Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Кризис нас только подтолкнёт к прекрасному

{mosimage}Известный новгородский искусствовед и галерист приступает к созданию  в Великом Новгороде городского выставочного зала, который, по его словам, будет широко открыт для демонстраций любых форм современного искусства.

— Сергей, правда ли, что нас ждет встреча с чрезвычайно модным «актуальным искусством», что означает новаторские идеи и поголовное применение технических средств?
— Не только. В конце концов, Илья Глазунов и Никас Сафронов — тоже наши современники. Но в нашем зале будут все явления современной художественной культуры, которые позволят говорить о том, что мы живем в культурном городе. Наряду с маститыми художниками нашего времени будут представлены и видео-арт, и инсталляции.

— Вы упоминаете тех художников, которые «страшно далеки» от Новгорода. Что будет в постоянной экспозиции?
— А ее не будет. Идея такая: частая смена контента, и это будет эффективно. Мы не можем себе позволить держать по три месяца какую-то выставку, у нас небольшой город.
— Что будет представлять собой городской выставочный зал?
— Он разместится в центре «Диалог» и будет состоять из двух частей:  400 метров второго этажа и 180 метров полуподвала. Вот именно во втором зале, пока — по задумке, будет экспериментальная площадка. Например, выставка под названием «Одна ночь» — то, что художники за ночь нарисовали, то и будем показывать. Может, фотовыставка одного человека или какой-то группы.
На втором этаже, скорее всего, будут размещаться какие-то крупные явления. Пускай это будет не Глазунов, пусть Константин Звездочетов (самый веселый классик московского актуального искусства, как пишет о нем критика. — Ю.Г.). Или работы из галереи Марата Гельмана (художественная галерея современного искусства в Москве, работы оттуда экспонировались в Великом Новгороде в 2007 году. — Ю.Г.), Айдан Салаховой или Тимура Новикова.
Мы сейчас, кстати, ведем активные переговоры с Государственным центром современного искусства, который как раз и продвигает различные формы: выставочные и аудио-визуальные проекты, инсталляции, перфомансы, видео- и кинопросмотры, творческие встречи. Они готовы предоставить нам выставку современного видео-арта. Это будет 20 постановок, то есть 20 роликов будут крутиться!
По технической стороне сейчас решаем проблему с немецкой фирмой, которая поставит нам мобильное оборудование для изменяющейся конфигурации зала. Это специальные планшеты-трансформеры. Если пойдем по классическому пути — развесили картины и ушли в сторону, кому это сейчас интересно? Сейчас мы должны производить качественное свободное время. Только тот, кто это делает, сможет претендовать на внимание публики. А это, помимо просветительской функции, означает и коммерческий успех.
— Вы неоднократно говорили, что даже в провинциальном городе искусство может быть прибыльным. Позиция не изменилась?
— Пока я не могу сказать, что нынешний проект будет окупаться за счет билетов, надо пробовать. Денег, как всегда, нет. Но я рассчитываю на помощь городских властей и их добрую волю. Ольга Попова, председатель комитета культуры, Александр Жуковский, директор автономного учреждения «Диалог» прониклись идеей необходимости выставочного зала. Поскольку он позиционируется как городской, помещения даются бесплатно. Думаю все же, что проект будет приносить деньги.
Помните, питерские митьки приезжали не так давно в Новгород? На них и их картины пришли посмотреть пять тысяч человек! Никто такого не ожидал. А ведь при любой выставке есть еще и сопутствующие товары: репродукции, кружки-кепки-майки, и от этого нельзя отворачиваться, на этом живут все музеи мира.
Нужны такие выставки, чтобы каждый захотел увидеть ЭТО собственными глазами. Примеров — масса, пусть они и не относятся к высокому-великому искусству. Дарвиновский музей предлагает за смешные деньги — 25 тысяч рублей в месяц — в прокат экспозицию-аттракцион «В стране Винни-Пуха». Там нарыты какие-то норы, домики, и дети ползают по этим дорожкам и норкам. Заработать на ней очень легко, а деньги эти можно будет направить на аренду других выставок, уже более серьезных. Если у нас не получится, значит, плохо сработали, пожадничали на рекламу, не на тех поставили, сами виноваты.
— Речь идет только о приезжих выставках, будет ли новгородский материал? Другими словами, есть среди местного художественного сообщества те люди, которых бы вы пригласили с закрытыми глазами?
— К сожалению, между завоеваниями человеческого духа и новгородцами лежит пропасть… И она заполняется не Феофаном Греком. Но моя задача — эту лакуну истребить. У нас очень много заслуженных художников, у которых много юбилеев. Такие выставки, безусловно, нужны, но большое количество публики на них не соберешь. Поэтому будем смотреть, что можно отобрать новгородского, необычного по форме, манере письма, идее. Мне нравятся пронзительные портреты Олега Саулова, работы Александра Якушева. Но просто пригласить выставляться я пока никого не могу. Я говорю: приходи с идеей, почему люди должны на это смотреть.
— То есть все, что сможем собрать нестандартного и неожиданного?
— Необязательно. Это может быть и художественная классика. Например, выставка современной религиозной живописи, экспонаты которой размещены среди старинных икон. Почему бы не столкнуть эти вещи? Сколько искр будет вышиблено! Я давно мечтаю сделать «Выставку под линзой», когда увеличивается до неимоверных размеров кусок картины. Чтобы новгородец не искал привычного сюжета, а понимал, что сочетание красного и синего и есть сюжет.
— Сегодняшний кризис, который мы переживаем, больше все-таки материальный, кризис духовный для человека думающего — явление постоянное. Эти два процесса коррелируются?
— Испытывая недостаток в деньгах, люди не перестают испытывать потребность в проведении свободного времени. Может быть, им хочется увидеть что-то необычное даже больше. Уверен, что если вход на выставку будет стоить 100 рублей, а посидеть в ресторане — в десять раз дороже, то люди начнут возвращаться в музеи и выставочные залы. Кризис нас к прекрасному только подтолкнет.

Юлия ГЕНЕРОЗОВА
 Владимир МАЛЫГИН (фото)