Интерьеры многих домов сегодня украшают изделия из керамики новгородского мастера Галины БУЛГАНИНОЙ
Все особенности при работе с керамикой наша героиня знает в совершенстве. Ею она увлеклась ещё в юношестве, когда поступила в Абрамцевское художественное промышленное училище, а затем было Высшее художественно-промышленное училище имени В.М. Мухиной.
— Керамика — это замечательный вид искусства. Здесь ты себя можешь проявить сразу и как живописец, и как график, и как скульптор, и как художник прикладного искусства. Заниматься традиционной скульптурой мне скучно: она, как правило, не красится, используется цвет самого материала — бронзы или камня. А в керамике может быть совершенное буйство цвета, да ещё и в сочетании с пластичностью и объёмом.
Камень под старину
Следует немного рассказать об истории и сути данного вида изобразительного искусства, ведь без этого не понять, почему оно может так пленить художника, заставить посвятить этому жизнь.
Керамика ещё в древние времена присутствовала в жилищах наших предков. Причем уже тогда из неё делали не только пред- меты быта, но и декоративные вещи. И сегодня эти вещи, найденные на археологических раскопках под толщей земли, пусть потрескавшиеся и поменявшие цвет, а порой лишь только их осколки, хранят не только дух старины и былого великолепия, но и теплоту, передающуюся глине от рук мастера.
Сегодня в искусстве прослеживается явное возвращение к строгой красоте, истокам, глубине. Отсюда и востребованность к вещам, имитирующим старину. Тем более что мастера уже давно нашли материал, из которого можно создавать эту самую старину, — шамот.
Как может показаться обывателю с первого взгляда, шамот — это не вид глины, а особый способ её приготовления, когда уже обожжённая и перемолотая в порошок глина смешивается с сырой и очищенной, превращаясь таким образом в однородную массу. Получившаяся керамическая масса выгодно отличается от таких материалов, как гипс и цемент, своей прочностью, долговечностью, стойкостью к перепадам температур, экологичностью. Уникальность шамота ещё и в том, что он очень похож на «старый» природный камень, выветренный, с потёртостями. Поэтому этот материал открывает необъятные возможности для творчества.
Шамотные изделия после обжига могут принять теплый песочный или коричнево-красный цвет. И мало того: их цветовая гамма способна варьировать в широком диапазоне в зависимости от применяемой технологии. Достаточно сказать, что большинство красок, используемых для окрашивания керамики, можно применять и для шамота. Однако в качестве основных красок для росписи по шамоту используют глазурь, образующую стекловидное покрытие на поверхности изделия. В зависимости от содержащихся примесей глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, приобретать гладкую поверхность или фактуру, напоминающую крокодиловую кожу или бархат, а пузырьки воздуха, содержащиеся в глазури, отражая свет, создают опаловый эффект.
Коты томятся перед обжигом
Переступив порог мастерской Галины Булганиной, ты словно попадаешь в необычный мир: тут соседствуют ангелы, весёлые и грустные дамы, вороны с огромными клювами и человеческими глазами, томные коты. Всё дожидается своей очереди на обжиг — от совершенно небольших по размеру до полутораметровых работ, родившихся благодаря воображению автора.
Массу обсуждений зрителей вызывает одна из последних концептуальных работ под названием «Охотники и жертвы». В одной скульптуре переплелись рыбы, змеи, человеческие образы... И все друг на друга охотятся, выступая то в роли охотника, то в роли жертвы. А посередине философской скульптуры закреплено зеркало, заглянув в которое каждый может стать участником этого, по сути — естественного, процесса.
— Я люблю работать спокойно, в одиночестве, потому что все мои работы — по большей части вымышленные, — признаётся мастер. — Всё от ума, от сердца... Хотя раньше я нередко делала каких-то сказочных персонажей: медведей с балалайками, барышень, драконов.
Но никогда не делала никаких иллюстраций к мифам. Чаще я использую какие- то отдельные символические изображения. Но все это касается концептуальных работ. Скульптуры же, пользующиеся у посетителей художественных салонов наибольшим спросом, — многочисленные котики и ангелы. Впрочем, пару лет назад одна из скульптурных композиций Галины Булганиной «Русская женщина» стала даже прототипом танцевальной постановки русско-немецкого проекта «Танец между нами». Хореографа из германского Нойса Сюзанну Систеки так поразил керамический образ со сложенными перед собой руками, что, увидев эту работу на выставке, проходившей в Пскове, она не только приобрела скульптуру, но впоследствии поставила по ней танцевальный спектакль.
И напоследок — о домашнем очаге. Говорят, счастливы люди, для которых любимое дело или увлечение служит одновременно и профессией. Галина Булганина счастлива вдвойне, ведь все члены её семьи — художники:
— Я этому факту очень рада, когда и муж, и дочь разделяют моё увлечение. Ведь заниматься только бытом — не интересно.
— Керамика — это замечательный вид искусства. Здесь ты себя можешь проявить сразу и как живописец, и как график, и как скульптор, и как художник прикладного искусства. Заниматься традиционной скульптурой мне скучно: она, как правило, не красится, используется цвет самого материала — бронзы или камня. А в керамике может быть совершенное буйство цвета, да ещё и в сочетании с пластичностью и объёмом.
Камень под старину
Следует немного рассказать об истории и сути данного вида изобразительного искусства, ведь без этого не понять, почему оно может так пленить художника, заставить посвятить этому жизнь.
Керамика ещё в древние времена присутствовала в жилищах наших предков. Причем уже тогда из неё делали не только пред- меты быта, но и декоративные вещи. И сегодня эти вещи, найденные на археологических раскопках под толщей земли, пусть потрескавшиеся и поменявшие цвет, а порой лишь только их осколки, хранят не только дух старины и былого великолепия, но и теплоту, передающуюся глине от рук мастера.
Сегодня в искусстве прослеживается явное возвращение к строгой красоте, истокам, глубине. Отсюда и востребованность к вещам, имитирующим старину. Тем более что мастера уже давно нашли материал, из которого можно создавать эту самую старину, — шамот.
Как может показаться обывателю с первого взгляда, шамот — это не вид глины, а особый способ её приготовления, когда уже обожжённая и перемолотая в порошок глина смешивается с сырой и очищенной, превращаясь таким образом в однородную массу. Получившаяся керамическая масса выгодно отличается от таких материалов, как гипс и цемент, своей прочностью, долговечностью, стойкостью к перепадам температур, экологичностью. Уникальность шамота ещё и в том, что он очень похож на «старый» природный камень, выветренный, с потёртостями. Поэтому этот материал открывает необъятные возможности для творчества.
Шамотные изделия после обжига могут принять теплый песочный или коричнево-красный цвет. И мало того: их цветовая гамма способна варьировать в широком диапазоне в зависимости от применяемой технологии. Достаточно сказать, что большинство красок, используемых для окрашивания керамики, можно применять и для шамота. Однако в качестве основных красок для росписи по шамоту используют глазурь, образующую стекловидное покрытие на поверхности изделия. В зависимости от содержащихся примесей глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, приобретать гладкую поверхность или фактуру, напоминающую крокодиловую кожу или бархат, а пузырьки воздуха, содержащиеся в глазури, отражая свет, создают опаловый эффект.
Коты томятся перед обжигом
Переступив порог мастерской Галины Булганиной, ты словно попадаешь в необычный мир: тут соседствуют ангелы, весёлые и грустные дамы, вороны с огромными клювами и человеческими глазами, томные коты. Всё дожидается своей очереди на обжиг — от совершенно небольших по размеру до полутораметровых работ, родившихся благодаря воображению автора.
Массу обсуждений зрителей вызывает одна из последних концептуальных работ под названием «Охотники и жертвы». В одной скульптуре переплелись рыбы, змеи, человеческие образы... И все друг на друга охотятся, выступая то в роли охотника, то в роли жертвы. А посередине философской скульптуры закреплено зеркало, заглянув в которое каждый может стать участником этого, по сути — естественного, процесса.
— Я люблю работать спокойно, в одиночестве, потому что все мои работы — по большей части вымышленные, — признаётся мастер. — Всё от ума, от сердца... Хотя раньше я нередко делала каких-то сказочных персонажей: медведей с балалайками, барышень, драконов.
Но никогда не делала никаких иллюстраций к мифам. Чаще я использую какие- то отдельные символические изображения. Но все это касается концептуальных работ. Скульптуры же, пользующиеся у посетителей художественных салонов наибольшим спросом, — многочисленные котики и ангелы. Впрочем, пару лет назад одна из скульптурных композиций Галины Булганиной «Русская женщина» стала даже прототипом танцевальной постановки русско-немецкого проекта «Танец между нами». Хореографа из германского Нойса Сюзанну Систеки так поразил керамический образ со сложенными перед собой руками, что, увидев эту работу на выставке, проходившей в Пскове, она не только приобрела скульптуру, но впоследствии поставила по ней танцевальный спектакль.
И напоследок — о домашнем очаге. Говорят, счастливы люди, для которых любимое дело или увлечение служит одновременно и профессией. Галина Булганина счастлива вдвойне, ведь все члены её семьи — художники:
— Я этому факту очень рада, когда и муж, и дочь разделяют моё увлечение. Ведь заниматься только бытом — не интересно.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА