Воскресенье, 19 мая 2024

Редакция

Радуга мастера

В государственном музее художественной культуры Новгородской земли открылась персональная выставка заслуженного художника России Александра ВАРЕНЦОВА. В экспозиции, приуроченной к 60-летию художника, представлено около 100 его живописных работ.
Узнать работы Варенцова легко: его отличает своеобразная манера письма, жесткие контуры, яркие насыщенные цвета. Персональная выставка стала поводом для беседы с заслуженным художником России о его творчестве и тенденциях в художественной среде в целом.
— Вас часто называют «самым новгородским» художником. И с этим трудно не согласиться, ведь большая часть ваших пейзажей посвящена именно красоте родного края. Чем вас так привлекает новгородская природа?
— Прежде всего красочностью. Она испокон веков присутствует в новгородской природе. При всей суровости погодно-природных условий наша атмосфера наполнена светом и насыщенными красками. Это связано с тем, что в новгородском воздухе содержится много воды, в результате чего идёт преломление солнечного света, который и даёт эти самые насыщенные оттенки. Если мы возьмем новгородскую иконопись, то там тоже красочность присутствует. И художники, которые к нам приезжают, волей-неволей видят этот свет и начинают с ним работать. По-разному. Но все, кто приезжал в Новгород, восхищались не только красотой древнерусского искусства, фресок, а и красотой окружающей среды, которую не- возможно не заметить. Но на этой выставке я показал также несколько работ из Италии, был в своё время и на Чукотке. Картины оттуда совершенно другие по цвету, пластике, ритму, состоянию природы. Так что есть с чем сравнить.
— Если говорить о цветовой палитре, то какой цвет вам нравится больше всего?
— Наверное, белый. Ведь если его разложить на спектр, то получится радуга. Выходит, у меня все цвета любимые. Другое дело, что их сочетание может быть разным.
— Вы очень редко выставляете портреты. Насколько я знаю, на открывшейся недавно в Городском выставочном центре выставке «Портрет минус фотография» ваших работ тоже нет. Вы не любите писать портреты в принципе, или здесь другие мотивы?
— Я думаю, портрет — это что- то личное, что порой не надо выставлять на обозрение широкой публики. Что же касается проекта «Портрет минус фотография», мне кажется, что это, скорее, не выставка, а некий аттракцион для зрителя, чтобы привлечь внимание. В аттракционах я не участвую, но портреты пишу с удовольствием и интересом.
— Больше двадцати лет вы были директором Новгородской детской художественной школы. Откуда возникла идея создания этого учебного заведения?
— Когда я сам ещё был мальчишкой, настоящим счастьем были те месяцы, когда в Доме пионеров появлялся очередной преподаватель по рисованию. Но надолго такие люди, как правило, не задерживались, и мне с товарищами по увлечению вновь приходилось творить самостоятельно. Поэтому, когда я закончил художественно-графический факультет Ленинградского пединститута им. Герцена, решил воплотить мечты детства в реальность.
— А как вы оцениваете уровень подготовки свежих творческих сил?
— Мне кажется, что сейчас происходит упадок художественной школы в целом, на всех ступенях её развития. По окончании института мало кто идёт в живопись. У молодых сегодня нет ощущения того, что они художники, это чувство у них не развито. Поэтому нынешняя творческая молодёжь несколько слабее своих предшественников. Но, несомненно, среди них тоже есть интересные, сильные художники.
 
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА