{thumbimage 150px 1}На вопрос художника «Смогли бы вы позировать мне в обнаженном виде?» абсолютное большинство ответит отказом. Однако без натурщиков живописцам деваться некуда. Именно благодаря людям, готовым часами сидеть без движения перед художником, вооруженным карандашом или палитрой с кистью, существует целый ряд произведений, без которых представить культуру невозможно.
Все, кто так или иначе соприкасался с этой сферой деятельности, уверены: процесс позирования очень личный и интимный. Ловя на себе пристальный взгляд в общем-то незнакомого человека, люди чаще всего замыкаются, чувствуют себя неуверенно. «Стыдно и неловко» — вот мотивы, которыми объясняется отказ позировать, хотя на словах потенциальные модели ссылаются на нехватку времени.
— В Новгороде много состоявшихся и начинающих художников, а вот профессии натурщика как таковой не существует, — вводит журналиста в курс дела Дмитрий ЖУРАВЛЁВ, народный художник России, профессор кафедры изобразительных искусств и методики преподавания
НовГУ имени Ярослава Мудрого. — К примеру, для преподавания некоторых дисциплин в Институте непрерывного педагогического образования мы с трудом находим людей, которые обладают необходимыми качествами: хорошей фигурой, красивым лицом, интересными, изящными руками, умением держать себя на публике, а главное — желанием помочь начинающему творцу.
К сожалению или к счастью, никаких стандартов внешности для моделей нет и быть не может. Художник сам выбирает, что он хочет отобразить на будущей картине: просто красивого человека или необычное сочетание черт.
Кстати, практика последних десяти лет показала: самые лучшие натурщики находятся в самой студенческой среде.
НовГУ имени Ярослава Мудрого. — К примеру, для преподавания некоторых дисциплин в Институте непрерывного педагогического образования мы с трудом находим людей, которые обладают необходимыми качествами: хорошей фигурой, красивым лицом, интересными, изящными руками, умением держать себя на публике, а главное — желанием помочь начинающему творцу.
К сожалению или к счастью, никаких стандартов внешности для моделей нет и быть не может. Художник сам выбирает, что он хочет отобразить на будущей картине: просто красивого человека или необычное сочетание черт.
Кстати, практика последних десяти лет показала: самые лучшие натурщики находятся в самой студенческой среде.
Было под запретом
А вот натурщик-профессионал, по мнению Дмитрия Власовича, — нонсенс:
— В годы моей учёбы в Академии художеств в Ленинграде у нас было очень много натурщиков, которые имели работу практически круглый год. Один даже постарался придать себе сходство с Лениным, так как 50—60 лет назад работы с вождём являлись очень модными. Данный товарищ в кепке и с бородкой требовал огромные по тем временам деньги — 10 рублей за час позирования. Брать его могли только состоятельные профессора, и то — на короткий этюд.
Впрочем, если модели для написания учебных портретов всё же находятся, то с обнажённой натурой всё обстоит гораздо сложнее. Некоторое время это направление вообще находилось под запретом.
Рисовать обнажённую натуру в Великом Новгороде молодые художники учатся в студии «Наброски» Анатолия МИЩЕНКО. Профессионалы говорят: сначала фигуру нужно нарисовать, а уже потом — одеть, если действовать наоборот, получится мешок картошки с пририсованной головой.
Основная специфика работы студии — это быстрый рисунок с натуры. В нём нет времени на рассуждения.
— В идеале работа должна дойти до автоматизма. Именно так художник познаёт пластику человеческого тела, — рассуждает Анатолий Мищенко. — Если делать всё медленно, то движения, присущего фигуре человека, не получится. Более того, потеряется пластика, та индивидуальность, что создаёт неповторимую фигуру.
В «Набросках» у натурщиков почти отдых: сеансы длятся 7—8 минут, потом наступает перерыв. У «настоящих» художников модель работает по 3—8 часов.
Часть натюрморта
— Я пошла рисовать в студию в 15 лет. Сейчас мне уже 25: за это время я закончила училище, факультет архитектуры и строительства НовГУ, получила второе образование в ИНПО и до сих пор рисую в «Набросках», а время от времени ещё и позирую, — говорит Арина АНТОНОВА, натурщица студии. — Кому-то это сложно, кому-то — неинтересно, у кого-то — не получается. В своё время с моделями был большой дефицит, и я решила попробовать себя в новой роли.
Кстати, сама Арина об этой грани своей профессии говорит без какого-либо стеснения, увлечённо и интересно, следуя при этом определённым целям. Она знает по собственному опыту, как сложно в Новгороде с натурой, может рассказать о позировании так, что неуверенность новичка уйдёт на второй план, её заменит желание обрести собственный опыт:
— В основном поиски натуры идут через знакомых. Есть, конечно, дежурные люди, которые всегда в запасе, но художнику постоянно хочется разнообразия. Поэтому мы и стараемся менять моделей, чтобы людям не было скучно. Ведь пропорции человека и заключённый в них характер видны даже в наброске. Кстати, долгое время рисуя одну модель, позже начинаешь её копировать, потому что рука запоминает привычные линии.
Арина с улыбкой рассказывает, что ещё в студенческие годы они с приятельницей на улице увидели очень красивого молодого мужчину, по типажу — врубелевского Демона. Девушки остановили его, объяснили свою просьбу, оставили телефоны, но он так и не перезвонил — самый распространённый итог уговоров. Поэтому Арина уверена, что самое главное для натурщика заключается в преодолении внутреннего зажима:
— Может быть, мне проще в некотором смысле. Я изначально смотрела на натурщиков глазами людей, которые рисуют. Я знаю, как они воспринимают модель, знаю, что они полностью поглощены работой, что они трудятся, а не разглядывают тебя из любопытства. Человеку со стороны очень трудно объяснить, что тебя воспринимают исключительно как объект для изображения — тот же натюрморт с яблоком или вазу.
С этим связана и ещё одна особенность поведения натурщиков: привыкнув к позированию и легко обнажаясь перед привычным кругом художников, модели не любят видеть на занятиях посторонних, праздных зрителей. К процессу творчества они отношения не имеют, следовательно, присутствовать при интимном действе не должны. А ведь искусство — безусловно, процесс интимный.
Внутренний контроль
Наряду с комплексами, которые нужно в себе побороть, в работе натурщика есть и вполне конкретные сложности: необходимо постоянно контролировать своё физическое положение в пространстве. Самому позирующему сложно заметить, изменился ли наклон его головы или жест руки, со стороны же это хорошо видно.
— Физическая подготовка в моей работе очень помогает, — уверена Арина, — я занимаюсь танцами, делаю упражнения на устойчивость и равновесие. Некоторые считают, что, позируя, человек отдыхает, дескать, он может расслабиться, но это абсолютно не так. Позируя, всегда нужно оставаться сосредоточенной, даже полностью уйти в свои мысли нельзя. Кстати, мужчинам-натурщикам приходится ещё труднее: от них требуют более сложных постановочных поз, иногда могут попросить напрячь определённую группу мышц, чтобы зарисовать интересные детали.
Получается, что быть натурщиком куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Прибавив к этому практически полное отсутствие материальной заинтересованности (в Великом Новгороде за час позирования можно получить до 150 рублей, можно смело задаться вопросом: для чего же стоит идти на жертвы?
Сами натурщики над ответом не задумываются: всё это делается ради служения красоте.
Мария КЛАПАТНЮК
Иван ГЕНЕРОЗОВ (фото)
Иван ГЕНЕРОЗОВ (фото)