{mosimage}Издавна Великий Новгород был славен своими мастерами: живописцами, резчиками по дереву, ювелирами.
Но вот ручное ткачество как одно из направлений декоративно-прикладного искусства такого широкого распространения не получило. Тем не менее в городе на Волхове в этом виде творчества есть сегодня художник высокого уровня. В гостях у заслуженного художника России мастера по гобелену Надежды ДЗЮБЫ побывали корреспонденты «НВ».
Ткут гобелены руками, используя ткацкую лапу или самую обыкновенную... столовую вилку. С тех давних пор, как человечество изобрело приёмы ткачества, оно в общем-то не претерпело каких-либо изменений. Но до сих пор это очень трудоёмкий и тяжёлый процесс.
— Часами сидеть у ткацкого стана в напряжении сможет не каждый, — говорит Надежда Дзюба, — поэтому, наверное, не удивительно, что самыми известными гобеленщиками являются как раз представители сильной половины человечества.
В основе современного ручного ткачества, как и раньше, лежит техника полотняного переплетения нитей основы и утка, и первым этапом в изготовлении гобелена является создание основ. Как правило, это натянутые нити в горизонтальном или вертикальном положении, а в качестве ткацкого станка может использоваться самая обычная деревянная рама. Каждый из нас в детстве наверняка пробовал быть ткачом. На уроках труда в школе, изучая основы рукоделия, все мы с упорством пытались ровно и аккуратно пропустить шерстяную нить через основу. Получающиеся в ходе таких незамысловатых действий коврики и подставки под кружки грели души девочек и давали повод ощутить себя настоящими мастерицами.
Нашу героиню нитки, иголки и ткани привлекали с детства. Фантазировать с текстилем учила мама. Начиналось всё, как и положено, с нарядов для кукол, потом пошли работы посерьёзней: платья для себя и подруг. В итоге направление для дальнейшего развития было выбрано достаточно определённое: модельер одежды. Но текстильный институт северной столицы так и остался для Надежды мечтой. Виной тому оказались девчоночьи комплексы.
— Когда я вместе с мамой приехала в Ленинград поступать в текстильный институт, то так испугалась, что не смогла собраться с духом, — вспоминает Надежда Викторовна. — Близость Невского проспекта, модно одетые молодые люди, проходившие мимо, меня просто ввели в ступор.
От карьеры модельера пришлось отказаться в пользу учителя рисования. Впрочем, навыков рисунка, композиции и живописи, полученных на художественно-графическом факультете Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена, оказалось вполне достаточно, чтобы создавать впоследствии рукотворные шедевры.
Однако долгие годы Надежда своё увлечение ткачеством напоказ не выставляла. Она работала в художественном фонде: оформляла выставки, делала проектные работы. А гобелен был, как говорится, для души. Своеобразным толчком для выхода за стены квартиры и профессионального роста нашей героини стала небольшая заметка, опубликованная в газете по итогам одной из выставок, в которой экспонировались и гобелены Дзюбы. Увидев свою фамилию и положительные отклики критиков, Надежда Викторовна приободрилась, и творческий процесс начал набирать обороты: уровень выставок с каждым разом становился всё выше, конкуренты всё сильней.
Несколько лет Надежда Викторовна преподавала в Новгородском государственном университете. «Мне казалось это настолько интересным, что я все силы отдавала своим студентам. Порой даже на творчество времени не хватало». Но, как это ни грустно, никто из учениц Дзюбы после получения диплома ткачеством серьёзно так и не занялся. Что ж, гобелен — довольно трудоёмкое искусство, не каждому под силу.
— В своё время классический гобелен подразумевал использование только шерстяных ниток определённого кручения и качества, — объясняет Надежда Дзюба, — мастера использовали до ста оттенков, ведь ткали копии живописных работ, поэтому нужно было передать всю полноту красок. А сейчас и сам процесс упростили, и цветовых оттенков используется гораздо меньше. Да и в ковровую пряжу теперь активно добавляют пряжу для вязания, синтетические нитки и даже природный материал. Например, на одной из последних выставок был представлен гобелен, выполненный из проволоки. Тенденции времени…
Живопись в нитках
Вообще, у тканой картины большие возможности использования, как и у прикладного искусства в целом. Гобелен может быть вписан в любой интерьер. Сегодня наблюдается очередной период взлёта этого направления искусства. Гобеленами снова украшают стены домов, художественные салоны распродают шпалеры, как горячие пирожки. К сожалению, Великий Новгород активностью продаж похвастаться не может. Как и в прежние времена, эта роскошь доступна лишь избранным. И вопрос здесь не только в цене работ. Это направление искусства многим просто незнакомо, а потому и не востребовано.
Тому много причин. Например, отсутствие мастеров, материальной базы. Новгородчина — всё-таки не Иваново, где текстильных фабрик, как грибов после дождя. Тем не менее работы нашей землячки признаны на многих российских и международных выставках. Сама Надежда объясняет свой успех просто: «В отличие от своих коллег из других регионов, где есть сложившиеся школы ткачества гобелена, у нас связи «мастер — ученик» нет. Поэтому в своих работах я проявляю себя во всю мощь, экспериментирую с материалами и формами».
Если классические шпалеры представляли собой в большинстве случаев копии живописных картин известных художников, то Надежда Дзюба работы великих не копирует, а создаёт свои, неповторимые образы. Для художника ведь очень важно найти свой стиль. Впрочем, у художницы есть как классические работы, выполненные в строгом стиле, так и настоящие тканые эксперименты с различным материалом: камнями, коваными ключами, ракушками, найденными на берегу Ильменя... Но всё это настолько органично смотрится, что не вызывает отчуждения восприятия. Потому как «мыслить в материале» наша героиня может как никто другой.
В этом мы и убедились, побывав в мастерской Надежды, где гобеленами заполнено всё пространство: начиная от стен, заканчивая антресолью, где аккуратно свернутые картины ждут своего выхода в свет, на очередную выставку. Это принципиальный подход Дзюбы. На поток она работы не делает сознательно: времени нет, да и качество от спешки весьма страдает. «Я хочу успеть высказаться, — делится своими мыслями сама художница, — столько интересных задумок, что размениваться на рынок просто некогда». Да и можно ли оценить в денежных единицах теплоту души и сердца, перешедшую от рук мастера к каждой нити тканой картины?
Одной из любимых тем мастера ручного ткачества являются как раз Древняя Русь и Великий Новгород. Визитной карточкой Дзюбы уже долгие годы служит гобелен «Русь».
— Русь святая, православная — для меня это мерцание и переливы золотых куполов на фоне темного бирюзового неба, — рассказывает Надежда. — Купола постепенно светлеют, переходя от чистого цвета к иссиня-белому. Как на картине, так и в жизни наша Русь очищается от тьмы и невежества.
Живописцы передают настроение с помощью игры красок, а художники ручного ткачества — с помощью пряжи. Разрабатывая тему Древней Руси, Надежда Дзюба помимо шерстяной пряжи использовала и много люрекса. А чтобы гобелен смотрелся более празднично и напоминал золотое шитьё, использует саржевую технику.
Подчеркивая ощущение древности, в своих работах наряду с нитями автор активно экспериментирует, используя даже бересту. Нередко сам материал наталкивает мастерицу на образ. Так, прогуливаясь летом по берегу Ильменя и увидев обломки рыбацких сойм, Дзюба тут же придумала сюжет очередной картины. Совершенно неприглядные, на первый взгляд, деревяшки принесла домой, и началась работа. Теперь останки некогда большого судна украшают один из последних гобеленов автора.
Порой даже солнечная погода способна настроить мастера на творческий лад. Лето 2000 года было неимоверно жарким, и мастерица решила соткать гобелен на эту тему, подвесив к картинам многочисленные домики улиток.
— Вообще, после того, как мне в голову пришла мысль подвесить к одной из работ камушки, природный материал мне стали дарить регулярно, — смеётся художница. — Кто ракушки привозит с моря, кто различные металлические предметы, артефакты. Так что нехватки в декоративном материале я не испытываю.
Да и сама Надежда мимо интересной, на её взгляд, вещицы пройти спокойно не может. Так что вкрапление в тканые картины предметов разного характера — можно сказать, визитная карточка мастера. Так, например, когда проходишь вблизи гобелена «Довмонтов город», тебе вслед звучит еле различимый перезвон подвязанных к картине ключей.
— Замысел этой работы, — поясняет Надежда, — зародился после поездки в Псков. Я была просто очарована белокаменной крепостью, сдержанностью красок и историей легендарного князя Довмонта, правившего там. Имя его живёт в памяти потомков до сих пор: в названии кремлёвской башни, в руинах древнего города на территории кремля. Поэтому и композиция гобелена — это часть разрушенной стены с едва уловимыми очертаниями града, с подвешенными ключами и замками от уже несуществующих домов.
А в триптихе «Троицкий раскоп» мастерица и вовсе использовала грузила, найденные на одном из археологических раскопов, и остатки бересты.
Удивительно, но среди гобеленов художницы нет ни одного портрета «Это просто не моя тема, — признается Надежда Дзюба, — хотя мастера их делают, конечно. Мне же пока не исчерпать любимой исторической и природной тематики».
Сейчас Надежда Викторовна полна творческих идей и планов: летом прошла её очередная персональная выставка, на межрегиональной выставке «Российский Север» гобелены Дзюбы занимают ведущее место, в разработке находится очередной тканый шедевр. Правда, отсутствие последователей не может не огорчать. Хотя и сейчас мастер-классы художницы собирают аншлаги и вызывают неподдельный интерес у школьников и подростков. Хочется надеяться, что для кого-то из них игра с разноцветными нитками со временем перейдёт из разряда увлечения в призвание.
Владимир МАЛЫГИН (фото)