Пятница, 10 января 2025

Редакция

Оранжевый восход

Оранжевый восход

Когда талант просыпается с возрастом

Дом художника Станислава МИЧКОВСКОГО в Зимогорье находится почти на перекрёстке двух дорог — железной и автомобильной. Узнать его можно сразу — по вернисажу у обочины. Выставка картин у деревенского дома — это, согласимся, в диковинку. Как тут не притормозить редакционной машине?

За жилым домом — банька. У Станислава Васильевича она разделена на два отделения. В одном видно множество радио-

электронных приборов, а другая стала творческой мастерской, где в уединении можно предаться занятию, ставшему любимым лишь на пенсии: наш новый знакомый стал живописцем только в 66 лет.

— Рисовал я немного в школьные годы, а потом жизнь так завертелась, что и желания малевать не возникало, — рассказывает Станислав Мичковский. — Но два года назад стал делать макет барской усадьбы по заказу местного дома народного творчества, и понадобился задний фон. Взял в руки кисти, масляные краски, нарисовал — и понравилось мне это дело. Техника, законы изобразительного искусства — все само приходит. Начинаешь писать и потихоньку растёшь над собой. Сейчас я гораздо лучше пишу, чем когда начинал. Иногда не получается, приходится бросать картину. Но потом возвращаешься к теме.

В основном Станислав Мичковский рисует пейзажи. Валдайские красоты, безусловно, — неиссякаемый источник вдохновения. В любое время года здесь найдется местечко, достойное кисти художника.

Картины Мичковского прежде всего привлекают насыщенными цветами. Вот интересно — матрицы современных цифровых фотоаппаратов фиксируют, мониторы отображают миллионы цветов, а любуемся мы по-настоящему картиной, нарисованной руками.

— Цифра — не то, — делится опытом Станислав Васильевич. — При написании пейзажей я тоже пользуюсь современным фотоаппаратом, но только для того, чтобы облегчить работу: по памяти не могу рисовать, с натуры даже не пробовал. А вот по фотографиям получается, и наснимал я очень много — специально для того, чтобы потом анализировать, сопоставлять, обобщать и выводить на холст.

Особенно хорошо у Станислава Мичковского выходят водные глади. Валдайские заводи и речка Чернушка предстают в самых неожиданных цветовых решениях: рыжая, снежная, огненная вода на прудах и проталинах, на заводях и водоёмах — причём всё обусловлено освещением. Восходит солнце, и вот тебе и оранжевая тропинка по воде.

— Станислав Мичковский — новый для нас художник, — говорит заведующая отделом культуры администрации Валдайского муниципального района Валентина Юн. — После того как ушёл из жизни единственный в наших краях профессиональный мастер кисти, член Союза художников России Николай Васин, восхвалять валдайские красоты продолжают ученики Николая Николаевича, с которыми он много работал в своё время, — Леонид Корепанов, Николай Цынарёв, Николай Дороженко, Владимир Ушанов, но Станислав Васильевич — действительно самоучка.

Тем не менее год назад в Валдайском доме народного творчества с успехом прошла первая персональная выставка Станислава Мичковского — «Времена года». Там были представлены работы «На берегу Валдайского озера», «Зима в Зимогорье», «В Зимогорье», «Восход солнца в деревне Городно» и другие запомнившиеся посетителям полотна. Живопись маслом в реалистической манере — это всегда для простых любителей искусства красиво и модно.

Профессиональный художник из Москвы Алексей Петров также высоко оценивает старт валдайского живописца, даже покупает и увозит его картины в Москву. Обычно такую живопись, без академической подготовки, называют наивной, но многим она именно тем и интересна — своей самобытностью.

Много у Мичковского копий картин известных русских художников — Клевера, Шишкина, Мясоедова. Видимо, это и есть своеобразная академия изящных искусств для умельца из Зимогорья. Здесь также бывают, кстати, и незачёты. Вот, например, скопировать известную всем «Всадницу» Карла Брюллова так и не удалось, она не захотела садиться на коня.

— Девочка не вышла на полотне из-за того, что я с самого начала неправильно подошёл к композиции, — объясняет художник.

Зато копировать картину Клевера «Закат в зимнем лесу» выходит настолько хорошо, что таких полотен купили уже с десяток.

— Иногда бывает, что выставишь картину, а её сразу и купят, а я и сам-то ещё не налюбовался. Что ж делать, пишу заново, восстанавливаю, — признаётся Станислав Васильевич.

День на день не приходится, но в удачном случае с ежедневной выставки у дома как ветром сдувает по три масляных полотна. Один раз цыгане «Коней» увели — украли картину, так им понравились гуляющие на поле бесхозные лошадки. Сначала подошли посмотреть — языками от удовольствия поцокали, а потом она и пропала.

— Что за люди покупают картины, я обычно не знаю, — говорит Станислав Васильевич. — Но одного покупателя было трудно не признать — наш губернатор Сергей Митин! Это было в день города, когда мои картины среди прочих выставлялись в «Городе мастеров». Как положено, выбрал, поторговался — и купил «Иверский монастырь». Для представительских целей, сказал.

Что ж, картина самобытного художника — действительно хороший подарок.

Юрий КРАСАВИН
Фото автора