Открылась персональная выставка к 70-летию новгородского художника Анатолия ШИМАНИНА.
С работами мастера можно познакомиться в выставочном зале новгородского Десятинного монастыря. Название выставки «Мой взгляд» является не позой, а простой констатацией факта: Анатолий Николаевич, доцент кафедры художественной и пластической обработки материалов Политехнического института НовГУ, член Союза художников России, автор более тысячи картин, разошедшихся в десятки стран мира, всем своим богатым творческим опытом заслужил право на собственное мироощущение, свое видение бытия.
Бегом к творчеству
Как выяснилось, юбиляр только что вернулся из Пскова. Он участвовал в легкоатлетическом пробеге Порхов — Красуха, посвященном 65-летию Победы. И не только добежал до финиша 10-километровой дистанции, но и завоевал второе место среди ветеранов. Анатолий Николаевич — ежегодный участник многих стайерских забегов и марафонов, проходящих в Санкт-Петербурге, Пскове, Великом Новгороде. Летом, например, пробежал сразу два марафона: «Дорогу жизни» вокруг Ладожского озера и «Белые ночи» — по Петербургу. Спрашивается: для чего художнику столь солидного возраста такое беспощадное испытание воли и сил?
— Я строю свою систему здоровья, — заявляет Анатолий Шиманин. — Через день бегу на выносливость от улицы Кочетова до Юрьева, всего порядка 20 километров. А в оставшиеся дни — короткую дистанцию на стадионе на скорость. Бег способствует моему творчеству. В результате я умею работать напряженно, сосредоточенно, не тратя время даром. Скажите, какой другой художник может похвастаться, что написал порядка 30 картин за три месяца?
Джаз на избранную тему
Речь, между тем, идет о новом цикле картин, который по традиции сначала был показан в НовГУ, а теперь представлен среди других работ на юбилейной выставке, которая открылась позавчера. Цикл удивляет жизнерадостными красками и линиями, затевающими своеобразные хороводы и прятки прямо в плоскости холста: «Композиция № 1», «Композиция № 2»…
— Анатолий Николаевич, в своих новых картинах вы, как искусный ткач, переплетаете нити линий.
— Здесь я стремлюсь добиться особой пластичности изображения. Поэтому всякая начатая линия у меня не прерывается, она все время прослеживается.
— Всматриваясь в вашу картину «Ковбой», можно увидеть самого всадника и лошадь. Но совсем непросто различить ноги лошади и копыта.
— Я хотел передать движение всадника, как он мчится. Все эти линии усиливают ощущение скорости, не будет линий — ковбой застынет. В целом композиция построена на столкновении солнечной и теневой диагоналей, которым подчинены все линии.
— Фонтан под названием «Русалка» — это придуманный сюжет или есть прототип?
— Придуманный. Это фантазия, импровизация, отражающая суть женщины, то божественное, что в ней есть. Представьте себе: композитор садится за рояль и начинает гонять гаммы, которые в конце концов превращаются в мелодию. Так и я начинаю «гонять» избранную по теме гамму цветов. Цвет — та же нота. Несколько цветов — аккорд.
— Так это у вас получается своего рода джазовая импровизация!
— Согласен.
Что дает мыло искусству
Шиманин — настоящий экспериментатор, все время в поиске новых форм подачи изображения. Посетители его выставок обязательно отметят новизну каждой из них. Те самые «нитяные» картины он рисует темперой, которую сверху покрывает тончайшим слоем масляной краски. А ранее у него была серия картин, выполненных крупными разноцветными круглыми пятнами. Этакий гигантский пуантилизм! Сюжеты осязались лишь на очень большом расстоянии, когда пятна начинали сливаться.
Или появилась серия в стиле, названном им «ассоциативной акварелью», где краски позволяли искать художнику эти самые ассоциации прямо на холсте благодаря добавленной к ним эмульсии. Ведь с чистой акварелью не побалуешь! Точный рецепт эмульсии автор пока держит в секрете, но обязательно «расколется» перед учениками, которых очень любит и с которыми постоянно делится накопленным опытом.
— Я добиваюсь нужной мне фактуры, — разъясняет художник. — Например, мыло дает фактуру мелкую и мягкую, клей ПВА или обойный клей — свою, закрепляющую, фактуру. А если добавить в акварельные краски определенное количество глицерина, то можно три дня писать и исправлять картину!
Как ни вспомнить также удивительные настенные скульптурные композиции из… туалетной бумаги и клея. Откуда же берутся новые идеи? Автор уверен, что дело не в логике, которая неизбежно «упирается в стену», а в умении использовать случайность:
— Любое открытие — это случайность. Вот я писал картину, а работа не получалась. Тогда я разозлился, повернул кисть обратной стороной и стал рисовать черенком. И получилось!
К вопросу о лестнице в небо
— Анатолий Николаевич, какое место в искусстве, по-вашему, занимают экспериментаторы?
— В изобразительном искусстве всегда есть бунтари, которые восстают против традиции, пытаются опровергнуть устоявшееся. Их мало, но без них нет движения. Я знаю многих художников — хороших мастеров, прекрасно знающих технологию изготовления картин, но в то же время они в большинстве своем простые ремесленники, так как ничего нового не открывают ни себе, ни людям.
— Но согласитесь, что работы таких бунтарей нередко находятся за гранью реализма. Есть ли предел их поискам? Не исчезнет ли в какой-нибудь момент взаимопонимание между художником и зрителем? — Лестница творчества бесконечна. Художник в определенное время своей жизни стоит на определенной ступеньке. Если зритель по своему мировоззрению близок к художнику, то значит, что они стоят на одном уровне. Если же художник поднялся выше, а зритель остался на предыдущей ступеньке, то понимание уходит.
— Дело только в зрителе? Но вот на некоторых выставках современного искусства мы видим разрисованных голых людей, а на кого-то одели ошейник, и он тявкает… Как вы к этому относитесь? — Заниматься этим я, может быть, и не буду. Но не могу и отрицать. Там другое понятие, своя философия.
— Что же тогда следует считать «не искусством»?
— Когда человек перестает творить и ставит свою работу на поток. Это уже не искусство.
Откуда всё пошло
Бегом к творчеству
Как выяснилось, юбиляр только что вернулся из Пскова. Он участвовал в легкоатлетическом пробеге Порхов — Красуха, посвященном 65-летию Победы. И не только добежал до финиша 10-километровой дистанции, но и завоевал второе место среди ветеранов. Анатолий Николаевич — ежегодный участник многих стайерских забегов и марафонов, проходящих в Санкт-Петербурге, Пскове, Великом Новгороде. Летом, например, пробежал сразу два марафона: «Дорогу жизни» вокруг Ладожского озера и «Белые ночи» — по Петербургу. Спрашивается: для чего художнику столь солидного возраста такое беспощадное испытание воли и сил?
— Я строю свою систему здоровья, — заявляет Анатолий Шиманин. — Через день бегу на выносливость от улицы Кочетова до Юрьева, всего порядка 20 километров. А в оставшиеся дни — короткую дистанцию на стадионе на скорость. Бег способствует моему творчеству. В результате я умею работать напряженно, сосредоточенно, не тратя время даром. Скажите, какой другой художник может похвастаться, что написал порядка 30 картин за три месяца?
Джаз на избранную тему
Речь, между тем, идет о новом цикле картин, который по традиции сначала был показан в НовГУ, а теперь представлен среди других работ на юбилейной выставке, которая открылась позавчера. Цикл удивляет жизнерадостными красками и линиями, затевающими своеобразные хороводы и прятки прямо в плоскости холста: «Композиция № 1», «Композиция № 2»…
— Анатолий Николаевич, в своих новых картинах вы, как искусный ткач, переплетаете нити линий.
— Здесь я стремлюсь добиться особой пластичности изображения. Поэтому всякая начатая линия у меня не прерывается, она все время прослеживается.
— Всматриваясь в вашу картину «Ковбой», можно увидеть самого всадника и лошадь. Но совсем непросто различить ноги лошади и копыта.
— Я хотел передать движение всадника, как он мчится. Все эти линии усиливают ощущение скорости, не будет линий — ковбой застынет. В целом композиция построена на столкновении солнечной и теневой диагоналей, которым подчинены все линии.
— Фонтан под названием «Русалка» — это придуманный сюжет или есть прототип?
— Придуманный. Это фантазия, импровизация, отражающая суть женщины, то божественное, что в ней есть. Представьте себе: композитор садится за рояль и начинает гонять гаммы, которые в конце концов превращаются в мелодию. Так и я начинаю «гонять» избранную по теме гамму цветов. Цвет — та же нота. Несколько цветов — аккорд.
— Так это у вас получается своего рода джазовая импровизация!
— Согласен.
Что дает мыло искусству
Шиманин — настоящий экспериментатор, все время в поиске новых форм подачи изображения. Посетители его выставок обязательно отметят новизну каждой из них. Те самые «нитяные» картины он рисует темперой, которую сверху покрывает тончайшим слоем масляной краски. А ранее у него была серия картин, выполненных крупными разноцветными круглыми пятнами. Этакий гигантский пуантилизм! Сюжеты осязались лишь на очень большом расстоянии, когда пятна начинали сливаться.
Или появилась серия в стиле, названном им «ассоциативной акварелью», где краски позволяли искать художнику эти самые ассоциации прямо на холсте благодаря добавленной к ним эмульсии. Ведь с чистой акварелью не побалуешь! Точный рецепт эмульсии автор пока держит в секрете, но обязательно «расколется» перед учениками, которых очень любит и с которыми постоянно делится накопленным опытом.
— Я добиваюсь нужной мне фактуры, — разъясняет художник. — Например, мыло дает фактуру мелкую и мягкую, клей ПВА или обойный клей — свою, закрепляющую, фактуру. А если добавить в акварельные краски определенное количество глицерина, то можно три дня писать и исправлять картину!
Как ни вспомнить также удивительные настенные скульптурные композиции из… туалетной бумаги и клея. Откуда же берутся новые идеи? Автор уверен, что дело не в логике, которая неизбежно «упирается в стену», а в умении использовать случайность:
— Любое открытие — это случайность. Вот я писал картину, а работа не получалась. Тогда я разозлился, повернул кисть обратной стороной и стал рисовать черенком. И получилось!
К вопросу о лестнице в небо
— Анатолий Николаевич, какое место в искусстве, по-вашему, занимают экспериментаторы?
— В изобразительном искусстве всегда есть бунтари, которые восстают против традиции, пытаются опровергнуть устоявшееся. Их мало, но без них нет движения. Я знаю многих художников — хороших мастеров, прекрасно знающих технологию изготовления картин, но в то же время они в большинстве своем простые ремесленники, так как ничего нового не открывают ни себе, ни людям.
— Но согласитесь, что работы таких бунтарей нередко находятся за гранью реализма. Есть ли предел их поискам? Не исчезнет ли в какой-нибудь момент взаимопонимание между художником и зрителем? — Лестница творчества бесконечна. Художник в определенное время своей жизни стоит на определенной ступеньке. Если зритель по своему мировоззрению близок к художнику, то значит, что они стоят на одном уровне. Если же художник поднялся выше, а зритель остался на предыдущей ступеньке, то понимание уходит.
— Дело только в зрителе? Но вот на некоторых выставках современного искусства мы видим разрисованных голых людей, а на кого-то одели ошейник, и он тявкает… Как вы к этому относитесь? — Заниматься этим я, может быть, и не буду. Но не могу и отрицать. Там другое понятие, своя философия.
— Что же тогда следует считать «не искусством»?
— Когда человек перестает творить и ставит свою работу на поток. Это уже не искусство.
Откуда всё пошло
То, что Анатолий Николаевич «родом из детства», видно каждому, кто бывал на его выставках, — настолько радужно его творчество, излучающее искренний восторг открытия окружающего мира. Но мало кто знает, что художник родился и вырос в Харькове. Здесь же пошел учиться в художественное училище. Почему? Может быть, потому, что отец рисовал на досуге любительски. А может быть, потому, что в школе нравились его карикатуры. Но, скорее всего, виноват студент- квартирант, учившийся в Харьковском художественно-промышленном институте на скульптора.
Дело было так. Захотелось этому студенту поучаствовать в конкурсе, посвященном воссоединению России и Украины: предполагалось украсить новый мост скульптурами на эту тему. Стал он дома делать эскизы. Юный Анатолий присмотрелся и тоже стал лепить свой проект из пластилина: фигуры русского в кафтане и украинца в шароварах, обнявшихся и держащих над собой герб СССР. И вот пришел к студенту профессор отбирать работы и сразу обратил внимание на эскиз Анатолия. Квартирант обиделся и решил в виде шутки анонимно подать эскиз мальчика на конкурс. Эскиз занял первое место! Но когда открыли конверт, где были указаны данные 14-летнего автора, конкурс этот свернули и объявили новый — среди профессионалов. Такая, пусть и отнятая, победа определила юношу в выборе пути. В 1968 году он окончил Харьковский художественно-промышленный институт. Вскоре по направлению вместе с женой приехал в Новгород работать в качестве дизайнера в конструкторское бюро объединения «Комплекс».
Прошло уже больше 40 лет с начала его новгородской жизни. Сегодня он ни о чем не жалеет, продолжает заниматься живописью, графикой, скульптурой, имеет многочисленных учеников и не гонится особо за деньгами:
— У меня нет желания иметь много денег. Важно только, чтобы не прервался творческий процесс, чтобы в любое время можно было купить холсты да краски.
Владимир ИСАКОВ