Суббота, 11 мая 2024

Редакция

Странные Pictures

Новгородский кинозритель смотрел первый русский проект Walt Disney сперва с любопытством, потом — с недоумением
Наивно думать, что в современном кино всё зависит от режиссера или актерского ансамбля. Всё зависит от промоушена. О картине Вадима Соколовского «Книга мастеров» задолго до премьеры трубили как о грандиозном российско-голливудском проекте. Вроде того, что всемирно известная компания Walt Disney Pictures покажет, как нужно сказки делать. Показала. Прокатчики клюнули. В Новгороде «Книга мастеров» даже потеснила лунгинского «Царя» в расписании сеансов, что с точки зрения кассовой выручки себя, наверное, оправдало. На поверку Dsney подсунул зрителям такие Pictures (картинки — англ.), что диву даешься.
Сюжет про Каменную княжну, дочь её Катю, мать её Ягу и Ивана (то ли дурак, то ли притворяется), явно позаимствован из уральских сказов про Хозяйку Медной горы. Оно и понятно, ведь визитка Disney — это переосмысливание и актуализация. Хотя в «Книге мастеров» нет ни того ни другого.
Сценарий отсутствует как факт. Нет и сказки с героями. Есть только персонажи, заблудившиеся в нелепой истории, где добро со злом не борются, а тоскливо сосуществуют. Подобный провал проекта можно объяснить лишь тем, что кураторы Walt Disney Pictures в процесс не вмешивались, безоглядно доверившись режиссеру Соколовскому, который, не мудрствуя лукаво, снял удлиненный вариант всем знакомого «Ералаша». Бедняге, видно, невдомёк, что сказка не появится от одного только присутствия в кадре живой воды, русалки и оживших камней. А Баба Яга — не просто экстравагантная дама с недвижимостью в дремучем лесу и кулинарными пристрастиями доктора Лектера, но сказочный персонаж.
Роли героев картины тоже розданы весьма странно. Известных опытных актеров поставили на второй план, а молодого студента Саратовской консерватории Максима Локтионова — на первый, то есть на роль Ивана. Довольно смешно наблюдать, как Иван проходит полуторачасовой путь от обычного камнереза до каменных дел мастера, вырезав в итоге цветочек по инструкции из Книги мастеров. В недоуменном выражении лица актер, конечно, не меняется — не умеет, наверное. Зато отчетливо видна хорошая работа гримеров: то глазки ему подведут, то губки накрасят.
Что касается актеров опытных (Куценко, Гафт, Аросева, Ахеджакова), то они, скорее всего, просто не умеют плохо играть. Порадовал в фильме Кощей (Куценко). Роль на 5 минут, зато сыграна отлично и юмор в ней есть. В общем, все актеры старой закалки сыграли хорошо и хохмили качественно.
Сказка призвана учить-поучать, а не просто показывать красивые спецэффекты. Сказка — это вообще не спецэффект, это магия. Чтобы зритель в неё поверил, нужно её сочинить и рассказать, а не сконструировать, напичкав пиротехническими чудесами.
Проблема же в том, что детям такое кино может понравиться. Как в Новгороде и произошло. Но показывать им «Книгу мастеров» не стоит, если хотите, чтобы у детей был хороший вкус.
 
Анастасия ВОЛИКОВА