Россиянам, и новгородцам в частности, читающим в основном светскую хронику глянцевых журналов и статьи с громкими заголовками в «жёлтых» газетах, имя Ульяны Лопаткиной, к сожалению, известно мало: она нечастый гость тусовок и многочисленных показных мероприятий. Но признание у зрителей и критики прима Мариинского театра получила уже давно. Благодаря своему труду.
Ульяна Лопаткина — обладательница множества премий за достижения в области искусства. Это и звания заслуженной и народной артистки России, премии «Золотая маска», «Божественная», «Бенуа де ля данс» и другие. О балерине отзываются часто и восторженно. Лучшие сцены мира бьются за то, чтобы именно на их подмостках станцевала Ульяна Лопаткина. То, что прима дала концерт в Великом Новгороде, — поистине уникальный и бесценный подарок.
В город на Волхове балерина прибыла в составе целого десанта артистов балета: в афише гала-концерта Ульяны Лопаткиной помимо её номеров значились ещё выступления премьера Большого театра Дмитрия Гуданова и танцовщиков Мариинки.
В ДК «Акрон», где должен был проходить концерт, артисты балеты приехали за пять часов (!) до начала выступления: перед выступлением у танцовщиков ещё значились класс (занятие у станка и растяжка) и репетиция на сцене. Однако в весёлой компании с чемоданами на колесиках, вошедшей в холл культурного центра, признать звёзд балетной сцены можно было с трудом. Единственное, чем они дружно отличались от окружающих, — это легкой, слегка пружинящей походкой и безупречной осанкой.
После сорокаминутной тренировки танцоры занялись каждый своим делом: кто-то распаковывал вещи, другие пили кофе, третьи смотрели сцену, на которой вечером им предстояло крутить фуэте, другие задержались в балетном классе. Разминаясь у станка, одна из танцовщиц Мариинского театра с удивлением смотрела на пол и то и дело поправляла пуанты:
— У нас во всех репетиционных залах театра положено специальное покрытие, — смущённо заметила девушка. — Тут же обычный кухонный линолеум — давно не приходилось на нём танцевать. Он же очень скользкий. Как здесь репетируют?!
Заметив, что ДК — это всё-таки не профессиональный концертный зал мирового уровня, корреспонденты «НВ» прошли на сцену, где полным ходом шла подготовка: налаживали звук, свет, артисты «пробовали» сцену. Подмостки, кстати, организаторы проекта выбирали долго и придирчиво: изначально планировалось, что концерт артистов балета пройдёт в областной филармонии, но эта сцена оказалась слишком маленькой для танцовщиков: они просто-напросто могли «вылететь» в зал при исполнении своих пируэтов и прыжков. Сценические подмостки театра драмы показались организаторам неровными, да и в связи с постоянным креплением на ней декораций и многочисленных проводов, проходящих поблизости, сцена театра драмы могла стать просто небезопасной для танцовщиков. Так что выбор остановили на сцене культурного центра «Акрон». Правда, поверх «родного» сценического покрытия здесь был положен специальный балетный линолеум, который организаторы привезли с собой.
Одной из первых на сцене появилась «сама Ульяна Вячеславовна», как представил корреспондентам балерину её агент. Хрупкая девушка с большими красивыми глазами и искренней улыбкой на лице в буквальном смысле летящей походкой вышла из-за кулис. Она оказалась очень приятной, интеллектуальной собеседницей, без пафоса и высокомерия, так свойственного многим российским знаменитостям.
Балерина охотно поделилась впечатлениями о новгородском зале, творческими планами и взглядами на жизнь:
— Новгородская сцена мне очень понравилась. Но вот город, к сожалению, удалось посмотреть только из окон автобуса. Мы все приехали накануне вечером: кто с репетиции, кто со спектакля, поэтому сразу в гостиницу, а утром сюда. Но дух старины чувствуется везде. Ощущение, что вот она — Родина, корни, предки. Классическая осень. Всё в пастельных тонах. Сейчас особое состояние природы, когда осень становится особенной в ощущениях: пасмурное небо, опавшие листья — в этом есть своя красота...
— А как вы относитесь к гастролям в целом? Может быть, лучше, когда зритель едет к артисту, чтобы последнему не покидать родную сцену, где известна и знакома каждая половица?
— Гастроли обязательно нужны — это возможность освежить ощущения. Смена обстановки — как смена декораций в спектакле.
— У вас подрастает дочка. Хотели бы вы, чтобы она пошла по вашим стопам, став балериной?
— Зная балетное искусство изнутри, могу точно сказать: от человека здесь не всё зависит, есть много факторов, которые влияют на судьбу артиста балета помимо его трудолюбия и способностей. Эта профессия достаточно жестокая, и её нужно очень любить, иметь к ней не только физическую предрасположенность, но и внутреннюю. Мою карьеру продолжать не надо ни в коем случае. Я придерживаюсь той точки зрения, что человек должен искать свой путь, а родители должны создавать по возможности обстоятельства, в которых ребёнок сможет максимально раскрыться.
— Балерины очень рано выходят на пенсию, вы ещё не задумывались об этом?
— Как человек, который в этой профессии с самого начала, скажу вам честно — я выпью эту чашу до дна. Но вот где дно — это вопрос личного ощущения, обстоятельств, которые складываются в судьбе балерины, тех моментов, когда ты ощущаешь, что вот оно это то самое мгновение — нужно уходить. Но я буду искать возможности существовать в этой профессии максимально долго.
— Как часто вам, признанной балерине, приходится репетировать? Говоря иначе, можете ли вы «отлынуть» от репетиции или класса?
— Артист балета — профессия, связанная с тренировкой тела, поэтому нужно заниматься и тренироваться каждый день. Сейчас все мысли только о концерте. Извините, — сказала балерина, спустя несколько минут общения, и удалилась в репетиционный класс.
На самом деле вопросов к известной балерине было намного больше. Но Ульяна Лопаткина, в отличие от многих своих коллег по сцене, отличается особой интеллигентностью, что ли. Поэтому на вопросы балерина отвечала очень тактично, не вдаваясь в подробности и обходя «острые углы». Не случайно слова «интеллектуальная и очень трудолюбивая» — одни из наиболее частых характеристик, встречающихся в прессе об Ульяне Лопаткиной.
Специалисты отмечают, что балерину Лопаткину от многих коллег по цеху помимо гибких рук и прекрасного шага отличает ещё и высокий рост в метр семьдесят пять сантиметров. Признаться честно, корреспондентам «НВ», беседующим с балериной, так не показалось. Стройная, красивая — да, но не великан. Грация, гибкость, невероятная пластичность видны невооруженным взглядом.
— Ну не такие уж они и худенькие, — возразила нам костюмер Мариинского театра, приехавшая вместе с артистами, разглаживая платья невероятно маленьких, на наш взгляд, размеров. — 40—42 — самые ходовые размеры. Другое дело, что они ведь постоянно худеют, так что платья ушиваем регулярно. Вот мужчины действительно есть очень крупные. Но на сцене такое противопоставление смотрится весьма эффектно. …Зал был полон. В программе гала-концерта помимо таких классических номеров, как миниатюра «Умирающий лебедь» из балета «Лебединое озеро», па-де-де из «Щелкунчика», числились и шедевры современной хореографии.
— Гала-концерт артистов балета — это особый спектакль. Он не прост для танцовщиков и зрителей тем, что это не полнометражный спектакль с историей, это фрагменты. Поэтому танцовщику труднее обычного настроиться на три минуты исполнения какой-то одной партии, где ты должен от начала и до конца рассказать все, что можешь и должен. Для зрителя постоянная смена настроения, музыки — тоже своего рода эмоциональное испытание. При отсутствии живописных декораций в гала-концерте чистый танец, пластика и личности актёров с их обаянием и профессионализмом воспринимаются острее и внимательнее. Но, надеюсь, все номера концерта зрителю понравятся, — сказала Ульяна Лопаткина перед концертом.
Надо думать, людей, профессионально разбирающихся в балете, в зрительном зале было немного, поэтому все номера танцоров новгородские зрители воспринимали восторженно. Правда, последний номер гала-концерта вызвал небольшое смятение в зале: Ульяна Лопаткина вышла на сцену с явным опозданием, не попадала в музыку да ещё и столкнулась со своим партнёром. Впрочем, эти и другие «ляпы», как оказалось, были вполне запланированы — в «Гранд Па-де-де» общепризнанная прима Ульяна Лопаткина играла полную свою противоположность. Что ж, за актёрское мастерство балерине можно поставить пять с плюсом.
В город на Волхове балерина прибыла в составе целого десанта артистов балета: в афише гала-концерта Ульяны Лопаткиной помимо её номеров значились ещё выступления премьера Большого театра Дмитрия Гуданова и танцовщиков Мариинки.
В ДК «Акрон», где должен был проходить концерт, артисты балеты приехали за пять часов (!) до начала выступления: перед выступлением у танцовщиков ещё значились класс (занятие у станка и растяжка) и репетиция на сцене. Однако в весёлой компании с чемоданами на колесиках, вошедшей в холл культурного центра, признать звёзд балетной сцены можно было с трудом. Единственное, чем они дружно отличались от окружающих, — это легкой, слегка пружинящей походкой и безупречной осанкой.
После сорокаминутной тренировки танцоры занялись каждый своим делом: кто-то распаковывал вещи, другие пили кофе, третьи смотрели сцену, на которой вечером им предстояло крутить фуэте, другие задержались в балетном классе. Разминаясь у станка, одна из танцовщиц Мариинского театра с удивлением смотрела на пол и то и дело поправляла пуанты:
— У нас во всех репетиционных залах театра положено специальное покрытие, — смущённо заметила девушка. — Тут же обычный кухонный линолеум — давно не приходилось на нём танцевать. Он же очень скользкий. Как здесь репетируют?!
Заметив, что ДК — это всё-таки не профессиональный концертный зал мирового уровня, корреспонденты «НВ» прошли на сцену, где полным ходом шла подготовка: налаживали звук, свет, артисты «пробовали» сцену. Подмостки, кстати, организаторы проекта выбирали долго и придирчиво: изначально планировалось, что концерт артистов балета пройдёт в областной филармонии, но эта сцена оказалась слишком маленькой для танцовщиков: они просто-напросто могли «вылететь» в зал при исполнении своих пируэтов и прыжков. Сценические подмостки театра драмы показались организаторам неровными, да и в связи с постоянным креплением на ней декораций и многочисленных проводов, проходящих поблизости, сцена театра драмы могла стать просто небезопасной для танцовщиков. Так что выбор остановили на сцене культурного центра «Акрон». Правда, поверх «родного» сценического покрытия здесь был положен специальный балетный линолеум, который организаторы привезли с собой.
Одной из первых на сцене появилась «сама Ульяна Вячеславовна», как представил корреспондентам балерину её агент. Хрупкая девушка с большими красивыми глазами и искренней улыбкой на лице в буквальном смысле летящей походкой вышла из-за кулис. Она оказалась очень приятной, интеллектуальной собеседницей, без пафоса и высокомерия, так свойственного многим российским знаменитостям.
Балерина охотно поделилась впечатлениями о новгородском зале, творческими планами и взглядами на жизнь:
— Новгородская сцена мне очень понравилась. Но вот город, к сожалению, удалось посмотреть только из окон автобуса. Мы все приехали накануне вечером: кто с репетиции, кто со спектакля, поэтому сразу в гостиницу, а утром сюда. Но дух старины чувствуется везде. Ощущение, что вот она — Родина, корни, предки. Классическая осень. Всё в пастельных тонах. Сейчас особое состояние природы, когда осень становится особенной в ощущениях: пасмурное небо, опавшие листья — в этом есть своя красота...
— А как вы относитесь к гастролям в целом? Может быть, лучше, когда зритель едет к артисту, чтобы последнему не покидать родную сцену, где известна и знакома каждая половица?
— Гастроли обязательно нужны — это возможность освежить ощущения. Смена обстановки — как смена декораций в спектакле.
— У вас подрастает дочка. Хотели бы вы, чтобы она пошла по вашим стопам, став балериной?
— Зная балетное искусство изнутри, могу точно сказать: от человека здесь не всё зависит, есть много факторов, которые влияют на судьбу артиста балета помимо его трудолюбия и способностей. Эта профессия достаточно жестокая, и её нужно очень любить, иметь к ней не только физическую предрасположенность, но и внутреннюю. Мою карьеру продолжать не надо ни в коем случае. Я придерживаюсь той точки зрения, что человек должен искать свой путь, а родители должны создавать по возможности обстоятельства, в которых ребёнок сможет максимально раскрыться.
— Балерины очень рано выходят на пенсию, вы ещё не задумывались об этом?
— Как человек, который в этой профессии с самого начала, скажу вам честно — я выпью эту чашу до дна. Но вот где дно — это вопрос личного ощущения, обстоятельств, которые складываются в судьбе балерины, тех моментов, когда ты ощущаешь, что вот оно это то самое мгновение — нужно уходить. Но я буду искать возможности существовать в этой профессии максимально долго.
— Как часто вам, признанной балерине, приходится репетировать? Говоря иначе, можете ли вы «отлынуть» от репетиции или класса?
— Артист балета — профессия, связанная с тренировкой тела, поэтому нужно заниматься и тренироваться каждый день. Сейчас все мысли только о концерте. Извините, — сказала балерина, спустя несколько минут общения, и удалилась в репетиционный класс.
На самом деле вопросов к известной балерине было намного больше. Но Ульяна Лопаткина, в отличие от многих своих коллег по сцене, отличается особой интеллигентностью, что ли. Поэтому на вопросы балерина отвечала очень тактично, не вдаваясь в подробности и обходя «острые углы». Не случайно слова «интеллектуальная и очень трудолюбивая» — одни из наиболее частых характеристик, встречающихся в прессе об Ульяне Лопаткиной.
Специалисты отмечают, что балерину Лопаткину от многих коллег по цеху помимо гибких рук и прекрасного шага отличает ещё и высокий рост в метр семьдесят пять сантиметров. Признаться честно, корреспондентам «НВ», беседующим с балериной, так не показалось. Стройная, красивая — да, но не великан. Грация, гибкость, невероятная пластичность видны невооруженным взглядом.
— Ну не такие уж они и худенькие, — возразила нам костюмер Мариинского театра, приехавшая вместе с артистами, разглаживая платья невероятно маленьких, на наш взгляд, размеров. — 40—42 — самые ходовые размеры. Другое дело, что они ведь постоянно худеют, так что платья ушиваем регулярно. Вот мужчины действительно есть очень крупные. Но на сцене такое противопоставление смотрится весьма эффектно. …Зал был полон. В программе гала-концерта помимо таких классических номеров, как миниатюра «Умирающий лебедь» из балета «Лебединое озеро», па-де-де из «Щелкунчика», числились и шедевры современной хореографии.
— Гала-концерт артистов балета — это особый спектакль. Он не прост для танцовщиков и зрителей тем, что это не полнометражный спектакль с историей, это фрагменты. Поэтому танцовщику труднее обычного настроиться на три минуты исполнения какой-то одной партии, где ты должен от начала и до конца рассказать все, что можешь и должен. Для зрителя постоянная смена настроения, музыки — тоже своего рода эмоциональное испытание. При отсутствии живописных декораций в гала-концерте чистый танец, пластика и личности актёров с их обаянием и профессионализмом воспринимаются острее и внимательнее. Но, надеюсь, все номера концерта зрителю понравятся, — сказала Ульяна Лопаткина перед концертом.
Надо думать, людей, профессионально разбирающихся в балете, в зрительном зале было немного, поэтому все номера танцоров новгородские зрители воспринимали восторженно. Правда, последний номер гала-концерта вызвал небольшое смятение в зале: Ульяна Лопаткина вышла на сцену с явным опозданием, не попадала в музыку да ещё и столкнулась со своим партнёром. Впрочем, эти и другие «ляпы», как оказалось, были вполне запланированы — в «Гранд Па-де-де» общепризнанная прима Ульяна Лопаткина играла полную свою противоположность. Что ж, за актёрское мастерство балерине можно поставить пять с плюсом.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА