Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Отпечатки судьбы

В Городском выставочном центре экспериментируют, выходя за рамки традиций в создании экспозиций. Удачным ли будет опыт, покажет выставка «Личное дело. Леня Николаев. Эклектика».
Стоит сразу оговориться, Леонид НИКОЛАЕВ, автор выставки, не имеет прямого отношения к элитарному миру искусства. Он не художник, не фотограф, не скульптор. Он просто «хороший, добрый человек» (так его представили на открытии), у которого есть то, что может неподдельно удивить или, по крайней мере, вызвать дефицитные в наше время положительные эмоции.
Работы известных и подзабытых новгородских художников, совсем молодых и уже оставивших свой след в культурной жизни областного центра. Масло и акварель, изображения древних храмов Великого Новгорода и рисунки в стиле ню, выполненные за пару минут, картины серьезные и с анекдотическим содержанием. Берестяные безделушки и художественные фотографии, сделанные в спортивных походах, которыми увлекается семья Николаевых. Смешение жанров, стилей, временных периодов, одним словом — эклектика, в атмосфере которой узнаешь о пристрастиях человека Лени Николаева.
Директор галереи, искусствовед Сергей ПУХАЧЕВ не скрывает, что именно этого впечатления у посетителя он и добивался.
— Леонид Михайлович притягивал много разных и интересных художников. Каждый, как ракушка на морском дне, оставил свой отпечаток в его судьбе. Вот эти отпечатки мы и показываем, — рассказывает Сергей Пухачев. — Он обладает харизмой, с ним хочется дружить, общаться, что-то рассказать, услышать от него. У Лени есть, как это принято сегодня говорить, артефакты, которые, оказываясь вместе, могут рассказать нам многое о художественной жизни 60—80-х годов.
Действительно, в силу умения дружить Леонида Николаева всегда окружали люди творческих профессий. У него же самого работа прозаическая, он торгует автодеталями в одной из новгородских фирм, занимается логистикой.
— Литература, искусство — это мои увлечения, я посещаю музеи, экспозиции, интересуюсь любыми направлениями в искусстве, поэтому могу поделиться своим субъективным взглядом с людьми творческими, — говорит Леонид Николаев.
Согласитесь, редкое качество, когда на открытии экспозиции без стеснения и комплексов можно запросто подойти к маститому художнику и выразить свое отношение к его произведению. Ведь не секрет, что условности, здесь имеется в виду барьер между простым зрителем и автором, присутствуют во многих выставочных залах.
— Критиковать не буду. Человек я хитрый, если даже что- то не нравится, акцентирую внимание на хорошем, — признался Леонид Михайлович и, улыбнувшись, добавил: со временем я понял, если бы стал искусствоведом, как бы мне все это надоело.
Что-то в свою коллекцию он приобретал сам, но большинство экспонатов доставались ему в качестве подарка. «Что подарят, тому и рад»,— лаконично выразил Леонид Николаев общую идею своего собрания. На вопрос, что же надо сделать такого, чтобы взамен получить вещи почти музейной ценности, Леонид Михайлович ответил словами одного из своих товарищей: «Друзей не надо иметь, с ними надо дружить». Кроме таких черт характера, как коммуникабельность, открытость, которые чаще всего упоминали его друзья- художники на открытии выставки, есть еще одна очень важная: на Леонида Михайловича можно положиться в трудный момент жизни. Так в свое время произошло с художником Алексеем Леоновым. Испытывающий слабость к спиртному, не доживший и до пятидесяти, он часто просил денег взаймы у Леонида Михайловича. И однажды, чтобы рассчитаться и получить еще денег, он предложил ему купить у него картину. Леонид Николаев расплачивался малыми порциями, понимая, что художник может спустить все в один момент. Возможно, он хоть немного, но продлил ему жизнь. Такова история появления у Леонида Михайловича картины «Крестьянский сон», на которой изображены заснувший на снегу мужичок и его самое сладкое сновидение.
Леонид Николаев дополнил каждый выставочный предмет небольшим текстом, в котором упоминает, где и при каких обстоятельствах он познакомился с автором картины. Эти рассказы любопытны сами по себе. Ироничные, они наверняка станут ценными для какого-нибудь исследователя, готового посвятить себя изучению темы, что представляла из себя творческая интеллигенция Великого Новгорода последней трети XX—начала XXI века. И откроют массу нетривиальных фактов, которыми щедро делится Леонид Николаев. Как-то раз он наблюдал, как в кремле, в ужасно мерзопакостную погоду, работал художник-акварелист Семен Иванович Пустовойтов. На его ватман падали капли дождя, но мастера это нисколько не смущало. Для более сильного эффекта, чтобы получилось небо, Семен Иванович вылил на бумагу из заранее приготовленной консервной банки воду из лужи. После знакомства с «нюансами техники» известного художн ка начинаешь более пристально вглядываться в его картины. Так, в работе «Вяжищенский монастырь», представленной на этой выставке, отчетливо видно несколько крупных мазков на небе. Не следы ли это, оставленные осенним дождем, который прошел в далеком 79-м году, когда эта акварель появилась на свет?  
 
Анна МЕЛЬНИКОВА