Пятница, 10 января 2025

Редакция

Cокровища обители

{mosimage}В Валдае открыта уникальная выставка, посвящённая 90-летию Никоновского музея

Новая экспозиция — первая попытка музейных работников создать представление о составе собрания музея, названного в честь патриарха Никона. Валдайский музей уездного города по сути является прямым преемником того старого музея, открывшегося в 1919 году
в Иверском монастыре.

 Уникальное собрание
Подготовка к открытию музея в стенах монастыря началась еще в 1918 году, но лишь после того как на следующий год обители вернули конфискованные вещи из ризницы, для музейного собрания были отобраны самые древние и ценные предметы. Занимался этим первый директор музея Дмитрий Франц. Он и составил первый каталог, в котором были описаны 455 предметов: 33 иконы «древнего письма», произведения живописи, в том числе портреты патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, окладные напрестольные Евангелия XVII—XVIII веков, рукописные и отпечатанные в монастырских типографиях книги, храмовые облачения и ценнейшие церковно-ризничные предметы. Были в музее и вещи, не указанные в каталоге.
После того как Никоновский музей прекратил свое существование в 1933 году, его коллекция разошлась по различным музеям страны. Старинные книги осели в фонде хранения редких рукописных и старопечатных книг Новгородского государственного музея-заповедника, что-то передали Валдайскому и Боровичскому музеям, но большая часть древних, имеющих огромную художественную ценность предметов, была перевезена в подмосковный музей «Новый Иерусалим».
Старший научный сотрудник Валдайского губернского музея Наталья ЯКОВЛЕВА призналась, что при подготовке нынешней выставки самым трудным было разыскать бывшие экспонаты, узнать, где именно они хранятся:
— Вещи для выставки мы собирали отовсюду. Не всё, конечно, смогли привезти из «Нового Иерусалима», как, например, набор серебряных стаканов патриарха Никона. Да и другие вещи из драгметаллов — для этого необходимы специальные условия транспортировки и сопровождения, страховки и прочее. Но мы показываем подобные оловянные стаканы XVII века и иллюстрации стаканов из Никоновского музея.
Среди экспонатов уникальной выставки тяжелые кованые вериги — точно такие же носил патриарх Никон, наперсные и напрестольные кресты XVII века, царские вклады в Иверский монастырь, дискосы для святых даров, даро-хранительницы в виде голубей, старинные фонари и расшитые в Иверском монастыре ткани. Как сказали сотрудники Валдайского музея, в большинстве своем — это аналоги тех вещей, что были в Никоновском музее. Но представление о его музейном собрании посетители непременно получат. Кстати, в самом Валдайском музее, который создавался как антирелигиозный, из собрания Никоновского музея хранится 12-пудовая пушка XVII столетия и часть нумизматической коллекции.

В маленьком городе N
Сегодня Валдайский музей из антирелигиозного превратился в губернский, главная цель которого — показать мир русской провинции через судьбы людей, вещи и события. Когда идешь по выставочным залам уютного особняка, заглядываешь в старинные зеркала или смотришь на неподвижные стрелки часов, так и кажется, что время навсегда остановилось в XVIII—XIX веках. Вот-вот мимо окон промелькнет карета путешествующих из Санкт-Петербурга в Москву.
Сейчас в музее пять залов. Например, в одном представлены валдайские древности, объясняющие само понятие Валдай и рассказывающие об истории Иверского монастыря, другой — зал ремесел, в котором собраны интереснейшие сведения о валдайских кузнецах, бараночниках, плотниках, кирпичниках и гармонных дел мастерах. И ремесло в те годы было делом семейным. До наших дней дошли фамилии колокололитейщиков Смирновых, Стуколкиных, Усачевых, иконописца Григория Цветаева, дочь которого Татьяна была талантливой портнихой. В третьем зале можно узнать все о казенных учреждениях, большинство из которых размещалось, кстати, именно в этом здании. В нем до сих пор остались мемориальные вещи из земства, вольного пожарного общества, школ города, театра и аптеки. Есть в музее зал, посвященный валдайским дачникам — писателям, философам, публицистам, — всем, кто черпал свои творческие силы здесь, на Валдае.
Бросается в глаза обилие портретов и фотографий — этакий семейный альбом целого уездного города. Наша собеседница Наталья Яковлева рассказала, что и в наши дни здесь любят бывать туристы и дачники, которых на Валдае с каждым годом становится все больше. И довольно часто музейным работникам приходится наблюдать, как посетитель застывает перед каким-нибудь портретом, словно сраженный схожестью фамилии и внешнего облика. А после архивных изысканий и впрямь выясняется, что на стене Валдайского музея находится изображение далекого предка сегодняшнего посетителя. Наталья Яковлева рассказала, что случаев таких были сотни:
— Походят-походят, посмотрят, потом начинают родословную выяснять. Не раз просили разрешения сфотографировать портрет своей прабабушки, чтобы дома, в Москве или Питере, показать фото детям и внукам. Спустя какое-то время уже они, молодые, приезжают в наш музей, пытаясь даже не найти следы своих предков, а проникнуться той атмосферой, в которой те жили. Вот так, наверное, исподволь, через историю одного городка и приходит понимание, что есть такое — традиционная Россия.
 
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Владимир МАЛЫГИН (фото)