Воскресенье, 19 мая 2024

Редакция

Железные мышцы золотого баритона

Всемирно знаменитый русский оперный певец Дмитрий Хворостовский за границей сегодня выступает чаще, чем в России. Поэтому единственный концерт, который он дал в Великом Новгороде, можно смело записывать в число уникальных выступлений.
«Золотой баритон», как называют Хворостовского, прибыл заранее и запланировал задержаться у нас на несколько дней. В программе пребывания в Великом Новгороде были экскурсия по достопримечательностям, репетиция и общение с прессой. Всё строго по графику и строго в рамках отведённого времени.
Высокий, атлетического телосложения, с модной длинной стрижкой и широкой улыбкой на лице — Дмитрий Хворостовский как-то не вписывается в образ типичного оперного певца, который в понимании простых людей должен быть непременно тучным, чтобы исполнять трудные арии. Неслучайно журнал People признал Хворостовского одним из самых красивых людей планеты. Поэтому один из первых вопросов на пресс-конференции, состоявшейся за день до концерта певца, касался именно его прекрасной физической формы. — Во мне 90 килограммов железных мышц, которые и помогают мне справляться с голосом, — с улыбкой ответил Дмитрий Александрович. — А вообще нужно заниматься спортом — вот вам и весь рецепт. Я бегаю, занимаюсь гимнастикой, плаванием. Режим работы не позволяет мне особенно расслабляться, я обязан подчинить свой день работе, поэтому для занятий спортом я выбираю раннее утро. Это и заряжает энергией, и придаёт сил на день вперёд.
— В Великий Новгород вы привезли необычную программу, состоящую из романсов, серенад, музыкальных опусов на стихи Пушкина, Кольцова, Тютчева... Вы специально так подбирали репертуар выступления?
— С этой программой мы вместе с профессором эстонской консерватории Ивари Илией, который аккомпанирует мне на фортепьяно, выступаем уже два года по всему миру. Это моя самая любимая программа. Но, к сожалению, таких концертов не так уж много в моём графике.
— В этом гастрольном сезоне в вашем репертуаре значится несколько опер, и все — за пределами России. Когда отечественный слушатель будет иметь возможность услышать вас?
— Я все оперы пою за пределами России. Пока что ничего меняться в этом направлении не будет. Правда, сейчас ведутся переговоры с Большим театром. Хотелось бы там выступить после его ремонта.
— В последнее время в связи с появлением нового музыкального проекта «Дежа вю», в котором вы участвуете вместе с композитором Игорем Крутым, ваша популярность очень повысилась, в частности, и в Интернете. Появилось очень много отзывов: от восхищенных до критических. Как вы к этому относитесь? И планируете ли покорять сетевые просторы дальше не только как пользователь, но и как артист, в плане раскрутки, донесения музыки до зрителя?
— Уже очевидно, что Интернет сегодня — неотъемлемая часть нашей жизни. Продажи музыкальных дисков, как и, например, книг, через всемирную сеть занимают уже достаточно большое место. Это моя работа, которой я должен заниматься. Что же касается обращения к популярной музыке, то это часть моей профессии. И интерес, который проявляется сейчас к данному проекту, вполне закономерен. Поэтому не обращать на него внимания, конечно, невозможно. Лишняя популярность ещё никому не мешала, и мне тоже. — Но многие ваши оперные поклонники встревожены, даже напряжены, не понимают, что происходит...
— А не надо напрягаться. Посмотрите, я совершенно не напряжён. Поверьте, этот проект от оперы меня не отворотил. Я продолжаю оставаться оперным и концертным певцом. Но петь в других жанрах — это мои желание и право.
— А как вы думаете, размещение вашей музыки и клипов в Интернете привлечет к опере молодёжь? — Я не думаю, что моё обращение к популярному жанру будет весьма популярно среди молодёжи. Даже клип, снятый в рамках проекта «Дежа вю» и про который сейчас так много говорят, сделан не на среднестатистического молодого человека. Для того чтобы понять эту историю, нужно хорошенько поразмыслить.
Ведь чтобы в опере что-то понимать и тем более наслаждаться ею, нужно проделать определённую подготовительную «домашнюю работу»: здесь важны ранее заложенные знания, пристрастия человека, его предпочтения. А это требует времени. Так что опера — жанр для избранных. Всегда был и останется таким. Сегодня во многих европейских странах ведется работа по популяризации оперной музыки, привлечению молодежи: проводятся концерты, занятия. Но даже после этого процент повернувшихся к опере молодых людей будет минимален.
— А с чего у вас началась любовь к музыке?
— Эту любовь мне привила моя семья. Я вырос в очень музыкальной среде: отец мой хорошо пел и поёт, мама, бабушка — все обладали музыкальными способностями. Всё свое детство я пел, в семь лет пошёл в музыкальную школу, после чего учился на дирижерско-хоровом отделении музыкального училища, дальше — консерватория. В общей сложности около 15 лет я только этому занятию учился и продолжаю учиться до сих пор. И считаю, что ничего пока не знаю и не умею. Это нескончаемый процесс.
Для меня пение — не только творческий процесс, это поднятие над реальностью, над нашей обыденной жизнью, это шаг ввысь. Поверьте, это не просто слова. Поэтому, когда меня просят: «Спой, а!», я не могу. Мне нужно настроиться, встать на своеобразные котурны, что ли, на сцену. Требуются большие энергетические затраты. Просто так в обыденной жизни я спеть не смогу, не получается...
— Если говорить о публике, то сегодняшние зрители значительно отличаются от бравых ребят в малиновых пиджаках, которых нередко можно было видеть в девяностых в театре и опере?
— На самом деле в начале 90-х годов я чаще видел голодные глаза. Когда в магазинах вообще ничего не было, люди ходили в театр. Жили духовной жизнью, пренебрегая своим желудком. Вот это мне запомнилось больше, а не пресловутые малиновые пиджаки. И кстати, до 1998 года в России я пел бесплатно. Если и брал гонорар, то перечислял его на благотворительность.
А вот в конце 90-х годов публика действительно начала меняться: появился престиж, если ты побываешь на концерте. Я хорошо помню телефонные звонки, раздававшиеся на первых рядах, и как один мальчик говорил: «Мама, я ещё жив, не беспокойся».
Но то, что присуще русской публике, русскому человеку, не присуще, пожалуй, больше никому. Это ожидание какого- то чуда от концерта. Как в свое время от Кашпировского и Чумака. Такие ситуации были и у меня на концертах, когда бабушки закрывали глаза, качали головами — в ожидании какого-то избавления.
Вспомните блокаду Ленинграда — люди голодные приходили в концертные залы слушать музыку. Не думаю, что в Америке было бы то же самое. Для русского человека классическая музыка — нечто особенное. Тогда как в той же Америке и во многих других странах — это часть индустрии, причём не особо выгодная часть, не приносящая огромных доходов.
Пока в наших сердцах существует такое святое, бережное отношение к музыке, у нас будет всё в порядке.
* * *
Отведённые на общение двадцать минут прошли. Журналистам сделали знак, и вопросы закончились сами собой.
В концертном зале филармонии в прямом смысле яблоку негде было упасть: люди даже стояли, чтобы услышать национальную гордость, «лучший баритон века». В программе концерта значились произведения Петра Чайковского, Николая Метнера, Сергея Рахманинова. И никакой фото- и видеосъёмки. После исполнения первого произведения певец даже покинул сцену. И не вышел к зрителям до тех пор, пока все телевизионщики и фотокорреспонденты не покинули зал. К счастью, больше никаких эксцессов во время выступления не было. Только широкая улыбка тенора в перерывах между музыкальными композициями, букеты цветов и несмолкаемые аплодисменты.
В благодарность за выступление Дмитрию Хворостовскому от имени губернатора Сергея Митина и всех новгородцев был сделан необычный подарок: копия нотной тетради Сергея Рахманинова.
— Спасибо за тёплый приём и за такое трогательное слушание, — сказал певец после концерта. — Я всегда пою Рахманинова, он один из моих любимых композиторов, мне очень нравятся его романсы. Для меня очень дорого петь на его родине, перед вами. Спасибо ещё раз за вашу теплоту.