Пятница, 17 мая 2024

Редакция

Как лепят предания

{mosimage}Необычный музей мифологии и славянской истории создан на базе новгородской школы № 12

Здесь воплощенные в глине мирно уживаются и боги, у которых наши предки славяне просили защиты, и фольклорная нечисть. Вот на печке примостился домовой Воструха, прислушиваясь, не лезут ли в дом воры, — от его чуткого уха ничего не утаится, а вот весёлый голый мужичок сидит у ушата с водой с веником в руке — это дух бани Банник.

На верхних полках горделиво стоят и вовсе необычные герои: от головы до пояса — девы несравненной красоты, а ниже — туловище птицы. Для тех, кто не знает, хозяйка музея художник-керамист Вера КОНЕВА с удовольствием пояснит, что это Сирин-птица, представительница темной силы. Тот, кто послушает ее чарующее пение, забывает обо всем на свете. По соседству с чудо-девой, как и положено, вольготно расположился красавец-мужчина с яблоком в руке. Это бог Припекало. В древности женщины не больно-то почитали этого божка, ибо он покровительствовал мужским изменам. В древности нередки были случаи, когда обманутые жены, собравшись вместе, поджигали святилище Припекало и даже побивали камнями его жрецов.
И так про каждый экспонат, представленный в музее, можно услышать увлекательную легенду или миф, с ним связанный. Языческой мифологией славян Вера Конева начала интересоваться давно. Говорит, учителя были хорошие: смогли заинтересовать историей и рисованием до фанатизма. Сейчас с таким же усердием она лепит из глины героев древних русских мифов, легенд и сказок. Несмотря на то, что по большей части наша героиня — самоучка, её талант давно уже признан: сегодня Вера Конева — действительный член Академии русской словесности и изящных искусств имени Г.Р. Державина.
— Совмещать историю, археологию и искусство очень сложно, — говорит мастер, — поэтому приходится много читать, работать в архивах. Я люблю, когда всё выполнено достоверно и соответственно тому герою, которого я леплю.
Работы Коневой узнаешь сразу: по технике лепки и цветовой гамме. Причем Вера Павловна не использует гончарный круг и штамповку. Для прорисовки же мелких деталей и вовсе используется дамская пилочка. Да и краски она не использует. Но, несмотря на это, глиняные изделия у Коневой всегда получаются разных оттенков: от солнечного до глубокого серого. Смотря что в образе героя нужно подчеркнуть. Весь секрет в обжиге, особом томлении глиняных изделий, аналогичном тому, как делали наши предки. Изучив горы литературы, где так или иначе упоминались старинные методы обжига глины, мастерица по собственным эскизам и расчётам заказала специальную печь, с помощью которой и «печёт» богов да духов. Правда, секретов «выпекания» мастер пока никому не выдаёт. Даже своим ученикам.
— Нужно быть фанатиком своего дела, — объясняет художница. — Пока таких учеников у меня, к сожалению, нет.
Хотя младшее поколение с удовольствием изучает основы лепки и мифологию вместе с Верой Коневой: в школе действует студия лепки, мастер часто проводит занятия, на которых ребят непременно знакомят с мифами и славянскими легендами.
— Парадокс заключается в том, что порой мы лучше знаем историю других народов, их предания и легенды. Тогда как своих корней не то что не чтим — не имеем о них даже представления. Хотя и в нашей современной жизни можно встретить отголоски того, чем жили наши предки славяне, — говорит мастер. — Например, мы и сегодня говорим: «Чур меня», когда хотим защититься от чего-то плохого. Но мало кто знает, что в славянской мифологии был такой бог Чур, или Чурич — божество, жившее на дереве, «деревянный старичок», которого очень боялась нечисть. Это покровитель домашнего очага, охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости. Но, к сожалению, все забывается. На мой вопрос о том, какой герой сказок летает на метле, дети сегодня чаще отвечают: «Гарри Поттер», напрочь игнорируя русскую Бабу Ягу.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)