«Бурной» жизнь музыкального андеграунда Великого Новгорода можно назвать с большим натягом. С одной стороны — еженедельные концерты в Стерео-баре и выход очередного диска «Живой звук», с другой — запланированный и несостоявшийся двухдневный рок-фестиваль.
Тем не менее желающих «творить музыку» в городе — хоть отбавляй. И если утверждение «творчество — это бунтарство» понимают и принимают все, то мысль о том, что творчество — это то, что делается «не как все», посещает гораздо меньший круг творящих.
Впрочем, лидер новгородской группы «SAIGON» Степан ДМИТРИЕВ даёт именно такое определение процессу создания музыки. Набор инструментов «Сайгона» максимально прост: бас-гитара (Стас Зажицкий), гитара (Дмитрий Яровиков), барабаны (Андрей Кучик). Но в этих четырёх увлечённых людях проявилось настолько яркое «не как все», что после пары отслушанных концертов захотелось побывать у них в гостях. А точнее — на рабочей репетиции группы.
Итак, средний возраст участников проекта — 25 лет, история образования и названия группы имеет свои легенды... Однако слово самим музыкантам:
Степан: — Процесс образования нашей группы — сложный и долгий, вернее, это даже два процесса, потому что раньше парни были одним коллективом, а я — свободным чуваком с гитарой, который пытался собрать команду. Ничего не получалось, пока мы не встретились на творческой ниве и не отметили создание новой группы. А название родилось за пару минут до концерта, благодаря моему нику и тому, что конферансье не мог выговорить прежнее имя группы. Так что нынче нам год с копейками.
— И что успело произойти за этот год?
— Сделали аранжировки к дюжине песен, выступили на нескольких концертах и неудачно записали кучу всего.
— ???
— Приехали в Питер с материалом для записи, понадеявшись, что сможем играть с ходу, а в результате сыграли плохо. Правда, потом прямо на репетиционной точке перезаписывали, и получилось гораздо круче. Конечно, не студийный звук, но народ, разбирающийся в звукорежиссуре, сказал, что очень неплохо. Особенно по энергетике.
— Раз речь зашла о звуке, объясните, почему большинство новгородских концертов местного уровня оты-
грываются с ужасным звучанием?
— Начнём с того, что в Новгороде не так много хороших площадок. К примеру, Стерео-бар — место, в котором добиться хорошего звука крайне сложно: помещение очень маленькое, кроме того, публика не даёт долго настраиваться.
Андрей: — Дело упирается в барабаны. Акустический инструмент всегда звучит с определённой громкостью и в частности для Стерео-бара барабаны — слишком громкий инструмент. Когда остальное подстраиваешь под них, уши просто перестают воспринимать музыку. В то же время это единственное место в Новгороде, где можно играть концерты без проблем.
Степан: — Стерео-бар — это скорее место тусовки, каждую среду есть желающие выступить и желающие прийти послушать. Тем более, что многое зависит от исполняемой музыки, некоторые команды звучат там совсем неплохо. Те же «Следы», например. В принципе ведь любой зал сдаётся, и «Ночной океан», и «Фобос» обеспечивали неплохой уровень звука, но ни у одной группы нет нормального организатора, такого человека извне, который был бы в курсе и серьёзно занимался группой.
— Вы говорите о продюсировании, создании имиджа, продвижении собственного музыкального направления?
— Организация концертов и работа с имиджем — разные вещи. У нас пока нет оформившейся идеологии, она в плане становления. И вообще большой вопрос — нужна ли нам идеология? То же самое с музыкальным направлением. Но если разобраться, то для играющих музыкантов не так важно определение того, что они делают.
— Тогда откуда такое количество модных музыкальных стилей?
— Есть критики, давать название сыгранной музыке — их работа. И есть много начинающих коллективов, которые «примазываются» к одному или другому модному направлению. Если есть какое-то название, то продукт легче продать, большинство коммерческих проектов работает именно так. Андеграунд сейчас стремительно превращается в попсу, и чтобы он лучше продавался, ему вешают ярлык.
— У вас уже есть свой «ярлык»?
Андрей: — Мы просто делаем аранжировку для сочинённой музыки, пробуем так и эдак, а потом приходит человек со стороны и кричит: «О! Вы играете инди!».
— А что такое инди?
Степан: — Если честно, я с трудом представляю, что это такое. У нас довольно ровно и мощно пульсирует бас. Может, дело в этом. Но я бы хотел, чтоб в творчестве группы всё было предельно эклектично. Много намешанных стилей, никаких одинаковых мотивов в пределах программы, альбома, даже одной песни. Взять и сделать внутри тяжелой песенки джазовую врезку. Есть два пути: упереться в одну нишу и стать в ней узнаваемыми, а можно, наоборот, пробовать себя в разном и получать удовольствие.
— Главный мотив вашего творчества — получение удовольствия?
Дмитрий: — Моё творчество началось с экологии: на прогулке кто-то кинул бумажку мимо урны, и мы решили, что действовать методами Green Peas малоэффективно, а вот писать песни об экологии...
Степан: — В идеале песня — это слиток из моих переживаний. Я стараюсь писать о том, что вокруг огромный прекрасный, но глубоко несчастный мир, а внутри человека есть мир, который ещё больше, и у каждого он свой, но все уткнулись в телевизоры, думая, что там что-то такое есть, и не видят ни тот, ни другой миры. Обидно, что люди, мечтавшие покорить мир и полететь в космос, в результате идут через школу, институт, деньги, работу к своему телевизору, а это — всего лишь окно в мусоропровод.
Андрей: — А мне, в общем-то, всё равно, о чём песня. Я слушаю музыку, а стихи не люблю. По большому счёту, Стёпа может петь всё что угодно...
Степан: — Так я к тому и стремлюсь, чтобы люди не воспринимали слова, кстати, мы играем не только ради собственного удовольствия, есть предположение, что наша музыка кому-то даже нравится. Мы вот думаем, в частности — я, что наша группа может иметь неплохой успех и собрать хотя бы маленький клуб в Питере.
— В Питере? А как же Новгород?
— Половина новгородцев играют именно в Санкт-Петербурге. Парадокс, но организовать концерт в Питере проще, чем тут. Пока новгородцы не готовы платить за вход на концерт к местным группам такую стоимость, что смогла бы покрыть аренду зала. За «Animal джаз» платить будут, а за новгородцев — нет. А в городе буквально единицы возьмутся за андеграунд, да ещё и в убыток себе. Так что нужно развитие культуры города в целом. У нас пока только все эти танцы-пляски. Я не против культуры, но она должна быть разно-образной.
— Но ведь существует фестиваль «Живой звук», группы «Шамбала» и «АПМ»?
— Да. Есть и другие коллективы. Когда лидер «Следов» похвалил мои стихи, я чуть не расплакался. Клёвое желание сценического действа у группы «Kira Lao», как-то у них все музыканты так правильно сидят, декорации какие-то организуются. Есть и ещё интересные коллективы, но всё равно городу нужны концерты, концертам нужна поддержка.
Кстати, в других городах всё совсем не так. Например, в Иванове по вечерам на площади у кинотеатра играют блюзы. А во Владимире у молодежи есть несколько клубов и реальная поддержка в лице Дома искусств, куда может прийти любой творческий человек. И нам нужно что-то подобное. Если появится малейшая возможность для выступлений в те же Ганзейские дни или на юбилее Новгорода, то я буду всеми силами стараться, чтобы наша группа не осталась в стороне.
Впрочем, лидер новгородской группы «SAIGON» Степан ДМИТРИЕВ даёт именно такое определение процессу создания музыки. Набор инструментов «Сайгона» максимально прост: бас-гитара (Стас Зажицкий), гитара (Дмитрий Яровиков), барабаны (Андрей Кучик). Но в этих четырёх увлечённых людях проявилось настолько яркое «не как все», что после пары отслушанных концертов захотелось побывать у них в гостях. А точнее — на рабочей репетиции группы.
Итак, средний возраст участников проекта — 25 лет, история образования и названия группы имеет свои легенды... Однако слово самим музыкантам:
Степан: — Процесс образования нашей группы — сложный и долгий, вернее, это даже два процесса, потому что раньше парни были одним коллективом, а я — свободным чуваком с гитарой, который пытался собрать команду. Ничего не получалось, пока мы не встретились на творческой ниве и не отметили создание новой группы. А название родилось за пару минут до концерта, благодаря моему нику и тому, что конферансье не мог выговорить прежнее имя группы. Так что нынче нам год с копейками.
— И что успело произойти за этот год?
— Сделали аранжировки к дюжине песен, выступили на нескольких концертах и неудачно записали кучу всего.
— ???
— Приехали в Питер с материалом для записи, понадеявшись, что сможем играть с ходу, а в результате сыграли плохо. Правда, потом прямо на репетиционной точке перезаписывали, и получилось гораздо круче. Конечно, не студийный звук, но народ, разбирающийся в звукорежиссуре, сказал, что очень неплохо. Особенно по энергетике.
— Раз речь зашла о звуке, объясните, почему большинство новгородских концертов местного уровня оты-
грываются с ужасным звучанием?
— Начнём с того, что в Новгороде не так много хороших площадок. К примеру, Стерео-бар — место, в котором добиться хорошего звука крайне сложно: помещение очень маленькое, кроме того, публика не даёт долго настраиваться.
Андрей: — Дело упирается в барабаны. Акустический инструмент всегда звучит с определённой громкостью и в частности для Стерео-бара барабаны — слишком громкий инструмент. Когда остальное подстраиваешь под них, уши просто перестают воспринимать музыку. В то же время это единственное место в Новгороде, где можно играть концерты без проблем.
Степан: — Стерео-бар — это скорее место тусовки, каждую среду есть желающие выступить и желающие прийти послушать. Тем более, что многое зависит от исполняемой музыки, некоторые команды звучат там совсем неплохо. Те же «Следы», например. В принципе ведь любой зал сдаётся, и «Ночной океан», и «Фобос» обеспечивали неплохой уровень звука, но ни у одной группы нет нормального организатора, такого человека извне, который был бы в курсе и серьёзно занимался группой.
— Вы говорите о продюсировании, создании имиджа, продвижении собственного музыкального направления?
— Организация концертов и работа с имиджем — разные вещи. У нас пока нет оформившейся идеологии, она в плане становления. И вообще большой вопрос — нужна ли нам идеология? То же самое с музыкальным направлением. Но если разобраться, то для играющих музыкантов не так важно определение того, что они делают.
— Тогда откуда такое количество модных музыкальных стилей?
— Есть критики, давать название сыгранной музыке — их работа. И есть много начинающих коллективов, которые «примазываются» к одному или другому модному направлению. Если есть какое-то название, то продукт легче продать, большинство коммерческих проектов работает именно так. Андеграунд сейчас стремительно превращается в попсу, и чтобы он лучше продавался, ему вешают ярлык.
— У вас уже есть свой «ярлык»?
Андрей: — Мы просто делаем аранжировку для сочинённой музыки, пробуем так и эдак, а потом приходит человек со стороны и кричит: «О! Вы играете инди!».
— А что такое инди?
Степан: — Если честно, я с трудом представляю, что это такое. У нас довольно ровно и мощно пульсирует бас. Может, дело в этом. Но я бы хотел, чтоб в творчестве группы всё было предельно эклектично. Много намешанных стилей, никаких одинаковых мотивов в пределах программы, альбома, даже одной песни. Взять и сделать внутри тяжелой песенки джазовую врезку. Есть два пути: упереться в одну нишу и стать в ней узнаваемыми, а можно, наоборот, пробовать себя в разном и получать удовольствие.
— Главный мотив вашего творчества — получение удовольствия?
Дмитрий: — Моё творчество началось с экологии: на прогулке кто-то кинул бумажку мимо урны, и мы решили, что действовать методами Green Peas малоэффективно, а вот писать песни об экологии...
Степан: — В идеале песня — это слиток из моих переживаний. Я стараюсь писать о том, что вокруг огромный прекрасный, но глубоко несчастный мир, а внутри человека есть мир, который ещё больше, и у каждого он свой, но все уткнулись в телевизоры, думая, что там что-то такое есть, и не видят ни тот, ни другой миры. Обидно, что люди, мечтавшие покорить мир и полететь в космос, в результате идут через школу, институт, деньги, работу к своему телевизору, а это — всего лишь окно в мусоропровод.
Андрей: — А мне, в общем-то, всё равно, о чём песня. Я слушаю музыку, а стихи не люблю. По большому счёту, Стёпа может петь всё что угодно...
Степан: — Так я к тому и стремлюсь, чтобы люди не воспринимали слова, кстати, мы играем не только ради собственного удовольствия, есть предположение, что наша музыка кому-то даже нравится. Мы вот думаем, в частности — я, что наша группа может иметь неплохой успех и собрать хотя бы маленький клуб в Питере.
— В Питере? А как же Новгород?
— Половина новгородцев играют именно в Санкт-Петербурге. Парадокс, но организовать концерт в Питере проще, чем тут. Пока новгородцы не готовы платить за вход на концерт к местным группам такую стоимость, что смогла бы покрыть аренду зала. За «Animal джаз» платить будут, а за новгородцев — нет. А в городе буквально единицы возьмутся за андеграунд, да ещё и в убыток себе. Так что нужно развитие культуры города в целом. У нас пока только все эти танцы-пляски. Я не против культуры, но она должна быть разно-образной.
— Но ведь существует фестиваль «Живой звук», группы «Шамбала» и «АПМ»?
— Да. Есть и другие коллективы. Когда лидер «Следов» похвалил мои стихи, я чуть не расплакался. Клёвое желание сценического действа у группы «Kira Lao», как-то у них все музыканты так правильно сидят, декорации какие-то организуются. Есть и ещё интересные коллективы, но всё равно городу нужны концерты, концертам нужна поддержка.
Кстати, в других городах всё совсем не так. Например, в Иванове по вечерам на площади у кинотеатра играют блюзы. А во Владимире у молодежи есть несколько клубов и реальная поддержка в лице Дома искусств, куда может прийти любой творческий человек. И нам нужно что-то подобное. Если появится малейшая возможность для выступлений в те же Ганзейские дни или на юбилее Новгорода, то я буду всеми силами стараться, чтобы наша группа не осталась в стороне.
Мария КЛАПАТНЮК