В сельском празднике под таким названием приняли участие не только жители деревни, но и строители, архитекторы и реставраторы, которые восстанавливали церковь Успения Богородицы на Волотовом поле.
Примечательно, что прошел он во второй день престольного праздника и начался с освещения недавно позолоченного креста и с богослужения, провел которое с благословения архиепископа Новгородского и Старорусского Льва отец Игорь. Обращаясь к жителям деревни, он отметил, что этот храм многие века был центром жизни людей, которые приходили сюда в минуты радости и горести. И сегодня несмотря на то, что церковь еще не освящена и не передана Новгородской епархии, она непременно будет напоминать о том, что только с верой в душе можно изменить к лучшему и наше общество, и свою жизнь. Тем более что есть надежда, что и здесь вновь зазвучит молитва, объединяя всех прихожан в храме, восстановленном из руин.
Торжественное открытие церкви состоялось ровно шесть лет назад, и тоже в праздник Успения Божией Матери. То, что этот памятник архитектуры XIV века с мировой известностью удалось восстановить в первоначальном виде спустя 60 лет после его разрушения в годы Великой Отечественной войны и через 650 лет после его построения, было настоящим чудом. Произошло оно благодаря доброй воле двух государств, подписавших в 2001 году Соглашение о безвозмездной помощи в восстановлении церкви и реставрации ее фресок между Министерством культуры России, комитетом культуры и туризма администрации Новгородской области, с одной стороны, и Министерством культуры Федеративной Республики Германии — с другой. И, конечно же, благодаря самоотверженному труду архитекторов, реставраторов, ученых, художников и мастеров-строителей. Они долгие годы мечтали о восстановлении этого храма и о спасении живописи, погребенной внутри. Завершить реставрацию, начатую в 1939 году, помешала война, во время которой церковь Успения оказалась на переднем крае обороны и была расстреляна немецкой артиллерией. И лишь через десять лет после войны были частично разобраны завалы, а руины с небольшими остатками древних стен, которые сохранились лишь на высоту от двух до четырех метров, законсервированы. В таком виде памятник и пребывал до 2001 года. Поэтому сразу же после подписания Соглашения, не дожидаясь разбора завалов, архитекторы приступили к работе. Автором проекта воссоздания церкви и научным руководителем реставрационных работ выступила Нинель КУЗЬМИНА, имеющая за плечами огромный опыт в восстановлении памятников русской культуры, среди которых церкви Успения в Колмове, Прокопия на Ярославовом Дворище, Благовещения на Торгу в Новгороде и много-много других. О том, как проходила работа, о проблемах, муках творчества и о радости открытий и находок, Нинель Николаевна написала книгу, презентация которой также прошла в минувшую субботу у стен возрожденного храма, ставшего для нее любимым, выстраданным дитем:
— Помню, меня спросил Владимир Путин, сколько времени ушло на реставрацию, и я ответила, что всего лишь два года. И это действительно был немыслимо малый срок! Когда я пришла сюда, внутри были сплошные завалы, не было ни рабочих чертежей, ни проекта реставрации, одно лишь желание побыстрее начать работать. Столько было сомнений и переживаний, поэтому для меня этот храм — как рожденный в муках прекрасный ребенок. В нем одновременно и красота, и строгость, и гармония, и духовность, свойственная Богородице. Смотришь на нее издалека и думаешь, как же чист и прекрасен этот храм! В своей небольшой книжице я объединила статьи, опубликованные ранее в журнале «Чело», и дополнила их исследованиями и гипотезами ученых, а также цветными интерьерными снимками. На одном из них мы как раз можем увидеть архиепископа Моисея, держащего на ладони нашу церковь. Эта древняя роспись южной стены церкви рассказывает о том, как Моисей для того, чтобы спасти свой народ от страшной эпидемии в Пскове и Новгороде, построил для Богородицы этот храм. И лишь только выполнил данный обет, как болезнь отступила.
Нинель Николаевна рассказала, что когда весной вокруг церкви вновь возвели леса и московские реставраторы приступили к реставрации фасада, чтобы завершить его к юбилею Великого Новгорода, она вновь не спала ночами, переживая за ход работ. Однако вскоре убедилась, что здесь работают настоящие мастера своего дела, успокоилась и дала согласие на золочение креста, который сегодня сияет на всю округу. Генеральный директор ООО «МЕЖРЕГИОНРЕСТАВРАЦИЯ» Людмила КОВАЛЬ призналась, что самым приятным моментом в работе было трудиться рядом с таким влюбленным в свое дело человеком, как Нинель Кузьмина:
— Мы уже много лет работаем над восстановлением памятников архитектуры. Но этот год работы над церковью Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле и общения с удивительным архитектором навсегда останется в нашей душе. Мы все полюбили и эту женщину, и этот небольшой храм, который хочется видеть вновь и вновь и возвращаться сюда, как в свой собственный, родной дом.
После того как закончилось богослужение, отзвучали торжественные речи и слова благодарности от имени поселковой Волотовской администрации, двери церкви распахнулись для всех желающих. А там было что посмотреть: специально для этого дня внутри храма была открыта однодневная выставка «История одной церкви», организованная Государственным музеем культуры Новгородской земли. Директор Юлия Коломыцева представила экспозицию, в которую вошли работы новгородских художников, посвященные церкви Успения Богородицы на Волотовом поле. Одни из них были написаны весной нынешнего года на выездном пленере, другие, рассказывающие о состоянии храма до начала реставрации, — предоставлены из фондов музея. Дополняло выставку слайд-шоу фотохудожника Александра Орлова. Но все-таки дольше всего взгляды пришедших сюда людей останавливались на стенах храма, которые расцвели, после того как на них были перенесены восстановленные фрески, собранные по крупицам из множества мельчайших фрагментов, извлекать которые из руин реставраторы начали еще в 1993 году. А за последние годы в мастерской «Фреска» под руководством Тамары Анисимовой удалось воссоздать, собрать воедино, а затем перенести на стены церкви множество фрагментов уникальной монументальной живописи. И храм сразу же заиграл, демонстрируя мастерство наших далеких предков. В настоящее время работы по восстановлению фресок продолжаются, но уже в дни 1150-летия Великого Новгорода многочисленным гостям города будет на что посмотреть и чем полюбоваться. Экскурсоводы расскажут им и об удивительных открытиях, сделанных во время реставрационных работ: о старинной «елочке» на стене храма, указывающей направление пути «из варяг в греки», и о загадочных кирпичах с удивительными рисунками древнего художника. Кем он был: известным мастером или просто самородком- строителем — не известно. Не сохранила история и имя зодчего, построившего храм, который, по словам начальника Управления государственной охраны культурного наследия комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области Дениса БЕЗРУКОВА, волею судьбы стал настоящим символом возрождения:
— Во время войны церковь была практически стерта с лица земли. Но произошло не только физическое возрождение, но и возрождение духовное. А поскольку этот удивительный памятник архитектуры XIV века воссоздан в первоначальном виде — это приятно вдвойне. Поэтому вполне заслуженно новгородским архитекторам-реставраторам Леониду Красноречьеву и Нинель Кузьминой была присуждена Государственная премия РФ 2004 года в области литературы и искусства. Сегодняшнее освящение креста знаменует завершение реставрационных работ в нынешнем году. Но они непременно будут продолжены, и древние фрески будут постепенно возвращаться на стены храма, делая его изо дня в день все более совершенным.
Торжественное открытие церкви состоялось ровно шесть лет назад, и тоже в праздник Успения Божией Матери. То, что этот памятник архитектуры XIV века с мировой известностью удалось восстановить в первоначальном виде спустя 60 лет после его разрушения в годы Великой Отечественной войны и через 650 лет после его построения, было настоящим чудом. Произошло оно благодаря доброй воле двух государств, подписавших в 2001 году Соглашение о безвозмездной помощи в восстановлении церкви и реставрации ее фресок между Министерством культуры России, комитетом культуры и туризма администрации Новгородской области, с одной стороны, и Министерством культуры Федеративной Республики Германии — с другой. И, конечно же, благодаря самоотверженному труду архитекторов, реставраторов, ученых, художников и мастеров-строителей. Они долгие годы мечтали о восстановлении этого храма и о спасении живописи, погребенной внутри. Завершить реставрацию, начатую в 1939 году, помешала война, во время которой церковь Успения оказалась на переднем крае обороны и была расстреляна немецкой артиллерией. И лишь через десять лет после войны были частично разобраны завалы, а руины с небольшими остатками древних стен, которые сохранились лишь на высоту от двух до четырех метров, законсервированы. В таком виде памятник и пребывал до 2001 года. Поэтому сразу же после подписания Соглашения, не дожидаясь разбора завалов, архитекторы приступили к работе. Автором проекта воссоздания церкви и научным руководителем реставрационных работ выступила Нинель КУЗЬМИНА, имеющая за плечами огромный опыт в восстановлении памятников русской культуры, среди которых церкви Успения в Колмове, Прокопия на Ярославовом Дворище, Благовещения на Торгу в Новгороде и много-много других. О том, как проходила работа, о проблемах, муках творчества и о радости открытий и находок, Нинель Николаевна написала книгу, презентация которой также прошла в минувшую субботу у стен возрожденного храма, ставшего для нее любимым, выстраданным дитем:
— Помню, меня спросил Владимир Путин, сколько времени ушло на реставрацию, и я ответила, что всего лишь два года. И это действительно был немыслимо малый срок! Когда я пришла сюда, внутри были сплошные завалы, не было ни рабочих чертежей, ни проекта реставрации, одно лишь желание побыстрее начать работать. Столько было сомнений и переживаний, поэтому для меня этот храм — как рожденный в муках прекрасный ребенок. В нем одновременно и красота, и строгость, и гармония, и духовность, свойственная Богородице. Смотришь на нее издалека и думаешь, как же чист и прекрасен этот храм! В своей небольшой книжице я объединила статьи, опубликованные ранее в журнале «Чело», и дополнила их исследованиями и гипотезами ученых, а также цветными интерьерными снимками. На одном из них мы как раз можем увидеть архиепископа Моисея, держащего на ладони нашу церковь. Эта древняя роспись южной стены церкви рассказывает о том, как Моисей для того, чтобы спасти свой народ от страшной эпидемии в Пскове и Новгороде, построил для Богородицы этот храм. И лишь только выполнил данный обет, как болезнь отступила.
Нинель Николаевна рассказала, что когда весной вокруг церкви вновь возвели леса и московские реставраторы приступили к реставрации фасада, чтобы завершить его к юбилею Великого Новгорода, она вновь не спала ночами, переживая за ход работ. Однако вскоре убедилась, что здесь работают настоящие мастера своего дела, успокоилась и дала согласие на золочение креста, который сегодня сияет на всю округу. Генеральный директор ООО «МЕЖРЕГИОНРЕСТАВРАЦИЯ» Людмила КОВАЛЬ призналась, что самым приятным моментом в работе было трудиться рядом с таким влюбленным в свое дело человеком, как Нинель Кузьмина:
— Мы уже много лет работаем над восстановлением памятников архитектуры. Но этот год работы над церковью Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле и общения с удивительным архитектором навсегда останется в нашей душе. Мы все полюбили и эту женщину, и этот небольшой храм, который хочется видеть вновь и вновь и возвращаться сюда, как в свой собственный, родной дом.
После того как закончилось богослужение, отзвучали торжественные речи и слова благодарности от имени поселковой Волотовской администрации, двери церкви распахнулись для всех желающих. А там было что посмотреть: специально для этого дня внутри храма была открыта однодневная выставка «История одной церкви», организованная Государственным музеем культуры Новгородской земли. Директор Юлия Коломыцева представила экспозицию, в которую вошли работы новгородских художников, посвященные церкви Успения Богородицы на Волотовом поле. Одни из них были написаны весной нынешнего года на выездном пленере, другие, рассказывающие о состоянии храма до начала реставрации, — предоставлены из фондов музея. Дополняло выставку слайд-шоу фотохудожника Александра Орлова. Но все-таки дольше всего взгляды пришедших сюда людей останавливались на стенах храма, которые расцвели, после того как на них были перенесены восстановленные фрески, собранные по крупицам из множества мельчайших фрагментов, извлекать которые из руин реставраторы начали еще в 1993 году. А за последние годы в мастерской «Фреска» под руководством Тамары Анисимовой удалось воссоздать, собрать воедино, а затем перенести на стены церкви множество фрагментов уникальной монументальной живописи. И храм сразу же заиграл, демонстрируя мастерство наших далеких предков. В настоящее время работы по восстановлению фресок продолжаются, но уже в дни 1150-летия Великого Новгорода многочисленным гостям города будет на что посмотреть и чем полюбоваться. Экскурсоводы расскажут им и об удивительных открытиях, сделанных во время реставрационных работ: о старинной «елочке» на стене храма, указывающей направление пути «из варяг в греки», и о загадочных кирпичах с удивительными рисунками древнего художника. Кем он был: известным мастером или просто самородком- строителем — не известно. Не сохранила история и имя зодчего, построившего храм, который, по словам начальника Управления государственной охраны культурного наследия комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области Дениса БЕЗРУКОВА, волею судьбы стал настоящим символом возрождения:
— Во время войны церковь была практически стерта с лица земли. Но произошло не только физическое возрождение, но и возрождение духовное. А поскольку этот удивительный памятник архитектуры XIV века воссоздан в первоначальном виде — это приятно вдвойне. Поэтому вполне заслуженно новгородским архитекторам-реставраторам Леониду Красноречьеву и Нинель Кузьминой была присуждена Государственная премия РФ 2004 года в области литературы и искусства. Сегодняшнее освящение креста знаменует завершение реставрационных работ в нынешнем году. Но они непременно будут продолжены, и древние фрески будут постепенно возвращаться на стены храма, делая его изо дня в день все более совершенным.
P.S. Праздник близился к завершению, когда Нинель Николаевна озвучила идею — украсить росписью фасад церкви. На что представители областного комитета культуры ответили коротко: «Готовьте проект».®
Светлана ДУБОВИЦКАЯ