Главный приз IV Новгородского фестиваля исторических фильмов «Вече» получил фильм «Юнкера»
Статуэтка «Вера» была вручена режиссеру картины Игорю Черницкому на торжественном закрытии фестиваля. Зрители тепло приветствовали решение жюри. Странно, но не было слышно даже споров на предмет, действительно ли «Юнкера» более достойны главной награды, чем «Царь» Павла Лунгина или «Анна Каренина» Сергея Соловьева. Возможно, споры такие были в жюри. Однако те, кто выбирают лауреатов, как правило, не выносят за стены совещательной комнаты подробностей обсуждения.
Да и так ли важно новгородским любителям кино — кто получит золотую статуэтку, условно говоря, а кто — диплом или «спасибо»? Чернухой уже перекормлены. Нам бы хорошего кино.
И вот в этом плане, на мой вкус, «Юнкерам», конечно, трудно было бы тягаться с вышеназванными картинами. Ну, хотя бы по той простой причине, что картина Черницкого — никакая не премьера, по большому счету, а всего лишь киноверсия 12-серийного телефильма с таким же названием, увидевшего свет еще в 2007 году и в том же году получившего «Гран-при» Х Евразийского телефорума.
Однако кто не видел или забыл про 620-минутный сериал, с удовольствием посмотрел двухчасовой фильм, в основу которого (или которых?) Черницкий совместно со сценаристом Аэлитой Романенко положили роман «Юнкера», а также повести «Поединок», «На переломе» («Кадеты») и некоторые другие рассказы Александра Куприна плюс эпизоды из его биографии. Кроме того, в сценарии использованы документы военной истории России и воспоминания последних юнкеров — выпускников юнкерских училищ. Это, собственно, и делает картину достоверной, привлекательной и лирической, если такое можно говорить о военно-костюмном кино. Правда, время действия вопреки воле Куприна сдвинуто с конца XIX века на примерно 1910—1913 годы, канун Первой мировой войны. Но здесь понятен соблазн, против которого не мог устоять режиссер: время, когда вся Россия предчувствовала близость глобальных потрясений, очень кинематографично.
— Мы знаем, что произошло после войны 1914 года, — говорит Игорь Черницкий. — Для одних юнкера станут злейшими классовыми врагами, для других — средоточием боли и тревоги за судьбу своих детей, вчерашних мальчишек. Это трагическая тема. С кем будет военная молодежь, какой она будет — все это чрезвычайно волновало Толстого. С этой же темой связан центральный смысловой эпизод булгаковской «Белой гвардии». Именно об этом рассказывают купринские «Юнкера». Это центральная тема и моего фильма.
Добавлю, «Юнкерам» и новгородцам повезло, потому что фильм демонстрировался в 18.30. Пусть и не самое удобное время, но что было делать тем, кто хотел бы увидеть картину Андрея Розенкова «Кромовъ» (примерно из того же времени: 1916—1917 годы)? Премьера ленты, которая была впервые показана в программе Московского международного кинофестиваля-2009, в Новгороде была назначена на 15.00. Бежать с работы?
Конечно, издержки нашего экспресс-фестиваля очевидны. Но очевидно и удивительно другое — что он вообще состоялся и что четыре фильма, названные выше в данной заметке, были предложены нам организаторами. Особенно ярко они выглядели на фоне остального репертуара. Например, дебютная картина Екатерины Толдоновой «Государыня и разбойник» приехала к нам с кинофестиваля «Окно в Европу», что проходил в середине августа в Выборге. Прямо скажем, там фильм о том, как встречались императрица Екатерина и Емелька Пугачев (на самом-то деле никогда они не встречались, но у режиссера иное мнение), вызвал недоумение.
Специально нашел рецензию на «Государыню и разбойника». Не откажу в удовольствии процитировать: «Сия фантазия заставляет вспомнить произведение Василия Аксёнова «Вольтерианки и вольтерианцы», в котором писатель также предположил, какой могла быть встреча Екатерины Великой и Вольтера. Ради чего снимался фильм? Пожалуй, ради того, чтобы государыня задала разбойнику вопрос: а как бы он правил, если бы оказался на престоле? И ответа на этот вопрос она так и не получает. Претензий к картине много. Начиная с того, что в ней масса ненужных, сделанных с помощью компьютерной графики вставок вроде снов, воспоминаний и размышлений императрицы. И заканчивая отсутствием хотя бы какого-нибудь акцента у Екатерины — немки по происхождению. И это не считая того, что все без исключения герои разговаривают на языке ХХI века». Впрочем, не будем о плохом…
Да и так ли важно новгородским любителям кино — кто получит золотую статуэтку, условно говоря, а кто — диплом или «спасибо»? Чернухой уже перекормлены. Нам бы хорошего кино.
И вот в этом плане, на мой вкус, «Юнкерам», конечно, трудно было бы тягаться с вышеназванными картинами. Ну, хотя бы по той простой причине, что картина Черницкого — никакая не премьера, по большому счету, а всего лишь киноверсия 12-серийного телефильма с таким же названием, увидевшего свет еще в 2007 году и в том же году получившего «Гран-при» Х Евразийского телефорума.
Однако кто не видел или забыл про 620-минутный сериал, с удовольствием посмотрел двухчасовой фильм, в основу которого (или которых?) Черницкий совместно со сценаристом Аэлитой Романенко положили роман «Юнкера», а также повести «Поединок», «На переломе» («Кадеты») и некоторые другие рассказы Александра Куприна плюс эпизоды из его биографии. Кроме того, в сценарии использованы документы военной истории России и воспоминания последних юнкеров — выпускников юнкерских училищ. Это, собственно, и делает картину достоверной, привлекательной и лирической, если такое можно говорить о военно-костюмном кино. Правда, время действия вопреки воле Куприна сдвинуто с конца XIX века на примерно 1910—1913 годы, канун Первой мировой войны. Но здесь понятен соблазн, против которого не мог устоять режиссер: время, когда вся Россия предчувствовала близость глобальных потрясений, очень кинематографично.
— Мы знаем, что произошло после войны 1914 года, — говорит Игорь Черницкий. — Для одних юнкера станут злейшими классовыми врагами, для других — средоточием боли и тревоги за судьбу своих детей, вчерашних мальчишек. Это трагическая тема. С кем будет военная молодежь, какой она будет — все это чрезвычайно волновало Толстого. С этой же темой связан центральный смысловой эпизод булгаковской «Белой гвардии». Именно об этом рассказывают купринские «Юнкера». Это центральная тема и моего фильма.
Добавлю, «Юнкерам» и новгородцам повезло, потому что фильм демонстрировался в 18.30. Пусть и не самое удобное время, но что было делать тем, кто хотел бы увидеть картину Андрея Розенкова «Кромовъ» (примерно из того же времени: 1916—1917 годы)? Премьера ленты, которая была впервые показана в программе Московского международного кинофестиваля-2009, в Новгороде была назначена на 15.00. Бежать с работы?
Конечно, издержки нашего экспресс-фестиваля очевидны. Но очевидно и удивительно другое — что он вообще состоялся и что четыре фильма, названные выше в данной заметке, были предложены нам организаторами. Особенно ярко они выглядели на фоне остального репертуара. Например, дебютная картина Екатерины Толдоновой «Государыня и разбойник» приехала к нам с кинофестиваля «Окно в Европу», что проходил в середине августа в Выборге. Прямо скажем, там фильм о том, как встречались императрица Екатерина и Емелька Пугачев (на самом-то деле никогда они не встречались, но у режиссера иное мнение), вызвал недоумение.
Специально нашел рецензию на «Государыню и разбойника». Не откажу в удовольствии процитировать: «Сия фантазия заставляет вспомнить произведение Василия Аксёнова «Вольтерианки и вольтерианцы», в котором писатель также предположил, какой могла быть встреча Екатерины Великой и Вольтера. Ради чего снимался фильм? Пожалуй, ради того, чтобы государыня задала разбойнику вопрос: а как бы он правил, если бы оказался на престоле? И ответа на этот вопрос она так и не получает. Претензий к картине много. Начиная с того, что в ней масса ненужных, сделанных с помощью компьютерной графики вставок вроде снов, воспоминаний и размышлений императрицы. И заканчивая отсутствием хотя бы какого-нибудь акцента у Екатерины — немки по происхождению. И это не считая того, что все без исключения герои разговаривают на языке ХХI века». Впрочем, не будем о плохом…
Сергей ВЕТКИН