{thumbimage 150px 1}Уходящий год для старорусского художника и редактора журнала об искусстве для школьников, учителей и родителей «Введенская сторона» Николая ЛОКОТЬКОВА стал весьма удачным. Накануне Нового года рушанин стал лауреатом премии имени академика Д.С. Лихачёва за выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России. А на днях премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о присуждении премий правительства РФ 2009 года в области печатных СМИ. В число лауреатов вошёл и Николай Локотьков.
Мог ли молодой художник, по чистой случайности приехавший в семидесятых в провинциальный городок на Полисти, быть уверенным, что именно Старая Русса станет для него благодатной средой в реализации всех его творческих планов и надежд? И мог ли он предполагать, что детский рукописный журнал «Жизнь собаки», который выпускала одна из его учениц, будет началом «игры в издательство, журналистику и дизайн», переросшей со временем в полноценный журнал «Введенская сторона». Однако ничего случайного в жизни не бывает: к событиям надо просто повнимательнее присматриваться, чтобы понять — они предопределены.
Решающий экземпляр
Своё название журнал получил от имени церкви Введение во храм Богородицы, по имени которой в старину называлась та сторона Руссы, где находится творческая мастерская Локотькова. Она, кстати, является и частной художественной школой, и редакцией издания одновременно. Но главный смысл названия, как говорит Николай Михайлович, заключается в том, что журнал этот является для подрастающего поколения введением в мир духовности, культуры и искусства, истории и литературы.
Первый номер увидел свет в 1998 году. Тогда в его основу легли работы учеников художественной школы из Старой Руссы. Собрав рисунки и другие творческие работы ребят, энтузиасты во главе с художником Локотьковым приступили к работе. Вместе с учениками придумали концепцию журнала, названия рубрик, многие из которых используются и сегодня, разработали внешний вид издания.
— Пожалуй, это можно сравнить с сотворением мира: «В начале была тьма», — вспоминает сегодня Николай Локотьков. — Ведь никакого представления о том, в каком разрешении должны быть обработаны фотографии, или, например, в каком формате следует набирать текст, мы тогда не имели. Сверстали как могли. Распечатали на домашнем принтере тиражом в 50 экземпляров.
Когда долгожданное издание попало в руки читателей, а эмоции от торжественной презентации пилотного выпуска журнала схлынули, первая мысль, которая посетила редактора Локотькова, была следующей: «Всё это было в первый и последний раз!». Игра в издательскую деятельность, как выяснилось, отнимает массу времени и сил.
Но тут как будто кто-то сверху решил поддержать благое начинание художника и педагога из районного городка: один из журналов первого тиража увезли в Москву. Экземпляр передали в руки писателю Александру Солженицыну через литературоведа Людмилу Сараскину, частую гостью в Доме-музее Ф.М. Достоевского в Старой Руссе.
И вот в один прекрасный день Николаю Локотькову пришло письмо от самого Александра Исаевича с предложением в очередном номере журнала напечатать его рассказ «Колокол Углича». Иначе как чудом назвать этот факт было нельзя. После такого благословения усталость у начинающих издателей и журналистов как рукой сняло, а вопрос, выпускать или не выпускать очередной номер, отпал сам собой. Так что на следующий год журнал вышел вновь, пусть и небольшим тиражом. Тут, как думается, уже вполне осознанно журнал был послан известному писателю и общественному деятелю Даниилу Гранину, который все эти годы является своего рода ангелом-хранителем провинциального издания.
Сегодня журнал «Введенская сторона» выходит уже тиражом в три тысячи экземпляров, его читают во многих странах мира, выписывают многие российские школы искусств и библиотеки.
Жизнь как послушание
По оценке специалистов, за издательский проект такого рода, как выпуск журнала, не стоит браться, если у вас нет 50 тысяч долларов. У Локотькова таких денег не было никогда, и сегодня, как и много лет назад, журнал существует благодаря средствам от выигранных грантов, в том числе и президентского, поддержке областного комитета культуры, спонсоров, бескорыстной помощи друзей и коллег… А также благодаря отклику Людмилы Путиной, письмо к которой несколько лет назад от безысходности написал Николай Локотьков:
— Я рассказал ей о журнале, о той ситуации, в которой мы находимся, и сказал, что если, на её взгляд, это нужно детям и интересно, то просим государство хоть как-то нас поддержать. Ответ пришёл на удивление быстро. И с тех пор мы получаем субсидию Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям на издание журнала «Введенская сторона». Вместе с этой помощью пришло чувство стабильности, появилась возможность печатать издание в Санкт-Петербурге.
Тут невольно возникает вопрос, неужели за все годы борьбы за «Введенскую сторону» у автора этого проекта не возникло желания всё бросить и уехать в столицы. Там и денег больше крутится, и пласт культурной интеллигенции шире по сравнению с провинцией.
— Знаете, есть что-то в этом местечке такое притягательное, что объяснить трудно. Едва вступив на старорусскую землю, я понял, что не уеду отсюда никуда, — говорит Николай Локотьков. — Может быть, летнее солнце, светившее тогда ярче обычного, узкие улочки со старинными домами, утопающими в зелени, и купола церквей, отражающиеся в Полисти, так меня очаровали… Желания уехать из Старой Руссы не возникало никогда. Я принимаю свою жизнь как некое послушание, а постоянную борьбу за жизнь журнала — как норму.
Всё, чем я занимаюсь в отношении моей художественной студии, детей, журнала, стараюсь выстраивать бесхитростно, в надежде на то, что если это и имеет хоть какую-то ценность, то оно непременно найдёт отклик, а если нет, то жизнь сама покажет, что будет дальше. Но я убеждён, что в жизни всегда есть место подвигу: в любое время находится человек, который поднимает в атаку, восстанавливает памятники из руин…
Под личным контролем
Журнал «Введенская сторона» сам редактор иначе как уникальным не называет. И ни о какой саморекламе здесь речи не идёт. Ну каким ещё может быть журнал, который даже своего офиса не имеет, а редакция его в то же время находится во всех уголках мира?
Свои рисунки, пробы литературного пера, педагогические советы Николаю Локотькову на электронный адрес авторы присылают ежедневно. Помимо работ обычных школьников свои рубрики в журнале есть у известных искусствоведов, профессиональных художников. Всю корреспонденцию редактор просматривает очень внимательно, отбирая то, что выйдет в свет: чтобы «никоим образом не царапнуть душу ребёнка», читающего журнал. Как говорит сам редактор, он не ставит своей целью проводить ранжирование работ, оценивать, кто лучше, а кто хуже. «Введенская сторона» — это площадка, дающая возможность заявить о себе всем творческим детям. С другой стороны, введи Локотьков жесткие критерии отбора, может, и уйдёт из журнала непосредственность, открытость, душевность, что всегда его отличало.
— Но неужели за все эти годы на примете не появился преемник, который бы с вами наравне занимался издательской деятельностью? — интересуюсь я у собеседника.
— Когда я говорю, что один делаю журнал, то имею в виду только чисто техническую сторону: оформление, вёрстку, редактирование. Это очень затратное производство, по времени прежде всего, — рассуждает Николай Михайлович. — Хотя редакция газеты или журнала в современном мире может существовать даже без корзины для бумаг: всё делается на компьютере, письма приходят через Интернет.
У меня есть идея собрать под крылом «Введенской стороны» молодых, амбициозных журналистов, писателей, художников, дизайнеров, которые отвечали бы каждый за своё направление в журнале. Но пока в полной мере осуществить это не получается: мало кто из молодежи сегодня согласится работать много и бескорыстно.
Беседуя с лауреатом в его мастерской, где у каждой вещи, будь то художественная кисть, камушек с ильменского берега или археологическая находка, есть своё место, невольно чувствуешь, что особой радости от полученных наград и званий, «свалившихся» на его голову, Николай Локотьков не испытывает. Мастер был грустным, хотя его работы, дышащие эмоциями, яркими цветами и каким-то детством, говорили совсем о другом состоянии человека.
— Отвечу словами актера Александра Пороховщикова: «Мы грустные, потому что русские». И, слава Богу, что у нас нет наигранного оптимизма. В последнее время вокруг меня появилось столько суеты, отвлекающей от работы, что хочется, как улитка, спрятаться от всех в свой домик и не выходить, — говорит художник. — Хотя не буду скрывать: премии принесли абсолютное удовлетворение. Для меня это очень важно с точки зрения оценки и подтверждения качества моей работы.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)
Владимир МАЛЫГИН (фото)