{thumbimage 150px 1}Исполнительство на народных инструментах особой популярностью сегодня у молодёжи не пользуется. Тем не менее новгородские музыканты, и «народники» в частности, регулярно завоевывают высшие награды на престижных всероссийских и международных конкурсах. Талантливый ученик — лишь половина успеха. Важную роль играет учитель, поэтому мы не могли не побеседовать с Анатолием ПАВЛОВЫМ, заслуженным работником культуры РФ, заведующим отделением народных инструментов Новгородского областного колледжа искусств имени С.В. Рахманинова.
Его воспитанники — дуэт баянистов в составе Игната Пасхина и Данилы Князева — стали обладателями Гран-при открытого Всероссийского фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Золотая ладья» в номинации «Инструментальное исполнительство», а аккордеонистка Любовь Дмитриева — лауреатом I степени.
— Анатолий Михайлович, уже стало доброй традицией, что ваши воспитанники становятся лауреатами и обладателями Гран-при всех конкурсов, где принимают участие. Из последних это и IX российский конкурс имени Рахманинова среди студентов музыкальных училищ, и конкурс детского и юношеского исполнительства «Золотая ладья». С чем это связано: с высоким уровнем подготовки или с отсутствием конкуренции?
— Если говорить о конкуренции, то на последнем конкурсе имени Рахманинова, проходившем в Великом Новгороде в конце 2009 года, среди «народников» она была сильнейшая. Своих учеников представили оба московских колледжа: имени Гнесиных и Шнитке, колледжи имени Мусоргского и Римского-Корсакова из северной столицы — то есть весь цвет российского музыкального образования. И что удивительно: студенты из региональных училищ нередко были выше своих сверстников из Москвы и Санкт-Петербурга. Так что, как это ни парадоксально, при общих проблемах современного образования исполнительский уровень постоянно растёт.
— Сегодня всё чаще говорят о переходе на двухступенчатую систему музыкального образования: школа — вуз. Вы за такие новации или против?
— Категорически против. В России традиционно существует три ступени музыкального образования: школа — училище — консерватория. Эта система складывалась десятилетиями и давно себя оправдала, так как позволяла серьёзно заниматься музыкой с детства. Существовала строгая система отбора лучших из лучших. Отрадно, что в ноябре прошлого года впервые в истории законодательного собрания новой России прошли совместные слушания с участием сенаторов и депутатов Госдумы на тему развития системы художественного образования. Где, в частности, и говорилось о сохранении уникальной трёхступенчатой системы художественного, и прежде всего — музыкального, образования.
— Колледж — вторая ступень музыкального образования в нашей стране, идущая только после музыкальной школы. А туда, как известно, детей приводят родители. Следовательно, именно старшее поколение изначально решает: на чем будет играть его чадо?
— Во многом это действительно так. Так было и с Игнатом, и с Данилой. Другое дело, что зачастую преподаватели хотят выжать из своих воспитанников, как говорится, всё «по полной». И занимаются с ними до конца, редко решаясь передать ученика другому педагогу. Но вот, например, педагог Игната Пасхина Алла Николаевна Иванова из Борковской музыкальной школы сама привела мне своего ученика, сказав, что уже вложила в него всё, что могла, и передала, если так можно сказать, его мне на воспитание. Так что с Игнатом мы познакомились ещё за несколько лет до поступления его в колледж, так же, как и с Данилой. Они сразу проявили свою одарённость, трудолюбие и устремлённость. Без этого успеха не добиться, каким бы талантливым ты ни был.
— А как вы считаете, талант — это всё-таки врожденное качество или его можно выработать постоянными репетициями?
— Каждый человек талантлив — надо лишь это развивать. Тут очень уместно вспомнить слова Петра Ильича Чайковского, который говорил о том, что если он не написал в день страницы музыки, время прошло даром. Так и тут. Ребята очень много занимаются: по три-четыре, а иногда и по пять часов в день.
— Но чтобы добиться успеха, таланта и усердия всё-таки мало. Нужен ещё и хороший инструмент. Концертный баян стоит сегодня в среднем от 400 тысяч рублей. А на каких инструментах играют воспитанники колледжа искусств? И как часто обновляется материальная база?
— Музыкальными инструментами у нас обеспечены все студенты колледжа. Другое дело, сколько инструментам лет и какого они качества. Лучшие из имеющихся мы, конечно, даём самым одарённым и талантливым. Но даже эти инструменты, как вы понимаете, нуждаются в ремонте. Поэтому воспитанники стараются приобретать свои: ищут спонсоров или берут в кредит. Игнат и Данила играют на баянах известной фирмы «Юпитер».
— И все-таки, какие инструменты наиболее популярны у молодежи?
— У молодёжи большой популярностью пользуется гитара. Как и эстрадное пение, она звучит сегодня и на телеэкранах, и по радио. Так что такой выбор вполне очевиден.
— А какое будущее вы прочите своим воспитанникам?
— Если говорить об Игнате Пасхине — он студент 3 курса областного колледжа искусств, ему ещё учиться год. Потом, конечно, его ждёт консерватория: его уже приглашают несколько учебных заведений Санкт-Петербурга, Петрозаводска. Данила Князев ещё пока учится на втором курсе колледжа. Люба Дмитриева только будет поступать в колледж. Так что, думаю, всех их ждёт музыкальная карьера. Главное — найти себя после получения образования.
— Если говорить о конкуренции, то на последнем конкурсе имени Рахманинова, проходившем в Великом Новгороде в конце 2009 года, среди «народников» она была сильнейшая. Своих учеников представили оба московских колледжа: имени Гнесиных и Шнитке, колледжи имени Мусоргского и Римского-Корсакова из северной столицы — то есть весь цвет российского музыкального образования. И что удивительно: студенты из региональных училищ нередко были выше своих сверстников из Москвы и Санкт-Петербурга. Так что, как это ни парадоксально, при общих проблемах современного образования исполнительский уровень постоянно растёт.
— Сегодня всё чаще говорят о переходе на двухступенчатую систему музыкального образования: школа — вуз. Вы за такие новации или против?
— Категорически против. В России традиционно существует три ступени музыкального образования: школа — училище — консерватория. Эта система складывалась десятилетиями и давно себя оправдала, так как позволяла серьёзно заниматься музыкой с детства. Существовала строгая система отбора лучших из лучших. Отрадно, что в ноябре прошлого года впервые в истории законодательного собрания новой России прошли совместные слушания с участием сенаторов и депутатов Госдумы на тему развития системы художественного образования. Где, в частности, и говорилось о сохранении уникальной трёхступенчатой системы художественного, и прежде всего — музыкального, образования.
— Колледж — вторая ступень музыкального образования в нашей стране, идущая только после музыкальной школы. А туда, как известно, детей приводят родители. Следовательно, именно старшее поколение изначально решает: на чем будет играть его чадо?
— Во многом это действительно так. Так было и с Игнатом, и с Данилой. Другое дело, что зачастую преподаватели хотят выжать из своих воспитанников, как говорится, всё «по полной». И занимаются с ними до конца, редко решаясь передать ученика другому педагогу. Но вот, например, педагог Игната Пасхина Алла Николаевна Иванова из Борковской музыкальной школы сама привела мне своего ученика, сказав, что уже вложила в него всё, что могла, и передала, если так можно сказать, его мне на воспитание. Так что с Игнатом мы познакомились ещё за несколько лет до поступления его в колледж, так же, как и с Данилой. Они сразу проявили свою одарённость, трудолюбие и устремлённость. Без этого успеха не добиться, каким бы талантливым ты ни был.
— А как вы считаете, талант — это всё-таки врожденное качество или его можно выработать постоянными репетициями?
— Каждый человек талантлив — надо лишь это развивать. Тут очень уместно вспомнить слова Петра Ильича Чайковского, который говорил о том, что если он не написал в день страницы музыки, время прошло даром. Так и тут. Ребята очень много занимаются: по три-четыре, а иногда и по пять часов в день.
— Но чтобы добиться успеха, таланта и усердия всё-таки мало. Нужен ещё и хороший инструмент. Концертный баян стоит сегодня в среднем от 400 тысяч рублей. А на каких инструментах играют воспитанники колледжа искусств? И как часто обновляется материальная база?
— Музыкальными инструментами у нас обеспечены все студенты колледжа. Другое дело, сколько инструментам лет и какого они качества. Лучшие из имеющихся мы, конечно, даём самым одарённым и талантливым. Но даже эти инструменты, как вы понимаете, нуждаются в ремонте. Поэтому воспитанники стараются приобретать свои: ищут спонсоров или берут в кредит. Игнат и Данила играют на баянах известной фирмы «Юпитер».
— И все-таки, какие инструменты наиболее популярны у молодежи?
— У молодёжи большой популярностью пользуется гитара. Как и эстрадное пение, она звучит сегодня и на телеэкранах, и по радио. Так что такой выбор вполне очевиден.
— А какое будущее вы прочите своим воспитанникам?
— Если говорить об Игнате Пасхине — он студент 3 курса областного колледжа искусств, ему ещё учиться год. Потом, конечно, его ждёт консерватория: его уже приглашают несколько учебных заведений Санкт-Петербурга, Петрозаводска. Данила Князев ещё пока учится на втором курсе колледжа. Люба Дмитриева только будет поступать в колледж. Так что, думаю, всех их ждёт музыкальная карьера. Главное — найти себя после получения образования.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
фото Николая БАРАНОВСКОГО
фото Николая БАРАНОВСКОГО