Суббота, 18 мая 2024

Редакция

На’ви идут! А мы и рады

{thumbimage 150px 1}Волшебна сила искусства: трёхметроворостый, синий, остроухий и хвостатый инопланетянин вдруг делается симпатичнее белозубого землянина плакатной внешности, а проблемы чужого и далёкого племени на’ви с планеты Пандора начинают казаться более актуальными, чем твои собственные. На три часа экранного времени фактически забываешь, кто ты и откуда — не до того!
Реклама велась по всем правилам — грамотно, интригующе. За четыре месяца до премьеры Голливуд объявил 21 августа «всемирным днем Аватара». В тот день там и сям по всей планете прошли показы 15-минутного фрагмента новой картины Джона Кэмерона. В принципе, фильм был готов и к полной премьере, но всем дали фору по времени на оснащение дополнительных 3D-кинозалов, ведь «Аватар» снимался именно по этой прогрессивной технологии, дающей возможность не плоскостного, а объемного кинопоказа, куда более впечатляющего, чем делавшееся когда-то и в нашей стране стереокино.
Мощная бомбардировка зрительского сознания рекламными роликами на главных российских телеканалах разогрела предпремьерный интерес до точки кипения: что же такое выдал создатель «Титаника» через 12 лет после своего триумфа? Вообще-то, рекламный продукт сильно смахивал просто на красивый мультик... Тем не менее если в первый вечер демонстрации «Аватара» в Великом Новгороде мне еще удалось взять билет в битком набитый зал, то в следующие дни приходилось неоднократно слышать досадливое: «Не попасть на фильм — все до единого билеты раскуплены заранее».
Рассказывать, кто такой этот самый аватар, нет смысла. Видевшие знают, интересующиеся посмотрят. Лично я согласен и с авторами рецензий в Интернете, считающими, что сюжет картины прост до неприличия, и с теми, кто находит в ней научные несообразности. Но всё это неважно, потому что, глядя на экран, ничего такого не думаешь, увлеченный происходящим на белом полотне. По сути, перед нами современная сказка о добре и зле, любви и предательстве, созданная на жанровом стыке мелодрамы и боевика. Фантастические пейзажи завораживают, выдуманные страсти захватывают, и если еще не разучился чувствовать и мечтать, сказка воспринимается былью.
К слову, о «мультике». Да, роль компьютера в создании «Аватара» неоценима. Мастерство художников, создавших до дрожи правдоподобный пандорианский мир, неоспоримо. Но без актёров самое раскомпьютерное волшебство утекло бы в песок. Все сцены с нарисованными героями были до деталей, до морщинки в углу рта, отыграны артистами и одновременно оцифрованы. Не станем вдаваться в дебри технологий, важнее результат: а он таков, что «цифровые» персонажи скоро начинают казаться живыми, а живые — нарисованными.
И это в обычном кинотеатре. Те же зрители, которым довелось смотреть фильм в 3D-залах, в один голос уверяют, что ничуть не жалеют от потраченных 300—600 рублях (и то билет приходилось покупать за несколько дней, подчас дежуря в кассах), до того «натуральной» оказалась иллюзия погружения в сказочную среду «Аватара».
Пять лет потратили Джеймс Кэмерон и его группа на реализацию проекта, задуманного еще в 1995 году. Все ждали, что после успеха «Титаника» мастеру придется поднять планку, и ожидания полностью оправдались. Мир увидел новый уровень кинозрелища и проголосовал за него деньгами. За первый месяц «Аватар» собрал по миру неслыханную кассу — 1,42 млрд. долларов при затратах в 237 млн. долл. Только россияне выложили из своих кошельков около 80 млн. долларов — в рублях, естественно. Что касается новгородцев, то, по официальным данным, в «Киноцентре» картину посмотрело порядка 13 тыс. зрителей. Правда, в свете имевшего место ажиотажа цифра эта кажется несколько заниженной, хотя и она превосходит посещаемость любой киноленты местного постсоветского проката.
По всем прогнозам, рекорду «Титаника», принесшего 1,85 млрд. долларов, не устоять. Тем более что демонстрация «Аватара-3D» в суперзалах системы IMAX (интересующихся адресуем в Питер) продлится до марта.
 
Андрей КОТКИН