Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

«То, что в песне скажется, сбудется сполна»

{thumbimage 150px 1}В этом убеждён Дмитрий САБЕНИН, автор-исполнитель, организатор Общероссийского передвижного фестиваля позитивного творчества
 Супруги Сабенины занимаются творчеством в Парфинском районном Доме культуры: пишут песни и обучают игре на гитаре участников студии авторской песни. Главные дела дома — огород и воспитание дочери. Сама же пара несколько лет назад решила оставить шумный Санкт-Петербург и перебраться в новгородскую глубинку. Встреча же корреспондента «НВ» и Дмитрия Сабенина произошла прямо на репетиции, и сразу завязался разговор о современном состоянии бардовского направления и о музыкальных пристрастиях подрастающего поколения.
— В последние годы все меньше и меньше и телевизионных концертов авторов-исполнителей, и гастрольных выступлений известных музыкантов в провинции. Бардовское направление переживает не лучшие времена?
— Априори концерт авторской песни — это не шоу. А людей, в особенности молодежь, массмедиа приучили к ярким зрелищам с массой спецэффектов. И понятно, что продюсерам, в отличие от бардовских концертов, для которых ко всему прочему нужна еще и подготовленная, то есть думающая аудитория, куда как выгодно организовывать действа, где мало разумных мыслей в песнях, но много звука, света и динамики. Это так нравится современному подрастающему поколению. Недавно в Санкт-Петербурге прошел концерт Олега Митяева. Так вот даже ему удалось собрать не больше половины зала. Что уж говорить о менее раскрученных авторах-исполнителях.
— Но тем не менее в регионах фестивальное бардовское движение набирает обороты. В Новгородской области уже три-четыре района ежегодно проводят фестивали, и Парфинский — не исключение. Здесь в прошлом году тоже такое мероприятие прошло…
— Песни под гитару были и будут нужны во все времена. И если нам не рады на больших концертных площадках, это не значит, что бардовское движение остановится. Нет, мы, как говорится, пойдем другим путем и найдем своего слушателя на тех же региональных фестивалях. Но организация их — дело не только затратное: я, имея в Санкт-Петербурге прибыльное дело, не раз спонсировал организацию таких слетов, но и трудное с точки зрения обретения поддержки чиновников. Часто власти на местах не желают помогать раскручивать фестивали. А раскрутка нужна для того, чтобы известные барды съезжались именно на эту площадку со всех уголков страны. У нас с товарищами был опыт организации и проведения фестиваля в 2003 году в Геленджике. Нам повезло, тамошние власти поддержали нашу идею, и сейчас этот фестиваль приобрел общероссийский размах и проводится ежегодно. Что касается организации бардовского слета в Парфинском районе, то почин хороший, но на голом энтузиазме он долго не продержится. Нужно, чтобы администрация района заинтересовалась тем, чтобы здесь было много людей: и умеющих играть на гитаре, и исполняющих хорошие песни. А пока, к сожалению, мне говорят, что нет средств, чтобы даже гитары и струны для участников студии авторской песни купить. Приходится использовать собственные инструменты.
— Вы являетесь одним из организаторов общероссийского передвижного фестиваля позитивного творчества «Возрождение». Расскажите о нем подробнее.
— Существует он более семи лет. Идея заключается в том, что группа авторов-исполнителей не с привычными гастролями с организаторами, соблюдая четкий график, ездит по городам и весям, а свободно передвигается по стране, давая бесплатные концерты. Вы спросите, в чем же тогда выгода для музыкантов от такого концертного формата? Выгода небольшая. Разве что неплохой доход от продажи дисков. Цель передвижного фестиваля не в деньгах, поскольку в большинстве своем его участники люди состоятельные, а в общении, привлечении новых музыкантов, в рекламе современных авторских песен и в возможности кого-то научить играть и петь лучше.
— Ученики Парфинской студии авторской песни сами выбирают для себя репертуар или с вашей подачи?
— Я им предлагаю песни. Знаете, занимаюсь в буквальном смысле просветительством, потому что, приходя в студию, подростки только здесь узнают о таких людях, как Виктор Цой и Константин Кинчев. А уж Галич и Визбор для них — что-то из истории древних веков. Я одному из своих учеников предложил «Высоту» Владимира Высоцкого. Я ему говорю о песне, подразумевая, что он знает, о чем она, а он на меня смотрит непонимающим взглядом. Выяснилось, что он никогда не слышал о Высоцком. И приходится детям рассказывать о жизни известных бардов, об их творчестве, объяснять, в чем их величие. Но вы знаете, несмотря на свою неосведомленность, дети безошибочно выбирают лучшие песни, особенно нравится им Виктор Цой, но это и понятно, ведь «Перемен, мы ждем перемен» или «Дальше действовать будем мы» соответствуют желаниям молодежи любого времени. Я убежден: то, что в песне скажется, сбудется сполна, то есть спетые песни формируют дальнейшие жизненные события исполнителей. Поэтому когда ко мне приходят пацаны с просьбой научить их петь «Жиган-лимон — мальчишка симпатичный» или «Шумел бушующий камыш. Судили парня молодого», я всегда спрашиваю, пережили ли они сами такие события, как в этих песнях, или хотят, чтобы их жизнь именно так и сложилась? Конечно, дети говорят, что для себя такой судьбы не хотели бы. А раз нет, то и песни мы выбираем другие, заставляющие думать, делать настоящее дело и нести ответственность.
 
Людмила ДАНИЛКИНА
Фото из личного архива
Дмитрия Сабенина