Пятница, 10 января 2025

Редакция

«Несколько свирепых монголов» совершили набег на музыкальный Великий Новгород

{mosimage}У вас замирает сердце при звуках саксофона? Вы цените в музыкантах умение импровизировать? Тогда вы просто не могли пропустить концерт французской джаз-рок-группы «Несколько свирепых монголов», прошедший в зале Новгородской областной филармонии.

Это второй визит французской группы в Россию: в прошлом году с их музыкой познакомились сибиряки. Стоит отметить, что Великий Новгород музыканты в рамках своего нынешнего гастрольного турне посетили первым из российских городов.

Группа «Несколько свирепых монголов» очень популярна во Франции. Особой известности этот коллектив добился в 2007 году: ему выпала честь открывать Каннский кинофестиваль. Необычный секстет (шесть музыкантов), существующий с 1986 года, исполняет композиции групп «Лед Зеппелин», «Роллинг Стоунз», «Куин» в стиле джаз-рок. Их музыка звучит особенно оригинально благодаря инструментам музыкантов. Среди них есть довольно редкие вещи, например, старинная французская шарманка — огромный инструмент с весьма оригинальным звучанием. В составе джазового коллектива Эрик Ванён — саксофоны (альт, баритон), Себастьян Финк — ударные, Вероник Мужен — синтезатор, перкуссия, шарманка, Патрик Шарбонье — тромбон, Жан-Франсуа Шарбонье  — геликон, туба, Радослав Клюковски — труба. Корреспондент «НВ», преодолев языковой барьер с помощью переводчика, узнал о творчестве и будущих планах музыкантов.
— Почему вы называете себя «свирепыми монголами»? Хотите, чтобы вас все боялись?
— Отнюдь нет. Есть французское слово монгольфьер — «воздушный шар». Мы просто поменяли слоги местами. Получилось «свирепые монголы». Это подходило нам по настроению.
— В каком направлении, как вы считаете, сейчас развиваются джаз и рок? Можно ли найти какие-то новые пути в их развитии?
— Мы можем говорить только за нашу музыку, за наше творчество. Мы существуем уже десять лет. У нас нет четкого направления: тут же и рок, тут же и джаз. Наша музыка строится на свободной импровизации. Для нас джаз — это свободная игра, в которой можно затронуть очень разные темы. Рок же помогает проявить наши эмоциональные стороны. Новые пути — это те инструменты, на которых мы исполняем такую музыку. Ведь саксофоны и тромбон — это не традиционно для рока. А шарманка — даже для джаза.
— Говорят, джаз — музыка для интеллектуалов. А вы как считаете?
— Нет, вы что! Разве коллектив с таким названием может играть сложную, не совсем понятную массам музыку? Мы в первую очередь играем для людей. Перерабатываем по их вкусу знакомые композиции. Но это не значит, что мы играем ради денег. Мы все делаем для души.
— Тогда давайте поговорим о душе. Как вы вообще относитесь к коммерции в музыке?
— Коммерческая музыка существует. Не скажу, что это плохо. Зависит от качества музыки. Популярная музыка очень даже хороша. В принципе одна из целей музыки — это тоже заработок. Если ты выражаешь себя в музыке, играешь красиво и хорошо, то это вполне может оплачиваться достойно. Но ту музыку, которую играем мы, нельзя назвать коммерческой.
— В прошлом году вы уже были с гастролями в России, в Сибири. А чего ждете от этого турне?
— О, о Сибири можно говорить отдельно. В прошлом году у нашей группы было два знаковых события — это запись второго диска, а также гастроли в Россию. Сибирь произвела очень сильные впечатления. Необычная публика. Вспоминаем забавный случай, произошедший на гастролях в прошлом году. На концерте в Перми у нашего музыканта, который играет на тромбоне, порвались штаны. Кто-то из зрителей выбежал на сцену с иголкой и ниткой. И пока он играл, ему зашивали штаны. Такая помощь! На этих же гастролях хотим покорить новую публику, встретиться с другими музыкантами, поиграть в джаз-клубах. Мы хотим давать лучшее. Концерт — это как большая месса. Кроме того, мы бы хотели встретить одного музыканта из Тулы. Мы знакомы с его музыкой и хотели бы сыграть вместе.
* * *
Французский коллектив действительно играет для людей. В этом можно было удостовериться на самом концерте: аплодисменты и просьбы выйти на бис не смолкали. Новгородские ценители рока и джаза смогли насладиться живой музыкой с оригинальной интерпретацией уже знакомых композиций. Однако, по словам режиссера Новгородской областной филармонии Виктора Морица, все-таки новгородцы не приучены к джазу.
— Такие коллективы нечасто приезжают в Великий Новгород. Мы пытаемся развивать интерес у новгородцев. Джаз — это искусство, на котором надо воспитываться. Сейчас же джаз у нас держится только на фанатах. Неужели у нас нельзя проявить инициативу? Тогда и знакомства с подобными коллективами будут более частыми, — отметил Виктор Мориц.

Полина ЖУРАВЛЕВА
Роман КУЗЬМИЧЕВ (фото)