Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Наивный человек

{mosimage}Профессионального художественного образования у Горбачёва нет. Да и быть не могло. Когда ему было восемь лет, его семью раскулачили. Отца и старшего брата арестовали, а мать  вместе с оставшимися детьми отправили, как и многих «врагов народа», в Сибирь — обживать её огромные пустующие земли.

Перед грозным 41 семье удалось вернуться в Боровичи — выхлопотали. Потом была война, во время которой санитар Иван Горбачёв получил столь серьёзное ранение правой руки, что с фронта его комиссовали. После возвращения из госпиталя он сумел устроиться художником на завод «Горизонт». Других вариантов, по словам жены нашего героя, Нины Васильевны, и не было. С больной, практически негнущейся рукой его больше никуда бы не приняли. Горбачёв с детства любил рисовать, а живописцы в те годы работали почти на всех крупных предприятиях. После завершения лечения смог научиться держать кисть в левой руке. На заводе он занимался оформительскими работами, рисовал стенгазету, а дома работал для себя.
Сейчас в его мастерской, в одной из комнат боровичской квартиры, накопилось около 200 работ. Они удивляют очевидной наивностью, истоки которой, видимо, следует искать в отсутствии специального образования. Однако парадокс: благодаря этому его картины обретают особую проникновенность. По выражению председателя Новгородского областного союза художников Булата Яманова, их содержание умиляет, но не до степени сюсюканья. В первоначальном значении умилять значит внушать человеколюбие, сочувствие, сострадание. Такой эффект дает сплав по-детски неумелой деталировки, нередко отсутствия правильной перспективы, использования примитивных художественных метафор и одновременной серьёзности, а порой и драматичности сюжетов.
Например, работа, от которой веет фатальностью происходящего, посвящена одному из самых трагичных событий детства художника — высылке его семьи. Здесь есть и понятой, оглядывающийся с преувеличенной опаской, и готовая к отправке женщина с ребёнком на руках — мать, и сопротивляющаяся экспроприации корова с мученическим выражением  морды.
Или ещё одно полотно. В нём Горбачёв создал эпический образ родины: солнечный день, жнущие рожь крестьянки, река с купеческими ладьями на ней, олицетворяющими достаток, на берегу — три васнецовских богатыря — российская сила. Рядом, с большой долей условности нарисованы храмы — символы духовности. Грустная в своей простодушной утопичности работа.
Продолжение патриотической темы — работы о Великой Оте-
чественной войне, в которых фашиста пронзает копьём советский воин-освободитель верхом на коне, наподобие Георгия Победоносца. Враги с разверстыми ртами и выкаченными от ужаса глазами отступают под натиском Красной Армии.
— Я стремлюсь изображать торжество, радость и красоту нашей жизни, — поясняет свое художественное кредо Горбачёв.
Около трёх лет назад в один из своих визитов в Новгородскую область  художники-митьки решили познакомиться с самодеятельным коллегой. И остались под большим впечатлением от увиденного. По словам одного из митьков, Андрея Филиппова, Горбачёву удалось сделать трогательность художественным достижением.
— Это  очень редко случается, — говорит художник. —  Каким чудом ему удалось этого добиться, можно только гадать. Думаю, благодаря тому, что в его полотнах совсем нет кича, осознанного пафоса. Он искренне верит в то, что пишет. Такое дано не каждому.

Елена КУЗЬМИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)