Комиссия Минкультуры подписала акт приёмки работ, направленных на сохранение историко-культурного наследия, связанных с подготовкой к празднованию 1150-летия Великого Новгорода
В общей сложности ремонтно-реставрационные работы проводились почти на 50 объектах культурного наследия. В основном это памятники, расположенные в Новгородском кремле, объекты Ярославова Дворища и отдельные памятники, расположенные в историческом центре Великого Новгорода. На эти цели из федерального бюджета было выделено более 1,7 млрд. рублей. Кроме работ, связанных с юбилеем Великого Новгорода, реставрация объектов культурного наследия осуществлялась также в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2005—2011 годы)», по линии Новгородского Епархиального управления и Новгородского музея-заповедника и из средств областного бюджета. Таких, беспрецедентных по масштабам и срокам проведения, мероприятий город на Волхове ещё ни разу не видел.
Об итогах работ мы попросили рассказать заместителя генерального директора ФГУК «Новгородский государственный объединённый музей-заповедник» по реставрации и капитальному ремонту недвижимых памятников Ларису БАННИКОВУ.
— Лариса Георгиевна, некоторые специалисты высказывали опасения, что ремонтно-реставрационные работы, проводимые к юбилею города в таком большом количестве и в столь сжатые сроки, нанесут памятникам архитектуры скорее непоправимый вред, нежели пользу. Ведь скорость в реставрации обратно пропорциональна качеству.
— Я бы так категорично не говорила хотя бы по той простой причине, что конструктивной реставрации на памятниках не происходило. Проведённые работы по большей части связаны с улучшением внешнего облика объектов архитектуры.
Взять те же стены кремля, работы на которых вызывали много спорных вопросов. Между тем происходила лишь облицовка памятника, в результате чего стены были приведены в надлежащий вид. Поэтому совершенно неправильно утверждать, что памятники могут разрушиться. Наоборот, многие из них в результате ремонтно-реставрационных работ были выведены из аварийного состояния. Настоящая комплексная реставрация идёт сейчас только на Грановитой палате.
— Кстати, что касается Грановитой палаты. Можно ли уже назвать примерные сроки завершения работ на этой уникальной для территории современной России средневековой гражданской постройке, выполненной в готическом стиле?
— Говорить о конкретных сроках очень сложно. Потому что в данном случае не мы, а сам памятник диктует сроки и ход выполнения работ. Реставрация Грановитой палаты продолжается третий год. Но по-настоящему работы начались лишь в 2008—2009 годах. До этого велась подготовительная работа: делались обмерные чертежи, изучались исторические справки по объекту. Но и сейчас реставрация Грановитой палаты ведется параллельно с проведением проектных работ, так как раскрываются новые и неизвестные до этого особенности строения. Раскрывая те или иные участки для укрепления здания, мы видели памятник совершенно по-иному. Так, например, совершенно неожиданно была открыта внутристенная лестница, ведущая на первый этаж и в подвал. Работа по её расчистке заняла много времени и сил: лестница была засыпана валунами и пролита раствором.
А при снятии позднего штукатурного слоя раскрылись конструктивные трещины на сводах второго этажа. Поэтому план реставрации этого памятника приходится постоянно корректировать. Сейчас в принципе научно-исследовательские работы на Грановитой палате близки к завершению: у реставраторов есть видение памятника, каким он был в XV веке. Спорным остаётся вопрос по кровле. Нынешняя крыша — это что-то среднее между XIX и ХХ веком. Как известно, в XIX веке в Грановитой палате находилась церковь, и после её закрытия в здании была сделана четырёхскатная крыша. Так что в каком виде её нужно восстанавливать, реставраторы ещё пока не решили.
— Неоднозначные мнения высказываются и по поводу кремлёвского раскопа, расположенного на территории бывшего Владычного двора. Какова всё-таки его судьба: раскоп закроют или работы там будут продолжены?
— Вы правы, ответить однозначно на этот вопрос невозможно. Раскоп открылся в прошлом году не ради раскопа. Эти работы были инициированы, с одной стороны, в связи с необходимостью определения состояния культурного слоя. А с другой — были связаны с понижением общей планировки вокруг Грановитой палаты. Но когда раскоп дал свои плоды в виде многочисленных находок, он стал носить уже научно-исследовательский археологический характер.
Так как работы на раскопе в течение сезона 2008 года не завершились, было решено перенести их и на 2009 год. Музей на это пошёл. Но в 2009 году разговор действительно уже шёл о том, что раскопки всё-таки надо прекращать. Как выяснилось зимой, данный раскоп и подвал Грановитой палаты работают как сообщающиеся сосуды — наполняясь водой, раскоп частично наполняет водой и подвал памятника. Поэтому было принято решение довести в этом сезоне раскоп до логического конца и засыпать, после чего можно начинать работы с наружной стороны Грановитой палаты: укреплять фундамент здания, проводить пристенный дренаж. Но, как мы знаем, работы на раскопе не завершились и в этом году. Сейчас вопрос о дальнейшей судьбе раскопок поставлен перед руководителем археологического центра Сергеем Трояновским.
Моё мнение как человека, ведущего и организующего работы по реставрации памятников архитектуры: раскоп надо закрывать. Как это ни прискорбно. Потому что продолжение его изучения может произвести совершенно неожиданный и отрицательный эффект на Грановитую палату.
— Вернёмся к тем памятникам, ремонт и реставрация которых уже завершены. Насколько я знаю, в ходе работ на церкви Спаса на Ильине были открыты новые фрески. Неужели мы получили ещё два творения известного иконописца Феофана Грека, чьи росписи украшают собор сегодня?
— Да, действительно при работе на этом храме в откосах ниш на верхнем ярусе церкви были раскрыты четыре ранее неизвестных фрагмента монументальной живописи, предположительно выполненные в период Феофана Грека. Но конкретное авторство пока установить сложно: идет ли речь о самом мастере или о ком-то из его бригады. Эти фрагменты были укреплены, отреставрированы и законсервированы.
Также в одной из ниш нижнего яруса в церкви Спаса на Ильине помимо двух известных фресок — «Богоматерь Одигитрия» и «Богоматерь Знамения» — выявлена ещё одна, предположительно XVI века. Но её дальнейшее раскрытие и реставрацию мы предполагаем проводить в 2010 году.
— А это правда, что после ремонтно-реставрационных работ церковь Дмитрия Солунского, расположенная напротив бывшего завода «Планета», будет действующей?
— Этот вопрос находится в ведении епархии, но такой вариант обсуждается.
— Акты приёмки работ подписаны, все объекты приняты. Тем не менее на каких памятниках работы будут продолжены и дальше?
— Несомненно, на Грановитой палате. Кроме того, в следующем году мы планируем продолжить реставрацию шатров кремлёвских башен, так как в рамках работ к празднованию 1150-летия Великого Новгорода отреставрированы лишь стены и башни кремля, а шатры остались нетронутыми. Дворцовая, Спасская и Княжая башни кремля вообще оказались весьма проблемными объектами. В них делались перекрытия, проводились работы по укреплению, созданию помостов, чтобы в дальнейшем можно было осуществлять проход по стенам и башням. Однако в этом сезоне представить новый турпродукт — экскурсии по стенам и башням кремля — не получилось ввиду очень существенных конструктивных и финансовых проблем. Поэтому эти работы будут также продолжены.
— А почему в список памятников, на которых проводились ремонтно-реставрационные работы, так и не попал Знаменский собор?
— Знаете, у этого памятника вообще странная судьба. Неоднократно мы пытались ввести его в разные реставрационные проекты, и лишь однажды по программе «Культура» Минкультуры выделило на него 500 тысяч рублей. И это при том, что только на выведение его из аварийного состояния по тем временам нужно было три миллиона. На реставрацию в рамках программы празднования юбилея города мы его тоже включали, но Знаменское подворье опять не попало в список.
Я думаю, это не случайно. Видимо, памятник таким образом отрицает наше желание его просто подкрасить-подмазать. Фасадными работами здесь не ограничиться. В первую очередь нужно серьёзно заниматься проектом инженерных работ: на сегодняшний день этот памятник находится в аварийном состоянии. В здании галереи есть серьёзные конструктивные трещины, нужно провести инженерное укрепление всего комплекса и только потом приступать к реставрации. Так что в данном случае остаётся только надеяться на лучшее.
Об итогах работ мы попросили рассказать заместителя генерального директора ФГУК «Новгородский государственный объединённый музей-заповедник» по реставрации и капитальному ремонту недвижимых памятников Ларису БАННИКОВУ.
— Лариса Георгиевна, некоторые специалисты высказывали опасения, что ремонтно-реставрационные работы, проводимые к юбилею города в таком большом количестве и в столь сжатые сроки, нанесут памятникам архитектуры скорее непоправимый вред, нежели пользу. Ведь скорость в реставрации обратно пропорциональна качеству.
— Я бы так категорично не говорила хотя бы по той простой причине, что конструктивной реставрации на памятниках не происходило. Проведённые работы по большей части связаны с улучшением внешнего облика объектов архитектуры.
Взять те же стены кремля, работы на которых вызывали много спорных вопросов. Между тем происходила лишь облицовка памятника, в результате чего стены были приведены в надлежащий вид. Поэтому совершенно неправильно утверждать, что памятники могут разрушиться. Наоборот, многие из них в результате ремонтно-реставрационных работ были выведены из аварийного состояния. Настоящая комплексная реставрация идёт сейчас только на Грановитой палате.
— Кстати, что касается Грановитой палаты. Можно ли уже назвать примерные сроки завершения работ на этой уникальной для территории современной России средневековой гражданской постройке, выполненной в готическом стиле?
— Говорить о конкретных сроках очень сложно. Потому что в данном случае не мы, а сам памятник диктует сроки и ход выполнения работ. Реставрация Грановитой палаты продолжается третий год. Но по-настоящему работы начались лишь в 2008—2009 годах. До этого велась подготовительная работа: делались обмерные чертежи, изучались исторические справки по объекту. Но и сейчас реставрация Грановитой палаты ведется параллельно с проведением проектных работ, так как раскрываются новые и неизвестные до этого особенности строения. Раскрывая те или иные участки для укрепления здания, мы видели памятник совершенно по-иному. Так, например, совершенно неожиданно была открыта внутристенная лестница, ведущая на первый этаж и в подвал. Работа по её расчистке заняла много времени и сил: лестница была засыпана валунами и пролита раствором.
А при снятии позднего штукатурного слоя раскрылись конструктивные трещины на сводах второго этажа. Поэтому план реставрации этого памятника приходится постоянно корректировать. Сейчас в принципе научно-исследовательские работы на Грановитой палате близки к завершению: у реставраторов есть видение памятника, каким он был в XV веке. Спорным остаётся вопрос по кровле. Нынешняя крыша — это что-то среднее между XIX и ХХ веком. Как известно, в XIX веке в Грановитой палате находилась церковь, и после её закрытия в здании была сделана четырёхскатная крыша. Так что в каком виде её нужно восстанавливать, реставраторы ещё пока не решили.
— Неоднозначные мнения высказываются и по поводу кремлёвского раскопа, расположенного на территории бывшего Владычного двора. Какова всё-таки его судьба: раскоп закроют или работы там будут продолжены?
— Вы правы, ответить однозначно на этот вопрос невозможно. Раскоп открылся в прошлом году не ради раскопа. Эти работы были инициированы, с одной стороны, в связи с необходимостью определения состояния культурного слоя. А с другой — были связаны с понижением общей планировки вокруг Грановитой палаты. Но когда раскоп дал свои плоды в виде многочисленных находок, он стал носить уже научно-исследовательский археологический характер.
Так как работы на раскопе в течение сезона 2008 года не завершились, было решено перенести их и на 2009 год. Музей на это пошёл. Но в 2009 году разговор действительно уже шёл о том, что раскопки всё-таки надо прекращать. Как выяснилось зимой, данный раскоп и подвал Грановитой палаты работают как сообщающиеся сосуды — наполняясь водой, раскоп частично наполняет водой и подвал памятника. Поэтому было принято решение довести в этом сезоне раскоп до логического конца и засыпать, после чего можно начинать работы с наружной стороны Грановитой палаты: укреплять фундамент здания, проводить пристенный дренаж. Но, как мы знаем, работы на раскопе не завершились и в этом году. Сейчас вопрос о дальнейшей судьбе раскопок поставлен перед руководителем археологического центра Сергеем Трояновским.
Моё мнение как человека, ведущего и организующего работы по реставрации памятников архитектуры: раскоп надо закрывать. Как это ни прискорбно. Потому что продолжение его изучения может произвести совершенно неожиданный и отрицательный эффект на Грановитую палату.
— Вернёмся к тем памятникам, ремонт и реставрация которых уже завершены. Насколько я знаю, в ходе работ на церкви Спаса на Ильине были открыты новые фрески. Неужели мы получили ещё два творения известного иконописца Феофана Грека, чьи росписи украшают собор сегодня?
— Да, действительно при работе на этом храме в откосах ниш на верхнем ярусе церкви были раскрыты четыре ранее неизвестных фрагмента монументальной живописи, предположительно выполненные в период Феофана Грека. Но конкретное авторство пока установить сложно: идет ли речь о самом мастере или о ком-то из его бригады. Эти фрагменты были укреплены, отреставрированы и законсервированы.
Также в одной из ниш нижнего яруса в церкви Спаса на Ильине помимо двух известных фресок — «Богоматерь Одигитрия» и «Богоматерь Знамения» — выявлена ещё одна, предположительно XVI века. Но её дальнейшее раскрытие и реставрацию мы предполагаем проводить в 2010 году.
— А это правда, что после ремонтно-реставрационных работ церковь Дмитрия Солунского, расположенная напротив бывшего завода «Планета», будет действующей?
— Этот вопрос находится в ведении епархии, но такой вариант обсуждается.
— Акты приёмки работ подписаны, все объекты приняты. Тем не менее на каких памятниках работы будут продолжены и дальше?
— Несомненно, на Грановитой палате. Кроме того, в следующем году мы планируем продолжить реставрацию шатров кремлёвских башен, так как в рамках работ к празднованию 1150-летия Великого Новгорода отреставрированы лишь стены и башни кремля, а шатры остались нетронутыми. Дворцовая, Спасская и Княжая башни кремля вообще оказались весьма проблемными объектами. В них делались перекрытия, проводились работы по укреплению, созданию помостов, чтобы в дальнейшем можно было осуществлять проход по стенам и башням. Однако в этом сезоне представить новый турпродукт — экскурсии по стенам и башням кремля — не получилось ввиду очень существенных конструктивных и финансовых проблем. Поэтому эти работы будут также продолжены.
— А почему в список памятников, на которых проводились ремонтно-реставрационные работы, так и не попал Знаменский собор?
— Знаете, у этого памятника вообще странная судьба. Неоднократно мы пытались ввести его в разные реставрационные проекты, и лишь однажды по программе «Культура» Минкультуры выделило на него 500 тысяч рублей. И это при том, что только на выведение его из аварийного состояния по тем временам нужно было три миллиона. На реставрацию в рамках программы празднования юбилея города мы его тоже включали, но Знаменское подворье опять не попало в список.
Я думаю, это не случайно. Видимо, памятник таким образом отрицает наше желание его просто подкрасить-подмазать. Фасадными работами здесь не ограничиться. В первую очередь нужно серьёзно заниматься проектом инженерных работ: на сегодняшний день этот памятник находится в аварийном состоянии. В здании галереи есть серьёзные конструктивные трещины, нужно провести инженерное укрепление всего комплекса и только потом приступать к реставрации. Так что в данном случае остаётся только надеяться на лучшее.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА