В библиотечном центре «Читай-город» (Великий Новгород) открыта персональная выставка вышитых картин Зои ВАСИЛЬЕВОЙ. В экспозиции представлены 59 вышитых картин, выполненных в различных техниках: атласная гладь, графика на цветном фоне и графика-гризайль, накладное шитье, живопись иглой, объемная вышивка. С мастером беседует корреспондент «НВ».
— Зоя Андреевна, вы по профессии — преподаватель музыки. Вышивание — это вторая творческая специальность?
— Конечно, это хобби и хобби достаточно долгого времени. Я бы даже сказала, это — диагноз. Я без иголки уже не могу, вышиваю каждую свободную минутку. Это занятие отдалило меня даже от чтения, что, конечно, меня тревожит. Профессия, думаю, столько места в жизни человека не занимает.
— А с чего вы начинали?
— С самого простого — вышивала манжеты на платье. Для украшения, для отделки, так сказать. Потом вышила занавески на кухню. Потом немного занялась ришелье — это вышивка на машинке. И однажды познакомилась с Вероникой Дмитриевной Королевой, известной новгородской вышивальщицей. Вот тут и узнала, как много умеет она и как мало — я. Так что всё началось с Вероники Дмитриевны.
— А не проще картины не вышивать, а рисовать, писать?
— Признаюсь, рисовать я не умею, я могу срисовать. Вот вы смотрите журнал, вам что-то нравится, что-то нет. А я смотрю иначе: я вижу, что смогла бы вышить. Любая детская открытка, марка почтовая, фотография могут стать основами моих картин. Срисовывать на бумагу неинтересно, вышивать — значит, творить. Знаете, у меня дома есть серия открыток, я ее называю «Икебана советского периода». Это цветы в вазах. Довольно однообразно, да? И вот я на них иногда посматривала, можно сказать, равнодушно. Но однажды вдруг зацепило. Знаете, как вспышка. Я увидела эти открытки по-другому, увидела идею и создала серию «Цветы». Если сравнить, моя вышивка с теми открытками мало общего имеет. Вообще, цветы в моих работах много места занимают благодаря еще книге Моники Готье «Экзотический букет». Моника Готье — председатель французской школы фитодизайна, она создает сценические, праздничные и прочие композиции. Когда я увидела это, пусть на снимках, у меня дыхание остановилось. Цветочные идеи Готье стали основой моего творчества данного этапа.
— А следующий этап каким будет? Вы думаете об этом?
— Хочу начать работать портреты. Если просто делать абстрактный портрет — одно, а вот если портрет требует сходства, ошибка будет сразу видна. Но надо пробовать.
— Зоя Андреевна, а вы продаете свои работы? Сколько они стоят?
— Нет, не продаю. Во-первых, мне жалко с ними пока расстаться. Во- вторых, они очень дорого стоят, и их могут не купить, а за 300 рублей не продам я. Мы были в Питере на выставке, там мою миниатюру, не буду говорить какую, но в нашем искусстве размер имеет значение для цены, оценили в 12 тысяч рублей… Подарить картину близким или повторить я могу, а продать — нет.
— Интересно, сколько времени примерно уходит на одну картину?
— Когда готовилась к этой выставке, у меня прямо горело всё внутри, и я вышивала по две работы в месяц. Это — суперскорость. А вообще, я же пенсионерка. Если свободна от внуков и домашних дел, сижу с иголкой весь день. Иногда ложусь спать в три часа ночи. Когда получается, хочется делать, делать и делать.
— Конечно, это хобби и хобби достаточно долгого времени. Я бы даже сказала, это — диагноз. Я без иголки уже не могу, вышиваю каждую свободную минутку. Это занятие отдалило меня даже от чтения, что, конечно, меня тревожит. Профессия, думаю, столько места в жизни человека не занимает.
— А с чего вы начинали?
— С самого простого — вышивала манжеты на платье. Для украшения, для отделки, так сказать. Потом вышила занавески на кухню. Потом немного занялась ришелье — это вышивка на машинке. И однажды познакомилась с Вероникой Дмитриевной Королевой, известной новгородской вышивальщицей. Вот тут и узнала, как много умеет она и как мало — я. Так что всё началось с Вероники Дмитриевны.
— А не проще картины не вышивать, а рисовать, писать?
— Признаюсь, рисовать я не умею, я могу срисовать. Вот вы смотрите журнал, вам что-то нравится, что-то нет. А я смотрю иначе: я вижу, что смогла бы вышить. Любая детская открытка, марка почтовая, фотография могут стать основами моих картин. Срисовывать на бумагу неинтересно, вышивать — значит, творить. Знаете, у меня дома есть серия открыток, я ее называю «Икебана советского периода». Это цветы в вазах. Довольно однообразно, да? И вот я на них иногда посматривала, можно сказать, равнодушно. Но однажды вдруг зацепило. Знаете, как вспышка. Я увидела эти открытки по-другому, увидела идею и создала серию «Цветы». Если сравнить, моя вышивка с теми открытками мало общего имеет. Вообще, цветы в моих работах много места занимают благодаря еще книге Моники Готье «Экзотический букет». Моника Готье — председатель французской школы фитодизайна, она создает сценические, праздничные и прочие композиции. Когда я увидела это, пусть на снимках, у меня дыхание остановилось. Цветочные идеи Готье стали основой моего творчества данного этапа.
— А следующий этап каким будет? Вы думаете об этом?
— Хочу начать работать портреты. Если просто делать абстрактный портрет — одно, а вот если портрет требует сходства, ошибка будет сразу видна. Но надо пробовать.
— Зоя Андреевна, а вы продаете свои работы? Сколько они стоят?
— Нет, не продаю. Во-первых, мне жалко с ними пока расстаться. Во- вторых, они очень дорого стоят, и их могут не купить, а за 300 рублей не продам я. Мы были в Питере на выставке, там мою миниатюру, не буду говорить какую, но в нашем искусстве размер имеет значение для цены, оценили в 12 тысяч рублей… Подарить картину близким или повторить я могу, а продать — нет.
— Интересно, сколько времени примерно уходит на одну картину?
— Когда готовилась к этой выставке, у меня прямо горело всё внутри, и я вышивала по две работы в месяц. Это — суперскорость. А вообще, я же пенсионерка. Если свободна от внуков и домашних дел, сижу с иголкой весь день. Иногда ложусь спать в три часа ночи. Когда получается, хочется делать, делать и делать.
Юлия АЛЕКСАНДРОВА