Понедельник, 12 августа 2024

Редакция

Куклам позволено многое

Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» готовит международный детский проект

Музыкальный кукольный спектакль «Мышкин дом», премьера которого состоится накануне 8 Марта, является результатом сотрудничества новгородцев с коллегами из Латвии. Главные роли отведены отнюдь не людям, а сказочным героям, которых специально для новгородского спектакля изготовили мастера Латвийского кукольного театра по эскизам художницы Аниты Знутиной-Севе. Об особенностях предстоящей премьеры и работе с куклами корреспондент «НВ» побеседовал с постановщиком спектакля, театральным режиссёром из Риги Паулсом АНТЕИНСОМ.

— Паулс, по сюжету в сказке наряду с семейством мышек появляется Пасхальный заяц, который помогает главной героине, белой мышке Резвушке, строить новый дом, чтобы жить отдельно от родителей. Как известно, в католичестве и протестантстве заяц в Пасху разносит пасхальные яйца и прячет их от детей. У русских таких традиций нет. Как вы думаете, будет ли это понятно и близко новгородским детям?

— Дети, в отличие от взрослых, очень быстро понимают такие вещи: в силу возраста у них нет предубеждения, что «так не может быть». А если говорит кукла, находящаяся перед тобой, и говорит причем как живая, значит, все правда. Мы же не обманываем детей, а знакомим с традициями и историей.

— А с какими трудностями во время репетиций вам пришлось столкнуться? Ведь у драматических актеров театра «Малый» профессиональных навыков работы с куклами практически нет.

— Был ряд так называемых технических трудностей. Ведь чтобы кукла «ожила», нужно уметь правильно работать пальцами. И если умению владеть кистью, пластике рук и тела учат во всех драматических театрах или вузах, то вот развитие мелкой моторики — это уже чисто кукольная практика. Поэтому у актёров часто уставали пальцы, не сразу удавалось освоить некоторые навыки «оживления» куклы. Так что по ходу репетиций приходилось учить их не только чисто техническим приёмам управления своими героями, но и показывать, как развивать пальцы рук. То есть делать всё для того, чтобы кукла ожила.

— Кстати, а что за тип кукол задействован в спектакле?

— Это так называемые настольные куклы открытого типа вождения. То есть когда актёр-кукловод не скрыт от зрителя ширмой. В XX веке начало этому взаимодействию положил Сергей Образцов в известной эстрадной миниатюре, в которой были задействованы два персонажа: малыш по имени Тяпа (перчаточная кукла) и его отец, которого и играл сам Образцов.

— И всё-таки кто должен выходить на первый план в этом тандеме «человек — кукла»?

— Конечно, кукла. Она может себе позволить больше, чем человек: упасть или вывернуться, например, так, как человек не способен, как бы он ни старался, хохотать так, что если бы это делал актёр, его бы назвали либо сумасшедшим, либо уличили в наигранности. Куклам дозволено намного больше.

— На прошедший в конце 2009 года в Великом Новгороде I  Международный театральный фестиваль «Театральное вече», посвященный 150-летию со дня рождения Чехова, съехались ведущие кукольные театры России и ближнего зарубежья. Как вы считаете, насколько уместны в репертуаре кукольных театров серьёзные классические постановки?

— Если мы вернёмся к прародителю всех кукольных театров, к Петрушке, представления с которым проходили на каждой ярмарке, то ведь их смотрели и взрослые, и дети. Это было интересно всем. Так что жёсткими возрастными и репертуарными критериями здесь ограничиваться нельзя.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Фото предоставлено театром «Малый»