Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

И тот, кто с песней по жизни шагает…

{mosimage}В книжном клубе новгородского магазина «Буквоед» прошло представление сборника стихов «Водолейские песни». Автор новой книги — новгородский бард Владимир Касьянов, лауреат нескольких литературных и музыкальных конкурсов.

Пожалуй, слово «встреча» лучше всего определяет всё происходившее в тот вечер. Язык не повернётся назвать это ни презентацией, ни концертом. «Не надо хлопать — не концерт ведь…» — возразил автор на попытки аплодисментов после первой спетой песни. Он и пел. И читал стихи.И пахло от стихов осенью, грустью и романами Достоевского. Жили в этих стихах те же «маленькие люди», конченые люди с явными мотивами к самоубийству. Или люди вполне благополучные, сытые, состоявшиеся — и тем не менее потерянные и несчастные.

 Всё это — жизнь, извращённая, исковерканная, испорченная, но ведь она такой и бывает, а сказать о ней легко и красиво умеет не каждый. Тем более что она такая короткая…


На краю посёлка,
                          где снег черней
Из-за угольной пыли
                          и ворон-чертей,
На краю посёлка
                 начнёшь свой путь…
И закончишь, допустим…
                              ну где-нибудь
На краю Сантьяго
                            в пустом кафе,
Подшофе, в потёртом
                            чужом шарфе.
Вот и всё. Будто
                       не было ничего…


А в других стихах обитала любовь — летящая, трепетная, печальная. Любовь, как пущенная стрела, которую не вернуть, как звон роковой тетивы. И ещё — горький запах опавших листьев и холодная призрачность слов в холодной прозрачности воздуха. И — ощущение того, что всё кончено.
Я помню всё, но Бог не хочет Моё бессмертие вернуть…
Эта встреча и несколько традиционных музыкальных событий вроде XVI межрегионального фестиваля авторской песни «Норд-Вест», фестиваля «Наполним музыкой сердца», посвящённого Году семьи, прошедших на Новгородчине и собравших вместе множество людей, увлекающихся авторской песней, послужили поводом для разговора с Владимиром о популярности и актуальности авторской песни в Новгороде.
Вот что он рассказал о себе и своем деле:
— Волна авторской песни пришлась на конец 1950—60-х годов, когда она была популярна наравне с туризмом, все студенты полезли в горы и на полюса, прихватив с собой гитары как очень мобильные инструменты. Звуки гитары были слышны на каждом углу. Тогда авторская песня слыла протестной, к ней тянулась молодёжь. Если раньше Высоцкий мог быть в опале за упоминание о лагерях, то сейчас нет ничего такого, что запрещено. Официально противостоять нечему.
Так что о процветании авторской песни вообще и новгородской в частности нынче говорить не стоит. В Новгороде даже клуба нет, хотя он и существовал пару лет назад. Найти авторов-исполнителей очень трудно. Особенно трудно с молодыми. Людям негде тусоваться, и некому их учить. В городе я — самый молодой бард, а мне 33 года. И, по-моему, я один пытаюсь делать какие-то концерты.
Тем не менее мне не кажется, что будет очень хорошо, если авторов-исполнителей вдруг станет много. Нас, конечно, мало в городе, но и город-то маленький, каждый автор найдёт свою аудиторию. Если рок не может существовать без большого количества зрителей, то автор-исполнитель вполне может сыграть концерт для нескольких слушателей. Року нужен драйв, а у меня на первом концерте было три человека, и в первую очередь мы общались. Было здорово...
Конечно, хорошо, что проводятся «Серебряные струны» — конкурс для популяризации песни среди молодёжи, но между такими конкурсами нужно заниматься чем-то ещё, чтобы поддерживать интерес. У нас же проходят несколько фестивалей в году, и в лучшем случае по их итогам выпускается диск с песнями лауреатов. В этих конкурсах не всегда звучат авторские тексты и музыка, чаще — репертуар понравившихся мэтров.
Кроме того, жанру авторской песни надо учиться. Причём учение состоит в том, что молодому человеку показывают весь репертуар, которым он может овладеть. Но это должно проходить в клубе, в определённой среде общения, а её нет.
Молодёжь часто пытается самоутвердиться за счёт музыки. Однако если рок и его составляющие дают возможность подростку зарекомендовать себя, то фраза типа «Я играю Визбора» вряд ли кому-нибудь поможет. В последнее время очень сильным стало альтернативное направление в музыке, в этой сфере появилась своя культура общения. Молодёжь сама создаёт группы, а следом за средой организовалась и инфраструктура, площадка, на которой можно заработать. На авторской песне заработать практически нельзя. В нашей стране это могут сделать буквально несколько человек, к примеру, Олег Митяев, который вышел на эстрадный уровень, но остался исполнителем авторской песни.
Автор-исполнитель в своей песне может использовать цитаты из «Битлов», Моцарта, любые компиляции. Главное, чтобы это было творчество: либо сам пишешь и поёшь, либо берёшь чужую песню и переделываешь её так, что и автор не узнает, —  какие-то новые акценты, интонации, аранжировки. Главное — помнить, что песня, превращённая в шоу, уже не авторская песня, потому что творчество — это интимное дело.

Мария КЛАПАТНЮК,Дарья ПЕРЕВАЙ
Фото из личного архива Владимира КАСЬЯНОВА