоть всякий раз и озадачивает. Но появись вдруг начинающий художник, работающий строго в традициях академической школы, дерзающий на высокие не по времени задачи, да еще и демонстрирующий такой непростительный анахронизм, как «гражданская позиция», — это уж точно покажется удивительным!
В этом отношении экспозиция, открывшаяся на днях в Городском выставочном центре в «Диалоге», поразила несказанно. И порадовала не менее.
Предметом выставки «История и современность» стали дипломные и учебные работы студентов Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В большом зале на втором этаже разместилось более 70 картин разного формата — от небольших этюдов до громадных жанровых полотен. «История» тут явно доминирует над «современностью», хотя эфемерная грань между ними практически не ощущается: летописные и житийные сказания, Великая Отечественная, Беслан воспринимаются в едином контексте, и даже немногочисленные пейзажи да портреты из этого контекста в основном не выпадают.
Здесь, можно сказать, проиллюстрирован полный курс отечественной истории — от призвания варягов до рыночной нашей действительности. А сюжеты сколь грандиозные представлены: подвиг Сусанина, проповедь Леонтия Ростовского, призвание Романовых на царство — впору суриковским! Впрочем, оно и понятно: на чем же учиться высокому, как не на высоком? Тем более что и это вполне в духе академического художественного образования.
Однако «учебность» выставленных работ ни в коем случае не следует понимать в смысле некоей профессиональной неполноценности: не берусь давать оценок, но высокий уровень даже нижней планки здесь очевиден. Авторов практически столько же представлено, сколько работ, все они разные, непохожие один на другого, но творчество любого из них ни в какой снисходительности «по ученичеству» не нуждается. Хороший академический уровень — это второе, что их всех объединяет. Первое же, безусловно, — незаурядная личность Мастера, ясно проглядывающая сквозь всё многообразие индивидуальностей.
Сам Илья Сергеевич ГЛАЗУНОВ в «Диалоге» присутствовал — на портрете кисти своего ученика, а ныне профессора академии Дмитрия СЛЕПУШКИНА, выставленном вместе с картинами других педагогов в нижнем зале. И все же «эффект нахождения» его был столь ощутимым, что обсуждавшие выставку зрители то и дело, не задумываясь, именовали ее «глазуновской». Да и сама академия ведь не просто его имя носит (как в свое время Театр имени Мейерхольда, руководимый тем же Мейерхольдом), а прямо так, по принадлежности, и называется — Академия Глазунова.
— Потому что это действительно его академия: он ее основатель, а правильнее даже сказать — отец, — объяснил проректор академии, профессор Игорь ЛАПИН. — Даже интерьеры нашего здания (бывшего «дома Юшкова» архитектора Баженова) он сам разрабатывал. Личность Ильи Сергеевича столь сильна и многогранна, что по мощи сравнима разве что с титанами эпохи Возрождения. Он ведь не только живописец, но еще и архитектор, и реставратор, и писатель, и общественный деятель…
— Но прежде всего все-таки живописец?
— Да, но при этом никого из своих студентов не обделяет вниманием, — а у нас ведь помимо живописного есть еще факультеты ваяния, зодчества, искусствоведения, реставрации.
— Диплом вашей академии равноценен дипломам, скажем, Суриковского училища или Строгановки?
— Я бы иначе выразился: это их дипломы равноценны нашему. С той лишь разницей, что они подчиняются Министерству просвещения, а мы — непосредственно Правительству Российской Федерации, являющемуся нашим учредителем. Учебных заведений такого подчинения, думаю, с десяток наберется, включая Московский государственный университет.
— А сам Глазунов сейчас преподает?
— Натурные студии и прочую повседневную работу, разумеется, проводим мы — его ученики и последователи. Но Илья Сергеевич обязательно бывает на всех показах, контролирует учебный процесс, ведет дипломников…
Будучи художником, сутью творчества которого является осмысление русской истории, миновать тему Новгорода в своих исканиях Глазунов просто не мог. Да и в собственной его биографии присутствует весьма заметный новгородский эпизод — два года, проведенных в период Ленинградской блокады им, тогда еще подростком, в одной из деревень Новгородчины. Так или иначе, но когда по городу прошел невнятный слух об ожидающейся выставке Глазунова, поверилось почему-то, что приедет он сам. Или хотя бы его картины. Ожидания не оправдались, что поначалу несколько разочаровало: но только поначалу. Стоит посетить «Диалог», чтобы понять: выставка «История и современность» — это как раз выставка Глазунова и есть. Вот именно его — народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственной премии Российской Федерации Ильи Сергеевича Глазунова. Только выставка не живописного его творчества, а педагогического. Которое сегодня, может быть, даже важнее всех остальных видов его деятельности. В конце концов с живописью и взглядами Ильи Сергеевича все мы в той или иной мере знакомы — как минимум по публикациям и репродукциям. В то время как о существовании любимого (судя по выставке) детища — его академии — возможно, и знали-то далеко не все.
Благодаря стараниям новгородских музеев и галерей город наш в последние годы замечательными выставками, мягко говоря, не обойден: одни только эрмитажные экспозиции в Дворянском собрании чего стоят. Но ничего более оптимистичного в этом блистательном ряду, чем открывшаяся в «Диалоге» выставка, мне в Новгороде видеть еще не приходилось. Отрадно ведь собственными глазами убедиться в том, что даже в наше время беспросветной профанации всего и вся остались еще в России заповедники, в коих выживает великое и подлинное. Такое, например, как традиции русской реалистической живописи, столь бережно хранимые Академией Ильи Глазунова.
Здесь, можно сказать, проиллюстрирован полный курс отечественной истории — от призвания варягов до рыночной нашей действительности. А сюжеты сколь грандиозные представлены: подвиг Сусанина, проповедь Леонтия Ростовского, призвание Романовых на царство — впору суриковским! Впрочем, оно и понятно: на чем же учиться высокому, как не на высоком? Тем более что и это вполне в духе академического художественного образования.
Однако «учебность» выставленных работ ни в коем случае не следует понимать в смысле некоей профессиональной неполноценности: не берусь давать оценок, но высокий уровень даже нижней планки здесь очевиден. Авторов практически столько же представлено, сколько работ, все они разные, непохожие один на другого, но творчество любого из них ни в какой снисходительности «по ученичеству» не нуждается. Хороший академический уровень — это второе, что их всех объединяет. Первое же, безусловно, — незаурядная личность Мастера, ясно проглядывающая сквозь всё многообразие индивидуальностей.
Сам Илья Сергеевич ГЛАЗУНОВ в «Диалоге» присутствовал — на портрете кисти своего ученика, а ныне профессора академии Дмитрия СЛЕПУШКИНА, выставленном вместе с картинами других педагогов в нижнем зале. И все же «эффект нахождения» его был столь ощутимым, что обсуждавшие выставку зрители то и дело, не задумываясь, именовали ее «глазуновской». Да и сама академия ведь не просто его имя носит (как в свое время Театр имени Мейерхольда, руководимый тем же Мейерхольдом), а прямо так, по принадлежности, и называется — Академия Глазунова.
— Потому что это действительно его академия: он ее основатель, а правильнее даже сказать — отец, — объяснил проректор академии, профессор Игорь ЛАПИН. — Даже интерьеры нашего здания (бывшего «дома Юшкова» архитектора Баженова) он сам разрабатывал. Личность Ильи Сергеевича столь сильна и многогранна, что по мощи сравнима разве что с титанами эпохи Возрождения. Он ведь не только живописец, но еще и архитектор, и реставратор, и писатель, и общественный деятель…
— Но прежде всего все-таки живописец?
— Да, но при этом никого из своих студентов не обделяет вниманием, — а у нас ведь помимо живописного есть еще факультеты ваяния, зодчества, искусствоведения, реставрации.
— Диплом вашей академии равноценен дипломам, скажем, Суриковского училища или Строгановки?
— Я бы иначе выразился: это их дипломы равноценны нашему. С той лишь разницей, что они подчиняются Министерству просвещения, а мы — непосредственно Правительству Российской Федерации, являющемуся нашим учредителем. Учебных заведений такого подчинения, думаю, с десяток наберется, включая Московский государственный университет.
— А сам Глазунов сейчас преподает?
— Натурные студии и прочую повседневную работу, разумеется, проводим мы — его ученики и последователи. Но Илья Сергеевич обязательно бывает на всех показах, контролирует учебный процесс, ведет дипломников…
Будучи художником, сутью творчества которого является осмысление русской истории, миновать тему Новгорода в своих исканиях Глазунов просто не мог. Да и в собственной его биографии присутствует весьма заметный новгородский эпизод — два года, проведенных в период Ленинградской блокады им, тогда еще подростком, в одной из деревень Новгородчины. Так или иначе, но когда по городу прошел невнятный слух об ожидающейся выставке Глазунова, поверилось почему-то, что приедет он сам. Или хотя бы его картины. Ожидания не оправдались, что поначалу несколько разочаровало: но только поначалу. Стоит посетить «Диалог», чтобы понять: выставка «История и современность» — это как раз выставка Глазунова и есть. Вот именно его — народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственной премии Российской Федерации Ильи Сергеевича Глазунова. Только выставка не живописного его творчества, а педагогического. Которое сегодня, может быть, даже важнее всех остальных видов его деятельности. В конце концов с живописью и взглядами Ильи Сергеевича все мы в той или иной мере знакомы — как минимум по публикациям и репродукциям. В то время как о существовании любимого (судя по выставке) детища — его академии — возможно, и знали-то далеко не все.
Благодаря стараниям новгородских музеев и галерей город наш в последние годы замечательными выставками, мягко говоря, не обойден: одни только эрмитажные экспозиции в Дворянском собрании чего стоят. Но ничего более оптимистичного в этом блистательном ряду, чем открывшаяся в «Диалоге» выставка, мне в Новгороде видеть еще не приходилось. Отрадно ведь собственными глазами убедиться в том, что даже в наше время беспросветной профанации всего и вся остались еще в России заповедники, в коих выживает великое и подлинное. Такое, например, как традиции русской реалистической живописи, столь бережно хранимые Академией Ильи Глазунова.
Алексей ПШАНСКИЙ
Владимир БОГДАНОВ (фото)