{mosimage}Лучшего звукового фона, чем колокольный звон, для нашей древней земли и не придумаешь. Это в очередной раз доказали три фестивальных дня, когда на новгородские и старорусские колокольни поднимались звонари из разных городов России и серебряные перезвоны разносились на всю округу, собирая под колокольнями людей, которые крестились и задирали головы, пытаясь разглядеть источник праздничного переполоха.
«Приходите в гости к нам!»
Когда-то в дореволюционные времена на Пасху именно так и переговаривались новгородские монастыри через Волхов. Рано поутру просыпались колокола мужского Юрьева монастыря, призывая: «Приходите в гости к нам, приходите в гости к нам!».
«Вот отслужим и придем!» — отвечали с колокольни монастыря женского. «И к нам! И к нам!» — подхватывали с колоколен других церквей. Длился этот перезвон порой до самой ночи. Сейчас такого уже не услышишь. Исключение разве что такие вот фестивали, участники которых радуют новгородцев и традиционными церковными, и авторскими звонами.
Этой осенью «Златозарные звоны» собрали вместе мастеров звонарского искусства из Санкт-Петербурга, Ростова Великого, Карелии и Великого Новгорода. К сожалению, не смогли приехать москвичи, которые именно в эти дни встречали в столице возвращенные из Америки свято-даниловские колокола. Но от этого праздник хуже не стал.
...В пятницу вечером Софийская звонница ожила задолго до официального открытия фестиваля. На нее поднялись те, кому предстояло через считанные часы показать свое мастерство. Кто-то из участников здесь уже бывал, а кому-то впервые пришлось прикасаться к новгородским колоколам и привыкать к особенностям местной звонницы. В числе таких — молодой ансамбль звонарей из Санкт-Петербурга. «Да здесь и дирижер не помешает! — спустившись со звонницы поделились впечатлениями Мария, Лидия и Вера. — Здесь два пролета, это необычно для нас, но очень нравится. Кажется, мы уже освоились, так что и ансамблевый псково-печерский звон, и вечерний звон своей звонницы, собора Владимирской иконы Божией Матери, исполним успешно».
А вот для Антона Радина, дьякона Никольского храма, что в карельском городе Сортавала, и звонница, и Великий Новгород — совсем родные. В нашем городе он учился в музыкальном училище на отделении народных инструментов и вместе с другими студентами частенько бегал на Софийскую звонницу, как только в начале 90-х на неё вернулись колокола. Сейчас у него самого восемь учеников. И он уверен в главном:
— Традиция возродилась и уже никогда не умрет. Прошли те времена, когда у колоколов вырывали языки. Я благодарен Новгороду, люблю сюда приезжать и чувствовать величие города, которое никто у него не смог отнять. Я и на открытии фестиваля исполню новгородский пасхальный звон.
…Первый колокол качнулся, задавая тон остальным, и за ним заговорили все колокола Софийской звонницы. И словно по волшебству прекратился моросящий дождь. Видимо, не зря у звонарской братии есть такая поговорка: каков звонарь, такая и погода. Уже не раз замечали во время фестивалей — то радуга в небе засияет, то тучи разойдутся. Под стенами звонницы собрались слушатели, аплодисментами награждая звоны новгородские, ростовские, питерские и владимирские…
А на следующий день планировалось повеселить искусством российских звонарей жителей Старорусского и Шимского районов.
Об особенностях новгородского фестиваля рассказал его главный координатор, лауреат II конкурса звонарей, член Ассоциации колокольного искусства России Андрей Васильев:
— Каждый раз, когда проходит наш фестиваль, мы строим программу так, чтобы выступить не только в Великом Новгороде, но и в пригородах, в других районах области. В прошлом году посетили Валдай и Иверский монастырь, нынче — Старая Русса, Леохново, Коростынь и Свято-Троицкий Михайло-Клопский монастырь. А еще новгородский фестиваль отличается тем, что он единственный в России проходит осенью: в это время года звонарей собрать гораздо легче. Правда, сегодня погода подкачала, а раньше в эти дни нас всегда встречало настоящее бабье лето...
Колокола есть, звонарей научат
На второй этап фестиваля в Старой Руссе народу собралось немного. То ли пронизывающий ветер испугал любителей перезвонов, то ли банальное отсутствие рекламы сыграло свою роковую роль. Как ни печально, но объявлений о предстоящем мероприятии в городе не было. Так что на уличном колокольном концерте в качестве зрителей присутствовали лишь оповещённые заранее работники культуры да случайные прохожие.
Сам концерт проходил у ворот Георгиевского храма. Сюда из Великого Новгорода доставили передвижную звонницу. К сожалению, среди 17 звонарей, представивших свое искусство на суд немногочисленных слушателей, старорусского мастера колокольных перезвонов не было. Впрочем, если говорить честно, то в Старой Руссе мастера-звонаря как такового и нет. То есть колокол церковный звонит, конечно, исправно, и человек, «приставленный к этой должности», имеется, но он — скорее самоучка, нежели профессионал.
Старорусского пономаря и по совместительству звонаря Александра Цемкало в храм тянуло с раннего детства. Раньше он жил в Днепропетровске, а потом приехал погостить к родственникам в Руссу, да так здесь и остался. После одной из служб Александра приветил батюшка:
— Протоиерей Амвросий просто пригласил меня в алтарь. Так в 27 лет я стал служить при храме алтарником. А потом меня начали понемногу приучать к звоннице.
Знакомство со звонницей Александру пришлось по душе. Тогда ещё в Руссе был звонарь-профессионал. Он давал молодому подопечному уроки, позволял самому испробовать силы. После смерти учителя Александру пришлось полностью взять на себя роль звонаря. Протоиерей Амвросий работой его доволен, но признаёт, что надо продолжать учиться. Совсем скоро в Москву из Старой Руссы отправятся осваивать «звонное дело» четверо талантливых и перспективных молодых людей, в том числе и Александр.
Пока в городе действует лишь одна колокольня — при Воскресенском соборе. Но велика надежда, что скоро зазвонят колокола и при Георгиевском храме. Здесь уже идут ремонтные работы и намечено возведение колокольни. Вот только вопрос о месте её расположения пока неясен.
— Хотели воздвигнуть колокольню прямо перед храмом, но тогда она будет закрывать саму церковь, — рассказал протоиерей Амвросий. — Ставить новое сооружение чуть поодаль от храма, но на его территории — тоже проблемно: в дальнейшем может помешать проведению крестных ходов...
И всё же колокольня при Георгиевском храме будет в любом случае. Для неё уже и новые колокола приготовлены. Да и на колокольне Воскресенского собора тоже скоро заменят старые колокола на новые.
Но это лишь первый этап. Как только он закончится, начнётся решение вопроса о возведении колокольни и у Троицкой церкви. Несомненно, толчком для развития звонарского искусства на старорусской земле послужит и заглянувший сюда нынче колокольный фестиваль.
Ростовский Лебедь и новгородская Сковородка
К колоколу на Руси издавна относились как к живому существу. У него, как и у человека, есть голова, язык, туловище, губа, плечо. И имя — в зависимости от функционального назначения или характера. Есть колокола праздничные, воскресные и будничные. А в Ростове Великом по сей день рядом с Красным колоколом висят Лебедь и Козёл. Последний получил нелестное прозвище за голос — дребезжащий, будто блеющий. Вот еще о характерах: бывает, крутится колокол, никак не хочет звонить, а потом вдруг раззвонится, и звук пойдет, как положено. Про другие же говорят: «Ему сто лет надо, чтобы голос приобрести».
Впрочем, среди 15 колоколов Софийской звонницы прозвище носит всего один — Сковородка, поименованный так за резкий звук (не Козёл — и то хорошо!). Впрочем, все эти огрехи видят лишь профессионалы, такие, как один из трех штатных новгородских звонарей Софийского собора Вячеслав Волхонский.
— Сковородка, — рассказывает Вячеслав, — один из первых и не совсем удачных колоколов, отлитых для звонницы в начале 1990-х. Да и весь нынешний набор можно назвать небольшим и скромным. Хотя когда свои колокола у нас появились, это была огромная радость. За годы мы к ним, конечно, привыкли, но сейчас в России появилось много литейных заводов, и качество отливаемых колоколов возросло в разы. Возрос и максимальный вес, который могут выдавать литейщики. Самый большой колокол последних лет (его отлили для Троице-Сергиевой лавры) весит целых 72 тонны. В своих прайс-листах мастера указывают, что готовы отливать и до 200 тонн, но такие громадины никто пока не заказывал. Самый большой колокол на Софийской звоннице весит «всего лишь» 650 килограммов, это около 40 пудов. Для сравнения: старый праздничный колокол, что стоит у подножия колокольни, весит 1 614 пудов, более чем в 40 раз превосходя своего нынешнего сменщика. Так что есть о чем помечтать!
И по мнению другого постоянного участника колокольных фестивалей — кампанолога (так по-научному называют колоколоведов), этнографа и вице-президента Ассоциации колокольного звона России Сергея Старостенкова, Софийская звонница заслужила больших и лучших колоколов:
— Я не первый раз в вашем городе. Был в числе тех, кто руководил ремонтными и реставрационными работами на звоннице и участвовал в развеске нынешних колоколов. Тогда они рассматривались как экспериментальные. Предполагалось понаблюдать их в динамике, в раскачке, посмотреть, как звонница будет выдерживать нагрузку. Колокола остались по сей день. Хотя внизу стоят старые, большие, возвращенные Великому Новгороду колокола. Почему бы не обследовать и не повесить на звонницу их? Сегодня во многих старинных городах звонят в такие колокола. И Новгород этого заслуживает...
Заслуживает еще и потому, что здесь из года в год растет число тех, кто любит и понимает колокольный звон. Если пару десятков лет назад сотрудники Новгородского музея-заповедника по крупицам собирали материал о местных звонах, то теперь наших звонарей знают и узнают, что называется, по почерку во многих городах России. Надо сказать, что к пониманию своих, чисто новгородских особенностей первым звонарям пришлось приходить интуитивно. Никаких достоверных описаний и уж тем более записей того, как на Новгородчине звонили встарь, до нас не дошло. Помогает сама Софийская звонница, которая благодаря своему особому устройству обеспечивает уникальное звучание.
Первое же летописное упоминание о новгородских колоколах XI века лишь рассказывает, как полоцкий князь Всеслав «воевал Новгород и колокола съима». А в житии Антония Римлянина сказано, что он, приплыв чудесным образом из Италии в Новгород в 1106 году, услыхал «великий звон». Дошла до нас история и о том, как Иван Грозный после покорения Новгорода увез в Москву на волокушах вечевой колокол, вслед за которым ушел и верный звонарь. Описание самих же звонов отсутствует. Но, судя по сохранившимся большим колоколам, главными в новгородском звоне были ритм, характер, простота и в то же время торжественность и величавость. Знатоки колокольного звона находят отголоски русских звонов во многих музыкальных произведениях таких композиторов, как Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский и Рахманинов.
Кроме Вячеслава Волхонского, на Софийской звоннице работают еще два профессионала — Алексей Заварин и Яков Бедфорд. А в воскресной школе при Софийском соборе растет молодое поколение, которому и предстоит развивать и совершенствовать новгородские традиции колокольных звонов.
Первый звон — пропадай мой сон, второй звон — Богу поклон, третий звон — из дому вон…
…В воскресенье колокольный звон выгнал из дому и собрал новгородцев и гостей нашего города у Покровского собора, где начался заключительный гала-концерт фестиваля. Перед его началом звонари успели забежать в храм и посмотреть фотовыставку о свято-даниловских колоколах, побывавших в Великом Новгороде. А потом быстренько освоили построенную год назад звонницу собора. В этот день в их распоряжении была и передвижная звонница областного Дома народного творчества. По словам звонарей, именно такие вот малые колокола располагают к созданию авторских композиций, к тому, чтобы отойти от строгих церковных канонов и дать свободу творчеству. Но и при этом, добавили они, необходимо особо не хулиганить (ведь колокол — вещь серьезная) и всегда чувствовать грань между звонами церковными и светскими, концертными. На гала-концерте мы услышали и те, и другие.
Подзамерзший народ встрепенулся с первым ударом колокола. Звонили с колокольни Покровского собора, куда поднялись мастера из Санкт-Петербурга Алексей Тонких и Марат Капранов, чтобы исполнить «Петербуржские звоны». Как рассказал Марат, их возникновение связано с именем питерского музыканта и дирижера Валерия Лоханского:
— Еще в советские времена он не только изъездил весь Северо-Запад, изучая звоны и знакомясь со звонарями, но и сам долго звонил на колокольне Петропавловской крепости. Там и был создан ансамбль, который в свою очередь сложил несколько звонов. Мы их непременно исполняем на всех фестивалях, бывая в других городах, если, конечно, есть техническая возможность. А «Петербуржские звоны» записаны на пластинку и давно стали визитной карточкой Питера.
Затем прямо на глазах зрителей создался новый ансамбль: ростовчанка Оксана Сурина и петербурженка Христина Гостева исполнили на передвижной звоннице «Соборный Ярославский звон». Девушки уже встречались на Московском Пасхальном фестивале, но их творческое содружество сложилось только на новгородской земле.
Потом еще долго у стен собора благодарные зрители награждали аплодисментами звоны Покровский и Владимирский, Красный и Новгородский. Но особенно повезло в этот день супружеской паре из Санкт-Петербурга, под звон колоколов обвенчавшейся в новгородском храме. Как сказали сами звонари, это — хорошая примета. Ведь колокольный звон не только лечит и всякую нечисть убивает, он и душу облагораживает, счастье дает.
Вот с таким настроением и разошлись новгородцы после последнего, общего звона, которым по обычаю заканчиваются встречи музыкантов от Бога – именно так зачастую называют русских звонарей. Участники фестиваля все как один выразили желание непременно приехать в Великий Новгород в юбилейном году, чтобы в подарок на 1150-летие преподнести нашему древнему городу колокольный звон со всей матушки-Руси.
Светлана ДУБОВИЦКАЯ, Людмила РЕБРОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)