{thumbimage 150px 1}В течение целого месяца новгородцы будут знакомиться с нынешними модными тенденциями культурной столицы России: в Городском выставочном центре посетителей принимает масштабная экспозиция фотографий под названием «Дни Петербургской культуры в Великом Новгороде».
Работы питерских фотохудожников представляют собой направление арт-фото: это соединение в фотографии различных художественных приёмов от обработки в компьютерных программах до ручной раскраски негативов. Отсюда и наименование авторов работ: «фотохудожник» — где между двумя частями слова можно смело ставить знак равенства.
Впрочем, характер фотографии даже более важен, чем способ подготовки её к печати. Арт-фотография — это не фиксация мгновения, а авторство, то есть ярко выраженное отношение к тому, что снимаешь. А уж как оформить это отношение, каждый фотохудожник решает самостоятельно.
Впрочем, характер фотографии даже более важен, чем способ подготовки её к печати. Арт-фотография — это не фиксация мгновения, а авторство, то есть ярко выраженное отношение к тому, что снимаешь. А уж как оформить это отношение, каждый фотохудожник решает самостоятельно.
Сложить единое мнение, пройдя по выставке, не так просто, слишком уж разнообразен материал: тут тебе и таинственные чёрно-белые незнакомки в кружеве, и натюрморты (акцент в них сделан на цвет), и монохромные городские пейзажи, и коллажи, главным героем которых предстаёт то Анна Ахматова, то ретро-автомобиль. Шанс на то, что каждый из посетителей найдёт для себя что-то близкое и понятное в этом многообразии, увеличивается.
Что же хотели показать нам питерские художники, и смогли ли мы это увидеть?
Провинции на память из столицы
— Многие мастера, а особенно фотографы в возрасте, со стажем, относятся к моему творчеству достаточно нервно, — предупреждает Ася НЕМЧЁНОК, фотохудожник, руководитель клуба «Петербургские фотомастерские». — В частности, серию «Знак тела» зрители в большинстве своём воспринимают исключительно как эпатаж, демонстрацию сексуальности. Но я своими работами пытаюсь сказать совсем другое: тело — это сексуальности не признак, а знак. Тело — лишь внешняя оболочка, которой обладает каждый, а многие воспринимают своё тело как своё «я». Мне же хочется объяснить, что каждое «я» гораздо больше, ведь тело бренно, как и любая оболочка: в наше время пластических операций и всевозможного бодибилдинга тело становится весьма относительным понятием, оно меняется, и когда-то исчезает.
Основная идея проекта «Знак тела», по мнению фотографа, очевидна: тело — иероглиф, который привлекает своей непознанностью. А сами фото смотрятся так ярко и эпатажно как раз из-за техники выполнения. Впрочем, в Питере, по словам Аси, никто шокирован не был.
Однако, размышляя о том, как экспозицию примет Великий Новгород, художница всё же делала некоторую скидку на провинциальность, уверенная в том, что всё новое появляется в больших городах, где люди одиноки в толпе, а значит, предоставлены себе и своему творчеству. Именно там появляются новые, модные тенденции:
— Провинциальность бывает плохой и хорошей. Провинциальные города нравятся мне добрыми, открытыми людьми, своей уютностью. Плохо, когда провинция не хочет принимать что-то новое, когда говорят «нет, так нельзя, потому что наше классическое представление этому не соответствует». Кстати, ещё один недостаток, более ощутимый в провинции, — это испорченность глянцем, красивой, но дешёвой, без внутреннего смысла, жизнью. Переводя на язык фото: снимки, сделанные дорогими камерами, — яркие и красивые, но однообразные и лишённые идеи.
— То, что мы привезли, вам в Новгороде просто не известно. Фотографии предполагают внутреннюю работу автора над заявленной темой, вмешательство в действительность. Значит, и зрителю тоже нужно поработать.
Понятно, но не всё…
Впрочем, несмотря на опасения питерских гостей, Новгород не только заметил петербургскую культуру, но и смог адекватно её оценить, как по достоинству, так и недостаткам. И прав был организатор выставки Сергей ПУХАЧЕВ, утвердительно отвечая на вопрос Аси Немчёнок: «Выдержит ли город подобные работы?».
— Безусловно, хорошо, что в Новгород стали привозить подобные выставки, хорошо, что появилось место, куда их можно приво-
зить, — поделился мнением молодой фотограф-любитель Илья АЛЕКСЕЕВ. — Это уже вторая экспозиция, на которую я хочу съездить в Петербург самостоятельно, однако не попадаю, и через какое-то время узнаю, что она едет к нам. Возможно, какие-то эксперименты с цветом и формой неподготовленному зрителю воспринимать сложно. Кстати, многие работы лично для меня выглядят скорее непонятно, чем необычно или завораживающе. А центральное место выставки я бы отдал оригинальному, но в то же время простому проекту «Гардероб одной дамы».
Кстати, именно этот проект приглянулся большинству посетителей более остальных. Возможно, за счёт нестандартного воплощения, а может быть, и благодаря небанальной идее: в серии фотографий задействованы вещи из гардероба реально существовавшего человека. Питерские фотографы, участвовавшие в проекте, фантазировали, запечатлевая на плёнке мир женщины, о которой всего-то и известно, что была она инженером, не имела детей, а любимым развлечением находила наряды.
— Любопытно, что каждый фотограф, используя одни и те же вещи, воплощает идеи абсолютно по-разному: план, позы, сюжеты, даже техника разнятся настолько, что объединяющей становится лишь тема проекта, — объясняет петербургский фотограф Людмила ГРИГОРЬЕВА.
Что же касается экспозиции в целом, признаем, что немалая часть работ «Дней» своего ценителя так и не нашла: не совсем понятными зрителям показались эксперимент и абстрактность, авторское колдовство, а главное — туманность цели, ради которой оно применялось.
Не более, но и не менее
По-своему прокомментировал выставку новгородский фотограф Александр ОРЛОВ:
— Мои личные предпочтения отданы живой фотографии, фотожурналистике, где видны конкретные приметы времени. Ведь фотография — это обязательно связь со временем, его конкретные детали. Арт-фотография этот момент исключает, об этом нужно знать. Течение, привезённое к нам питерскими авторами, — явление распространенное, стык изобразительного искусства и фотографии с явным тяготением в сторону дизайна, художественного конструирования. Сейчас это особенно модно, но это лишь небольшая часть фотографии.
По мнению Александра Орлова, и относиться к выставке арт-фотографии нужно по-особенному, с пониманием: не умаляя достоинств, но и не предъявляя завышенных требований:
— Апологетов арт-фото в мире много, главное для них — форма. Оценить достоинства этого направления непосвящённому зрителю сложнее, чем в жанровом фото. Можно высказывать личные предпочтения, но следует признать: они — профессионалы в том, чем занимаются. Другое дело, что это дань моде. К примеру, поляки увлекались этим направлением в 60—70-е годы, мы — только сейчас…
Впрочем, при том, что у каждого из посетителей выставки сложилось собственное впечатление от увиденного, в одном, пожалуй, большинство всё же сошлось. Важно то, что у Новгорода есть возможность смотреть, запоминать и оценивать самые разнообразные направления современного искусства, а следовательно, развивать личный вкус. Пусть даже позитивный эмоциональный отклик от увиденного не получен, всегда нелишним будет познакомиться с чем-то новым.
Что же хотели показать нам питерские художники, и смогли ли мы это увидеть?
Провинции на память из столицы
— Многие мастера, а особенно фотографы в возрасте, со стажем, относятся к моему творчеству достаточно нервно, — предупреждает Ася НЕМЧЁНОК, фотохудожник, руководитель клуба «Петербургские фотомастерские». — В частности, серию «Знак тела» зрители в большинстве своём воспринимают исключительно как эпатаж, демонстрацию сексуальности. Но я своими работами пытаюсь сказать совсем другое: тело — это сексуальности не признак, а знак. Тело — лишь внешняя оболочка, которой обладает каждый, а многие воспринимают своё тело как своё «я». Мне же хочется объяснить, что каждое «я» гораздо больше, ведь тело бренно, как и любая оболочка: в наше время пластических операций и всевозможного бодибилдинга тело становится весьма относительным понятием, оно меняется, и когда-то исчезает.
Основная идея проекта «Знак тела», по мнению фотографа, очевидна: тело — иероглиф, который привлекает своей непознанностью. А сами фото смотрятся так ярко и эпатажно как раз из-за техники выполнения. Впрочем, в Питере, по словам Аси, никто шокирован не был.
Однако, размышляя о том, как экспозицию примет Великий Новгород, художница всё же делала некоторую скидку на провинциальность, уверенная в том, что всё новое появляется в больших городах, где люди одиноки в толпе, а значит, предоставлены себе и своему творчеству. Именно там появляются новые, модные тенденции:
— Провинциальность бывает плохой и хорошей. Провинциальные города нравятся мне добрыми, открытыми людьми, своей уютностью. Плохо, когда провинция не хочет принимать что-то новое, когда говорят «нет, так нельзя, потому что наше классическое представление этому не соответствует». Кстати, ещё один недостаток, более ощутимый в провинции, — это испорченность глянцем, красивой, но дешёвой, без внутреннего смысла, жизнью. Переводя на язык фото: снимки, сделанные дорогими камерами, — яркие и красивые, но однообразные и лишённые идеи.
— То, что мы привезли, вам в Новгороде просто не известно. Фотографии предполагают внутреннюю работу автора над заявленной темой, вмешательство в действительность. Значит, и зрителю тоже нужно поработать.
Понятно, но не всё…
Впрочем, несмотря на опасения питерских гостей, Новгород не только заметил петербургскую культуру, но и смог адекватно её оценить, как по достоинству, так и недостаткам. И прав был организатор выставки Сергей ПУХАЧЕВ, утвердительно отвечая на вопрос Аси Немчёнок: «Выдержит ли город подобные работы?».
— Безусловно, хорошо, что в Новгород стали привозить подобные выставки, хорошо, что появилось место, куда их можно приво-
зить, — поделился мнением молодой фотограф-любитель Илья АЛЕКСЕЕВ. — Это уже вторая экспозиция, на которую я хочу съездить в Петербург самостоятельно, однако не попадаю, и через какое-то время узнаю, что она едет к нам. Возможно, какие-то эксперименты с цветом и формой неподготовленному зрителю воспринимать сложно. Кстати, многие работы лично для меня выглядят скорее непонятно, чем необычно или завораживающе. А центральное место выставки я бы отдал оригинальному, но в то же время простому проекту «Гардероб одной дамы».
Кстати, именно этот проект приглянулся большинству посетителей более остальных. Возможно, за счёт нестандартного воплощения, а может быть, и благодаря небанальной идее: в серии фотографий задействованы вещи из гардероба реально существовавшего человека. Питерские фотографы, участвовавшие в проекте, фантазировали, запечатлевая на плёнке мир женщины, о которой всего-то и известно, что была она инженером, не имела детей, а любимым развлечением находила наряды.
— Любопытно, что каждый фотограф, используя одни и те же вещи, воплощает идеи абсолютно по-разному: план, позы, сюжеты, даже техника разнятся настолько, что объединяющей становится лишь тема проекта, — объясняет петербургский фотограф Людмила ГРИГОРЬЕВА.
Что же касается экспозиции в целом, признаем, что немалая часть работ «Дней» своего ценителя так и не нашла: не совсем понятными зрителям показались эксперимент и абстрактность, авторское колдовство, а главное — туманность цели, ради которой оно применялось.
Не более, но и не менее
По-своему прокомментировал выставку новгородский фотограф Александр ОРЛОВ:
— Мои личные предпочтения отданы живой фотографии, фотожурналистике, где видны конкретные приметы времени. Ведь фотография — это обязательно связь со временем, его конкретные детали. Арт-фотография этот момент исключает, об этом нужно знать. Течение, привезённое к нам питерскими авторами, — явление распространенное, стык изобразительного искусства и фотографии с явным тяготением в сторону дизайна, художественного конструирования. Сейчас это особенно модно, но это лишь небольшая часть фотографии.
По мнению Александра Орлова, и относиться к выставке арт-фотографии нужно по-особенному, с пониманием: не умаляя достоинств, но и не предъявляя завышенных требований:
— Апологетов арт-фото в мире много, главное для них — форма. Оценить достоинства этого направления непосвящённому зрителю сложнее, чем в жанровом фото. Можно высказывать личные предпочтения, но следует признать: они — профессионалы в том, чем занимаются. Другое дело, что это дань моде. К примеру, поляки увлекались этим направлением в 60—70-е годы, мы — только сейчас…
Впрочем, при том, что у каждого из посетителей выставки сложилось собственное впечатление от увиденного, в одном, пожалуй, большинство всё же сошлось. Важно то, что у Новгорода есть возможность смотреть, запоминать и оценивать самые разнообразные направления современного искусства, а следовательно, развивать личный вкус. Пусть даже позитивный эмоциональный отклик от увиденного не получен, всегда нелишним будет познакомиться с чем-то новым.
Мария КЛАПАТНЮК
Иван ГЕНЕРОЗОВ (фото)
Мария КЛАПАТНЮК
Иван ГЕНЕРОЗОВ (фото)