Чудовский молодёжный театр готовится к открытию юбилейного сезона
Крупные звёзды местного формата. Пожалуй, именно так можно определить статус театра «Чемодан» из Чудова. За 10 лет активного творчества коллектив стал неотъемлемой частью родного города.
Самый первый вопрос, родившийся перед встречей с «Чемоданом», касался происхождения названия. В чём интрига: лег кое созвучие с названием города или что-то ещё? Но, как это часто бывает, разговор по шёл совсем в другом русле, чем планировалось.
Смех и слёзы
— Удивительно, но, начав с простого эксперимента, наш театр существует уже десять лет, — с ходу говорит художественный руководитель театра Елена ХАРИТОНОВА, встречая корреспондента «НВ» на ступенях Чудовского ДК. — Начиналось всё с Дома детского творчества, где я вела школьный театральный кружок, но когда школьники стали выпускниками, а театральный запал не угас, мы решили создать молодёжный театр.
Без здоровых амбиций в творчестве ни куда, поэтому первым же произведением «Чемодана» стали ни много ни мало знаменитые мольеровские «Тартюф» и «Мещанин во дворянстве».
— Представляете, наши актёры, да и я тоже, до сих пор помним все реплики наизусть, — улыбается Елена Александровна. — Правда, я тогда решила, что крупные постановки делать больше не будем. Но коллектив проявил характер и со мной не согласился. С тех пор в нашем репертуаре есть полноценные спектакли на час, а то и полтора.
На их выступлениях зритель даёт волю эмоциям.
— Так получилось, что труппа чётко по делилась на трагиков и комиков. Это хорошо прослеживается и в репертуаре: мы играем то «Женитьбу Фигаро», то ставим военно-патриотические музыкальные композиции. Именно так появились «А зори здесь тихие...» — в нашем варианте литературно-музыкальная композиция на пятнадцать минут, «В четырёх километрах от войны» — трагедия по произведению Олега Сосина, на которой зрители часто плачут. Нам нравится, когда на наших спектаклях гости активно проявляют себя.
Театр — это адреналин
По пути в маленькую комнатку, где про ходят репетиции «Чемодана», выясняется, что коллектив театра гордится целым буке том особенностей. Начать с того, что несмотря на статус молодёжного в театре играют люди от 20 до 70 лет.
— Ольга Петровна Бурчак — наша гордость, — признаётся актёр Александр СОРОКО. — Только подумайте — коренная ленинградка, пережившая блокаду. Когда она выходит на сцену, то чувствуется такой за пал энергии, что молодым только и остаётся стараться не ударить в грязь лицом.
— Наш театр тем и интересен, что в нём собрались абсолютно разные люди. Одной из участниц, работающей в Санкт Петербурге, приходится постоянно приезжать на репетиции, но своего увлечения она не бросает, — гордится коллективом руководитель. — А Саша Сороко на первые занятия ходил со своей будущей женой, и вместе они отыграли три спектакля. Правда, потом жена все-таки выбрала ведение домашнего хозяйства, ну а Саша остался верен нам, работает в коллективе уже девять лет, несмотря на сложный рабочий график.
Кстати, ещё одна особенность театра заключается как раз в том, что собрать труппу целиком очень сложно. Иногда случается, что актёры прогоняют спектакль все вместе буквально накануне выступления, а до этого репетируют по отдельности: кто когда сможет.
Сама Елена Александровна в качестве актрисы на сцену выходила лишь несколько раз, потому что совмещать обязанности режиссёра, суфлёра и актера трудно. Но именно судя по собственному опыту она утверждает, что театр — это прежде всего адреналин и от выхода на сцену, и от импровизаций, которые иногда случаются по ходу спектакля.
Самодеятельность или профессионализм?
Вопрос о принадлежности «Чемодана» к любительскому или профессиональному лагерю возникает ещё и потому что,несмотря на руководителя-профессионала (Елена Харитонова закончила театральное отделение культпросветучилища в Пскове),ни один из актёров её театра специального образования не имеет.
Впрочем, такую двойственность режиссёр театра проблемой не считает:
— Когда Константин Станиславский писал свою теорию, он наверняка брал весь материал из жизни, ведь естественность нахождения на сцене возникает как раз из повседневности. Мои ребята на сцене не игра ют, а живут. Не это ли можно назвать профессионализмом? Пусть они не знают систему Станиславского, но они чувствуют её душой. Ну а если и фальшивят, то сами сразу же замечают это — сцена фальши не терпит.
В распоряжении «чемодановцев» и венчальные платья, и старинные камзолы, и военные шинели. Всё сшито специально собственной портнихой. Правда, вот с декорациями дела обстоят значительно хуже, на спектаклях обходятся минимумом предметов, но ведь главное — игра.
Кстати, именно в костюмерной и была раскрыта интрига необычного названия театра: в углу скромно стоял старенький коричневый чемоданчик — обязательный герой всех спектаклей. — Этот чемодан всегда находится перед занавесом до начала спектакля, — улыбается Харитонова. — А история его появления очень проста: когда мы только образовались, помещения для репетиций, как водится, не было. Встречались где придётся, а весь реквизит носили с собой. Вот и получилось, что принцип «всё своё ношу с собой» воплотился в небольшом чемодане и нашем названии.
Почти династия
— Этот сезон для нас юбилейный, десятый, поэтому подготовку к нему мы начинаем уже сейчас, — делится секретом Елена Харитонова, — хочется показать зрителям всё то, что было сделано за годы, блеснуть чем-то новым, сделать специальную программу.
По мнению Елены Александровны, даже мало искушённый зритель легко заметит, что за десять лет уровень мастерства театральной труппы вырос. Об этом же говорят факты: если раньше любая сыгранная роль и подготовленный спектакль самим «чемодановцам» нравился, то сегодня значительная часть времени уделяется «разбору полётов» — каждый оценивает свою работу.
Актёры признаются, что и статус, и возраст коллектива позволяют надеяться на гастроли хотя бы по области, но, тем не менее, выездные спектакли бывают очень редко — камнем преткновения становится отсутствие транспорта. Вот и выходит, что по Чудовскому району «Чемодан» ездит довольно часто, а вот до Новгорода добирался не более пяти раз.
— Как раз в Новгороде, на одном из областных фестивалей театрального искусства мы добились своего самого главного на сегодняшний момент достижения — взяли первое место со спектаклем «Тётушка Чарлея» по произведению Брандона Томаса, — вспоминает Елена Харитонова. — В тот момент казалось, что лучшей работы у нас уже не будет, но время показало, что каждый год рождается что-то новое, достойное и яркое.
Да и вообще, «Чемодан» признаётся, что перспектив у него ещё очень много. В частности, Елена Александровна собирается открыть младшую группу театра, потому что в спектаклях иногда встречаются и детские роли, а играть их пока некому. Этот непростой план кажется чудовцам вполне осуществимым, ведь в труппе уже почти подросло поколение детей актёров «Чемодана»
Самый первый вопрос, родившийся перед встречей с «Чемоданом», касался происхождения названия. В чём интрига: лег кое созвучие с названием города или что-то ещё? Но, как это часто бывает, разговор по шёл совсем в другом русле, чем планировалось.
Смех и слёзы
— Удивительно, но, начав с простого эксперимента, наш театр существует уже десять лет, — с ходу говорит художественный руководитель театра Елена ХАРИТОНОВА, встречая корреспондента «НВ» на ступенях Чудовского ДК. — Начиналось всё с Дома детского творчества, где я вела школьный театральный кружок, но когда школьники стали выпускниками, а театральный запал не угас, мы решили создать молодёжный театр.
Без здоровых амбиций в творчестве ни куда, поэтому первым же произведением «Чемодана» стали ни много ни мало знаменитые мольеровские «Тартюф» и «Мещанин во дворянстве».
— Представляете, наши актёры, да и я тоже, до сих пор помним все реплики наизусть, — улыбается Елена Александровна. — Правда, я тогда решила, что крупные постановки делать больше не будем. Но коллектив проявил характер и со мной не согласился. С тех пор в нашем репертуаре есть полноценные спектакли на час, а то и полтора.
На их выступлениях зритель даёт волю эмоциям.
— Так получилось, что труппа чётко по делилась на трагиков и комиков. Это хорошо прослеживается и в репертуаре: мы играем то «Женитьбу Фигаро», то ставим военно-патриотические музыкальные композиции. Именно так появились «А зори здесь тихие...» — в нашем варианте литературно-музыкальная композиция на пятнадцать минут, «В четырёх километрах от войны» — трагедия по произведению Олега Сосина, на которой зрители часто плачут. Нам нравится, когда на наших спектаклях гости активно проявляют себя.
Театр — это адреналин
По пути в маленькую комнатку, где про ходят репетиции «Чемодана», выясняется, что коллектив театра гордится целым буке том особенностей. Начать с того, что несмотря на статус молодёжного в театре играют люди от 20 до 70 лет.
— Ольга Петровна Бурчак — наша гордость, — признаётся актёр Александр СОРОКО. — Только подумайте — коренная ленинградка, пережившая блокаду. Когда она выходит на сцену, то чувствуется такой за пал энергии, что молодым только и остаётся стараться не ударить в грязь лицом.
— Наш театр тем и интересен, что в нём собрались абсолютно разные люди. Одной из участниц, работающей в Санкт Петербурге, приходится постоянно приезжать на репетиции, но своего увлечения она не бросает, — гордится коллективом руководитель. — А Саша Сороко на первые занятия ходил со своей будущей женой, и вместе они отыграли три спектакля. Правда, потом жена все-таки выбрала ведение домашнего хозяйства, ну а Саша остался верен нам, работает в коллективе уже девять лет, несмотря на сложный рабочий график.
Кстати, ещё одна особенность театра заключается как раз в том, что собрать труппу целиком очень сложно. Иногда случается, что актёры прогоняют спектакль все вместе буквально накануне выступления, а до этого репетируют по отдельности: кто когда сможет.
Сама Елена Александровна в качестве актрисы на сцену выходила лишь несколько раз, потому что совмещать обязанности режиссёра, суфлёра и актера трудно. Но именно судя по собственному опыту она утверждает, что театр — это прежде всего адреналин и от выхода на сцену, и от импровизаций, которые иногда случаются по ходу спектакля.
Самодеятельность или профессионализм?
Вопрос о принадлежности «Чемодана» к любительскому или профессиональному лагерю возникает ещё и потому что,несмотря на руководителя-профессионала (Елена Харитонова закончила театральное отделение культпросветучилища в Пскове),ни один из актёров её театра специального образования не имеет.
Впрочем, такую двойственность режиссёр театра проблемой не считает:
— Когда Константин Станиславский писал свою теорию, он наверняка брал весь материал из жизни, ведь естественность нахождения на сцене возникает как раз из повседневности. Мои ребята на сцене не игра ют, а живут. Не это ли можно назвать профессионализмом? Пусть они не знают систему Станиславского, но они чувствуют её душой. Ну а если и фальшивят, то сами сразу же замечают это — сцена фальши не терпит.
В распоряжении «чемодановцев» и венчальные платья, и старинные камзолы, и военные шинели. Всё сшито специально собственной портнихой. Правда, вот с декорациями дела обстоят значительно хуже, на спектаклях обходятся минимумом предметов, но ведь главное — игра.
Кстати, именно в костюмерной и была раскрыта интрига необычного названия театра: в углу скромно стоял старенький коричневый чемоданчик — обязательный герой всех спектаклей. — Этот чемодан всегда находится перед занавесом до начала спектакля, — улыбается Харитонова. — А история его появления очень проста: когда мы только образовались, помещения для репетиций, как водится, не было. Встречались где придётся, а весь реквизит носили с собой. Вот и получилось, что принцип «всё своё ношу с собой» воплотился в небольшом чемодане и нашем названии.
Почти династия
— Этот сезон для нас юбилейный, десятый, поэтому подготовку к нему мы начинаем уже сейчас, — делится секретом Елена Харитонова, — хочется показать зрителям всё то, что было сделано за годы, блеснуть чем-то новым, сделать специальную программу.
По мнению Елены Александровны, даже мало искушённый зритель легко заметит, что за десять лет уровень мастерства театральной труппы вырос. Об этом же говорят факты: если раньше любая сыгранная роль и подготовленный спектакль самим «чемодановцам» нравился, то сегодня значительная часть времени уделяется «разбору полётов» — каждый оценивает свою работу.
Актёры признаются, что и статус, и возраст коллектива позволяют надеяться на гастроли хотя бы по области, но, тем не менее, выездные спектакли бывают очень редко — камнем преткновения становится отсутствие транспорта. Вот и выходит, что по Чудовскому району «Чемодан» ездит довольно часто, а вот до Новгорода добирался не более пяти раз.
— Как раз в Новгороде, на одном из областных фестивалей театрального искусства мы добились своего самого главного на сегодняшний момент достижения — взяли первое место со спектаклем «Тётушка Чарлея» по произведению Брандона Томаса, — вспоминает Елена Харитонова. — В тот момент казалось, что лучшей работы у нас уже не будет, но время показало, что каждый год рождается что-то новое, достойное и яркое.
Да и вообще, «Чемодан» признаётся, что перспектив у него ещё очень много. В частности, Елена Александровна собирается открыть младшую группу театра, потому что в спектаклях иногда встречаются и детские роли, а играть их пока некому. Этот непростой план кажется чудовцам вполне осуществимым, ведь в труппе уже почти подросло поколение детей актёров «Чемодана»
Мария КЛАПАТНЮК